Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
5 мегапроектов в пустыне
Зарубежная недвижимость ,  
0 

Миражи в пустыне: арабские страны заявили о 5 новых мегапроектах

Катар, ОАЭ, Египет, Тунис и Саудовская Аравия планируют построить новые города на песке
Миражи в пустыне: арабские страны заявили о 5 новых мегапроектах

За последние десять лет проекты новых мегаполисов в незаселенных районах стали очень популярны в государствах Ближнего Востока. Собственные «стройки века» анонсировали большинство стран региона — от нефтяных монархий до новых республик, возникших после «арабской весны».

Редакция «РБК-Недвижимости» собрала пять наиболее резонансных проектов будущих мегаполисов на Ближнем Востоке — от огромной столицы Египта, которую планируется построить всего за пять лет, до уникального Масдара, запрещающего автомобили и осуществляющего экологическую утопию. Эти города еще не построены полностью — но если все проекты будут доведены до конца, каждый из них станет визитной карточкой своей страны на международной арене.

Экономический город Туниса, Тунис

Прогнозируемое население: нет данных (250 тыс. рабочих мест + 2 млн туристов)
Год постройки: 2030
Бюджет: $50 млрд
Площадь: 90 кв. км

Концепцию Экономического города Туниса (ЭГТ) придумали еще в 2011 году, но полноценный запуск проекта состоялся осенью 2014-го: началу строительства мешала «арабская весна» и регулярная смена власти в Тунисе. Отсрочка положительно сказалась на числе инвесторов: свое участие в проекте подтвердили 50 компаний из 30 стран. Основной костяк — инвесторы из Саудовской Аравии, вместе с ними в возведении ЭГТ будут участвовать компании из Дубая и Евросоюза.

Экономический город Туниса  — предполагаемый новый центр местной экономики, мегаполис, с помощью которого европейские и ближневосточные компании получат выход на рынок Северной Африки. Город, расположенный в туристической провинции Сус, сможет похвастать 14-километровой береговой линией, многочисленными отелями, доступом к крупнейшему в стране порту и сразу четырьмя центральными площадями: туристической, образовательной, коммерческой и медицинской. Кстати, ведущий медицинский центр ЭГТ намерен построить российский миллиардер Василий Клюкин.

Визитной карточкой Экономического города Туниса станут 600-метровые башни-близнецы. В небоскребах можно будет купить элитное жилье. Проект находится на ранней стадии: строительство мегаполиса планируется завершить к 2030 году. В числе спортивно-развлекательных проектов на территории города значатся стадионы для олимпийских видов спорта, конные клубы, поля для гольфа, трасса «Формулы-1» и парк развлечений, который называют африканским Диснейлендом. Девелоперы рассчитывают, что ЭГТ поможет снизить безработицу в Тунисе за счет создания 250 тыс. постоянных рабочих мест.

Новая столица Египта

Прогнозируемое население: 5 млн человек
Год постройки: 2020
Бюджет: $30 млрд
Площадь: 700 кв. км

Пока не названный проект новой столицы Египта впечатляет своими масштабами: будущему мегаполису выделят 700 кв. км чистого песка к востоку от Каира. Озвученные темпы строительства также претендуют на рекорд: пятимиллионный мегаполис планируется построить всего за пять лет. Уже к 2020 году министр строительства Египта Мустафа Мадбули рассчитывает переместить в новую столицу все органы федеральной власти и иностранные дипломатические представительства. Если планы осуществятся, новый мегаполис станет самой густонаселенной столицей из тех, что были построены с нуля, опередив Канберру, Исламабад и Бразилиа. Местный городской парк окажется в два раза больше Центрального парка в Нью-Йорке, а центр аттракционов и развлечений превзойдет по площади Диснейленд в четыре раза.

Проект презентовали в марте 2015 года: Мустафа Мадбули сразу же объявил, что уже располагает средствами для застройки первых 100 кв. км. При этом министр не уточнил, как именно он собирается привлекать жителей в новый город. К настоящему времени вокруг 20-миллионного Каира выстроены 22 города-спутника: за последние 30 лет власти пытались стимулировать переселение горожан в пригороды, однако жители отказывались уезжать из столицы. В данный момент численность населения в каирских пригородах не превышает полутора миллионов человек, а многие здания в этих поселениях не востребованы.

Энергообеспечение и инфраструктура новой столицы Египта также остаются непроработанными. Авторы проекта не уточняли, откуда будущая столица планирует получать электричество и воду, в то время как другие проекты на Ближнем Востоке уделяют этим вопросам первоочередное внимание.

Лусаил, Катар

Прогнозируемое население: 450 тыс. человек (370 тыс. постоянных резидентов)
Год постройки: 2019
Бюджет: $45 млрд
Площадь: 38 кв. км

Наиболее реалистичный проект среди всех представленных — во многом благодаря тому, что именно здесь должны пройти ключевые матчи чемпионата мира по футболу 2022 года. Город площадью  38 кв. км уже начали строить на побережье Персидского залива в 23 км к северу от Дохи. Здесь соорудят главный стадион чемпионата мира на 86 тыс. зрителей, систему охлаждения для этой арены придумали специалисты компании Populous и бюро Нормана Фостера. В настоящий момент в Лусаиле уже есть стадион мирового уровня — минувшей зимой 15-тысячный Lusail Sports Arena принимал матчи чемпионата мира по гандболу среди мужчин.

Лусаил призван стать экономической столицей Катара: девелопер проекта государственная компания Lusail Real Estate Development рассчитывает на появление в городе 25 тыс. жилых зданий и 22 отелей. В черте города будут располагаться четыре насыпных острова, остальную территорию разделят на 19 районов, при этом суммарная протяженность набережной достигнет 28 км. По расчетам катарцев, жить в Лусаиле на постоянной основе будут 200 тыс. человек, еще 170 тыс. — их обслуживать, а 80 тыс. туристов смогут стабильно находиться в городе ради всевозможных развлечений. По состоянию на 2015 год численность населения всего Катара составляет 250 тыс. человек — судя по всему, авторы проекта рассчитывают на приезжих или на демографический бум.

Местные игроки активно включились в процесс строительства — последней новостью стала идея компании Al Bandary Real Estate построить в Лусаиле 29-этажный небоскреб с аквапарком на нижних этажах. Помимо небоскребов с роскошным жильем, город обещает удивить гостей обилием пешеходных дорожек, развитой сетью водно-моторных такси и зоопарком, целиком состоящим из жирафов. Первые дома в Лусаиле уже построены, однако обладатели этой недвижимости остались недовольны полученным жильем. По словам покупателей, вместо обещанной роскоши они получили «стандартные квартиры в обычных домах». При этом в уже выстроенных зданиях нет электричества, телефонной связи, интернета и водоснабжения, а улицы не освещаются по ночам. Некоторым и вовсе пришлось доплатить за внеплановое увеличение жилплощади: застройщик без предупреждения увеличил метраж нескольких проданных квартир, что обернулось дополнительными тратами для владельцев.

Экономический город короля Абдаллы, Саудовская Аравия

Прогнозируемое население: 2 млн человек
Год постройки: 2020
Бюджет: $80–100 млрд
Площадь: 173 кв. км

Экономический город короля Абдаллы (ЭГоКА) построен всего на 15%, а о нем уже написана книга — городу посвящен роман американского писателя Дэйва Эггерса «Голограмма для короля». Книга вышла в 2012 году, но за прошедшие три года изменилось только одно: автор грандиозного проекта король Абдалла умер. Наследники монарха не стали переименовывать будущий мегаполис, но и ускорять его возведение не спешат.

Согласно изначальному проекту, Экономический город короля Абдаллы был призван стать основой для диверсификации саудовской экономики. Вместо нефти, на которой в данный момент базируется весь бюджет ближневосточного королевства, ЭГоКА должен был развивать промышленность, транспорт и сферу услуг. На территории в 173 кв. км планировалось создать 1 млн рабочих мест.

Помимо заводов и элитной недвижимости, в ЭГоКА решили построить самый современный порт в регионе. В настоящее время большинство грузов, предназначенных для Эр-Рияда, прибывает в страну через Дубай. За счет расположения ЭГоКА на территории Саудовской Аравии, а также благодаря более низким тарифам и автоматизированной схеме разгрузки саудовцы рассчитывали перенаправить поток морских грузов из ОАЭ. Расположение ЭГоКА между Меккой и Мединой открывает перспективы для мусульманского туризма: чтобы привлечь в город паломников, администрация заказала ультрасовременный вокзал у британского архитектора Нормана Фостера.

Точкой отсчета саудовского проекта служит 2005 год. За прошедшие десять лет планируемый бюджет стройки увеличился с $80 до $100 млрд. На данный момент в городе построили 90 км дорог, но крупный бизнес так и не пришел в ЭГоКА.

Масдар, ОАЭ

Прогнозируемое население: 110 тыс. человек (50 тыс. постоянных резидентов)
Год постройки: 2025
Бюджет: $19,8 млрд
Площадь: 6 кв. км

Масдар оказался первым мегапроектом на Ближнем Востоке, который отказался от гигантомании. Площадь этого города составляет всего 6 кв. км, сейчас там проживает 4 тыс. человек. К 2025 году здесь смогут обосноваться 50 тыс. постоянных жителей и 60 тыс. человек, которые будут приезжать сюда на работу.

Отличительная особенность Масдара — полное энергетическое самообеспечение. Город, расположенный в нефтедобывающем эмирате Абу-Даби, не использует полезные ископаемые: электричество Масдар получает за счет десятков тысяч солнечных батарей. Бензиновые автомобили здесь запрещены законом: горожане передвигаются пешком и на электрокарах, в планах — строительство метро, которое свяжет Масдар с Абу-Даби. Местные солнечные электростанции рассчитаны на выработку 1,5 ГВт электричества в день.

Для ОАЭ строительство Масдара — это инвестиция в будущее, первый город постнефтяной эры. Строительство началось в 2006 году, генеральный план также разработало британское архитектурное бюро Нормана Фостера.

Впрочем, главное, что отличает Масдар от других строящихся городов региона, это не экология и не скромные размеры, а бюджет: если в других проектах расходная статья вырастает год от года, то затраты на возведение Масдара со временем только уменьшаются. На стадии проектирования авторы говорили о сумме в $22 млрд, но затем скорректировали ее до $19,8 млрд. Большую часть бюджета обеспечит правительство Абу-Даби: эмират гарантировал 15-миллиардную субсидию. Оставшиеся средства должны вложить частные инвесторы: к 2025 году здесь будут работать 1,5 тыс. компаний со всего мира. Первые глобальные игроки уже пришли в Масдар: представительство в «солнечном» городе открыла корпорация Siemens.

Masdar from redbox on Vimeo

Антон Погорельский

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Москва утвердила стратегию развития технопарков до 2030 годаГород, 16:43
Бизнес на подвале и крыше: сколько можно заработать на общем имуществеДеньги, 15:05
Реновация и другие градостроительные программы Москвы. ВидеоГород, 13:47
Доля свободных площадей в гибких офисах снизилась в 5 раз за годГород, 13:41
В Счетной палате отметили сокращение очереди детей-сирот на жильеЖилье, 13:13
Как снять помещение в Москве за 1 рубль в год. ВидеоГород, 12:50
Как клубные дома Luzhniki Collection меняют формат паркингаГород, 12:00
Названы 20 самых дорогих зданий Москвы в 2024 годуДеньги, 11:46
Мневниковская пойма: как бывший пустырь превращается в новый центр городаГород, 11:46
Названы районы Москвы с максимальным ростом цен на элитные новостройкиЖилье, 10:32
Битва районов: Хамовники против МещанскогоГород, 10:00
14 советов, как организовать гардеробнуюДизайн, 09:30
ЦБ сообщил о росте цен на жилье на фоне акций от застройщиков и банковЖилье, 27 ноя, 19:29
«Дом.РФ» отметил рост выдачи ипотеки на готовые к проживанию квартирыДеньги, 27 ноя, 17:51
Главное Лента