Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
После критики Захаровой из материала CNN исчезли кадры с бронетехникой Политика, 20:07 Как правильно выбрать летнюю резину. Инструкция РБК и Nokian Tyres, 20:06 Женская сборная России по футболу отобралась на чемпионат Европы Спорт, 20:02 Эрдоган объявил об ужесточении мер против коронавируса в Турции Общество, 19:56 Рубль резко укрепился после предложения Байдена Путину Инвестиции, 19:54 Байден предложил Путину встречу, курорты на смену Турции. Главное за день Общество, 19:38 У нового Hyundai Tucson появилась удлиненная версия с 200-сильным мотором Авто, 19:26 «Яндекс» ответил на обвинения ФАС в ограничении конкуренции Экономика, 19:24 Кремль назвал четыре острые проблемы, затронутые Байденом Политика, 19:20 Что вы знаете о работе иммунитета. Квиз РБК и Деринат, 19:15 Как сэкономить на рекрутинге 20% и усилить команду Pro, 19:08 Иран решил обогащать уран до рекордного уровня Политика, 19:07 NFT Investments привлекла инвестиции на 35 млн фунтов Крипто, 19:05 РФС перенес обсуждение эпизода с сотрудником «Локомотива» в судейской Спорт, 19:02
Торговые центры в Гонконге
Мнения ,  
0 
Анна Данченок

Торговые центры в Гонконге: когда европейские правила не действуют

С развитием российского профессионального ретейла европейский, американский и прочие более продвинутые рынки перестают поражать взгляд туриста из России. Несмотря на выгодные цены или интересный набор брендов, и там и здесь действуют единые правила и наблюдаются схожие тенденции. Однако есть города, где, на взгляд рядового потребителя, ретейл устроен совсем по-другому - речь пойдет о рынке торговой недвижимости Гонконга.

Фото: Depositphotos/sepavone
Фото: Depositphotos/sepavone

Анна Данченок, NAI Becar
Анна Данченок, NAI Becar
Почему бум? Объем рынка торговых помещений в Гонконге составляет около 4 млн кв. м, то есть обеспеченность постоянного населения торговыми площадями составляет 560 кв. м на тысячу человек, что, согласитесь, не так уж и много в сравнении с 800 кв. м на тысячу человек в Европе.

К тому же, если добавить к постоянному населению (7 млн человек) еще 25 млн туристов ежегодно, становится понятно, почему здесь в ретейле уже несколько лет наблюдается настоящий бум. Отмечу, что, по некоторым данным, расходы в день для многих туристов составляют 1000 долл. и более.

Шопинг по дороге

Высокая плотность застройки объясняет, почему в среднем первые три этажа всех зданий Гонконга заняты ретейлом.  На мой взгляд, помимо объемов самого ретейла, на активность потребителей влияет совершенно по-особому выстроенный пешеходный поток.

Возьмем, к примеру, Москву, где только один торгово-пешеходный мост - "Багратион", - в то время как в Гонконге пешеходные переходы часто устроены между двумя небоскребами и располагаются на уровне третьего-четвертого этажа. Таким образом, получается следующая картина: для перехода улицы потребитель заходит в здание, первые уровни которого заняты магазинами, переходит через пешеходный переход и, наконец, выходит на противоположную сторону улицы опять же через ретейл-уровни другого небоскреба. Такой маршрут обеспечивает отличные продажи собственникам всех трех уровней помещений.

Торговые площадки на пешеходных мостах активно развиваются в Гонконге
Торговые площадки на пешеходных мостах активно развиваются в Гонконге (Фото: Depositphotos/leungchopan)

Долой европейские принципы поэтажного зонирования

В противовес европейскому правилу  - не более трех этажей в торговом центре - Гонконг и здесь  живет по своим принципам. В качестве примера приведу один из наиболее популярных торговых центров -  Times Square, в котором при общей торговой площади 83 700 кв. м  аж 13 этажей!

Так выглядит поэтажный план ТЦ Times Square.

Поэтажный план торгового центра Times Square в Гонконге
Поэтажный план торгового центра Times Square в Гонконге

А вот так его интерьеры.

Интерьеры Times Square shopping mall
Интерьеры Times Square shopping mall (Фото: Robert Harding / Globallookpress)

Уроки высотников

Многие собственники торговых центров в Москве и регионах задаются постоянным вопросом: как поднять посещаемость верхних уровней своих торговых центров (тех самых, в которых, как правило, не более четырех уровней).

Считаю, что уроки девелоперов, которые могут заставить потребителей посетить десять и более этажей в целях шопинга, могут оказаться весьма ценными. Например, целый этаж торгового центра в Гонконге может занимать специализированный магазин, служащий магнитом, - допустим, книжный (где также предлагаются медиа, канцелярия и прочие связанные категории товаров). Также целые этажи могут использоваться под размещение салонов красоты и соответствующих косметических корнеров,  фудкортов, крупных ресторанов и т. д. Задавая каждому уровню оригинальную идею, достигается отличная вертикальная циркуляция.

Фото: Caro / Andreas Muhs / Globallookpress
Фото: Caro / Andreas Muhs / Globallookpress

Плоды ретейлизации

Неудивительно, что бум потребления отразился и на ставках аренды торговой недвижимости в Гонконге, которые превышают аналогичные показатели, например, в Нью-Йорке. Ставки аренды на торговые помещения в прайм-локациях варьируются от 2500 до 6000 долл. за кв. м в год, в то время как цены продажи могут превышать 70 000 долл. за кв. м. Ставки капитализации составляют около 4-5%.

Автор: заместитель директора департамента консалтинга и оценки компании NAI Becar Анна Данченок специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторах
Анна Данченок Анна Данченок, NAI Becar
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента