Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
VEON объявила о продаже «дочки» в Армении Бизнес, 09:00 В России резко выросло число желающих встать на «госучет» ИТ-компаний Технологии и медиа, 09:00 Какие компании выбрать в свой инвестиционный портфель РБК и Финансовая платформа, 08:55 Тренер «Зенита» попросил набраться терпения после трех поражений подряд Спорт, 08:44 В Госдуме предложили ввести систему начисления пенсий «по рангам» Общество, 08:34 Повезло с Китаем: что спасло Mercedes от кризисных потерь — Bloomberg Pro, 08:33 10 фактов о президентстве Дональда Трампа Политика, 08:30 В Роспотребнадзоре нашли коронавирусы у летучих мышей в России Общество, 08:26 Креативный директор Frame Moscow — о незаменимых вещах в гардеробе РБК и Frame Moscow, 08:22 Лекарства застряли на таможне, падение рубля. Главные новости РБК Общество, 08:19 «Аэроэкспресс» предупредил о потере 60% выручки из-за коронавируса Бизнес, 08:00 Когда бизнес выйдет из кризиса. Исследование РБК и SAP, 07:49 Инфекционист Минздрава оценил сроки снижения роста заболеваемости COVID Общество, 07:41 Советники раскрыли планы Байдена по пошлинам для Китая Политика, 07:35
Торговые центры в Гонконге
Мнения ,  
0 
Анна Данченок

Торговые центры в Гонконге: когда европейские правила не действуют

С развитием российского профессионального ретейла европейский, американский и прочие более продвинутые рынки перестают поражать взгляд туриста из России. Несмотря на выгодные цены или интересный набор брендов, и там и здесь действуют единые правила и наблюдаются схожие тенденции. Однако есть города, где, на взгляд рядового потребителя, ретейл устроен совсем по-другому - речь пойдет о рынке торговой недвижимости Гонконга.

Фото: Depositphotos/sepavone
Фото: Depositphotos/sepavone

Анна Данченок, NAI Becar
Анна Данченок, NAI Becar
Почему бум? Объем рынка торговых помещений в Гонконге составляет около 4 млн кв. м, то есть обеспеченность постоянного населения торговыми площадями составляет 560 кв. м на тысячу человек, что, согласитесь, не так уж и много в сравнении с 800 кв. м на тысячу человек в Европе.

К тому же, если добавить к постоянному населению (7 млн человек) еще 25 млн туристов ежегодно, становится понятно, почему здесь в ретейле уже несколько лет наблюдается настоящий бум. Отмечу, что, по некоторым данным, расходы в день для многих туристов составляют 1000 долл. и более.

Шопинг по дороге

Высокая плотность застройки объясняет, почему в среднем первые три этажа всех зданий Гонконга заняты ретейлом.  На мой взгляд, помимо объемов самого ретейла, на активность потребителей влияет совершенно по-особому выстроенный пешеходный поток.

Возьмем, к примеру, Москву, где только один торгово-пешеходный мост - "Багратион", - в то время как в Гонконге пешеходные переходы часто устроены между двумя небоскребами и располагаются на уровне третьего-четвертого этажа. Таким образом, получается следующая картина: для перехода улицы потребитель заходит в здание, первые уровни которого заняты магазинами, переходит через пешеходный переход и, наконец, выходит на противоположную сторону улицы опять же через ретейл-уровни другого небоскреба. Такой маршрут обеспечивает отличные продажи собственникам всех трех уровней помещений.

Торговые площадки на пешеходных мостах активно развиваются в Гонконге
Торговые площадки на пешеходных мостах активно развиваются в Гонконге (Фото: Depositphotos/leungchopan)

Долой европейские принципы поэтажного зонирования

В противовес европейскому правилу  - не более трех этажей в торговом центре - Гонконг и здесь  живет по своим принципам. В качестве примера приведу один из наиболее популярных торговых центров -  Times Square, в котором при общей торговой площади 83 700 кв. м  аж 13 этажей!

Так выглядит поэтажный план ТЦ Times Square.

Поэтажный план торгового центра Times Square в Гонконге
Поэтажный план торгового центра Times Square в Гонконге

А вот так его интерьеры.

Интерьеры Times Square shopping mall
Интерьеры Times Square shopping mall (Фото: Robert Harding / Globallookpress)

Уроки высотников

Многие собственники торговых центров в Москве и регионах задаются постоянным вопросом: как поднять посещаемость верхних уровней своих торговых центров (тех самых, в которых, как правило, не более четырех уровней).

Считаю, что уроки девелоперов, которые могут заставить потребителей посетить десять и более этажей в целях шопинга, могут оказаться весьма ценными. Например, целый этаж торгового центра в Гонконге может занимать специализированный магазин, служащий магнитом, - допустим, книжный (где также предлагаются медиа, канцелярия и прочие связанные категории товаров). Также целые этажи могут использоваться под размещение салонов красоты и соответствующих косметических корнеров,  фудкортов, крупных ресторанов и т. д. Задавая каждому уровню оригинальную идею, достигается отличная вертикальная циркуляция.

Фото: Caro / Andreas Muhs / Globallookpress
Фото: Caro / Andreas Muhs / Globallookpress

Плоды ретейлизации

Неудивительно, что бум потребления отразился и на ставках аренды торговой недвижимости в Гонконге, которые превышают аналогичные показатели, например, в Нью-Йорке. Ставки аренды на торговые помещения в прайм-локациях варьируются от 2500 до 6000 долл. за кв. м в год, в то время как цены продажи могут превышать 70 000 долл. за кв. м. Ставки капитализации составляют около 4-5%.

Автор: заместитель директора департамента консалтинга и оценки компании NAI Becar Анна Данченок специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторах
Анна Данченок Анна Данченок, NAI Becar
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента