Лепнина, серебро и балет: зачем отделение банка в Москве сделали похожим на дворец
Дата завершения работ: июнь 2015 года
Летом 2015 года в центре Москвы открылось VIP-отделение банка ВТБ24. Интерьер для офиса на Гоголевском бульваре создала московская студия IND Architects. Убранство получилось нестандартным для финансового учреждения: привычную банковскую строгость заменили вычурные формы и кривые линии в духе барокко, а хай-тек уступил место старинной мебели, хрустальным люстрам, статуэткам балерин, многочисленным портретам и богатой лепнине.
«Мы намеренно ушли от привычного образа офиса. Наше отделение, скорее, напоминает частный особняк, — рассказал вице-президент ВТБ24 и директор департамента по работе с VIP-клиентами Павел Кудрявцев. — [VIP-офисы] ВТБ24 посещают люди успешные и взыскательные, они привыкли к высокому уровню комфорта. Для нас было принципиально важно не просто сделать статусные интерьеры, но создать соответствующую атмосферу с помощью декора и тщательно продуманных деталей. Офис открылся в начале лета, мы продолжаем его обживать: интерьер наполняется деталями, картинами, книгами. Многие предметы искусства, которые нашли свое место в убранстве особняка, подарены нам клиентами и партнерами. Например, в кабинете директора офиса есть живописная работа, созданная нашим клиентом».
По мнению банкиров, домашняя и даже дворцовая обстановка VIP-отделения помогает расположить богатого клиента и убеждает его доверить банку важные финансовые вопросы. Корпоративная стилистика присутствует в минимальном размере: характерный серебряный шрифт на черном фоне заметен только на панно за приветственной стойкой.
«Мы провели реконструкцию особняка, сохранив его оригинальный нарядный фасад и элементы архитектурного декора. Сегодня офис напоминает благополучный гостеприимный дом с парадными салонами и уютными гостиными, — убежден генеральный директор архитектурной студии IND Architects Амир Идиатулин. — Мы выполнили интерьеры VIP-офиса в классическом стиле: он универсален, близок и понятен многим. Кроме того, классика в интерьере удачно гармонирует с архитектурой особняка, в котором расположено отделение».
Особое внимание в IND Architects уделили девяти переговорным: каждая из них выполнена в собственной стилистике, общим лейтмотивом осталась только помпезность. Так, в переговорной, посвященной Пушкину, висит портрет поэта и его жены, на полках расставлены книги, а прямо на стене написано стихотворение. Переговорная имени Станиславского декорирована цитатами театрального режиссера; в комнате Петра Первого стоит подзорная труба. Переговорная «Крузенштерн» объединила в себе стереотипы, связанные с морскими путешествиями: сундук, карта мореплавателя, макеты корабля и, конечно, портрет самого адмирала Крузенштерна. Наконец, в комнате композитора Чайковского стоит старинное пианино с серебряными струнами. Во всех комнатах и коридорах доминируют пастельные тона.
Критика
Наталья Гусева, руководитель архитектурно-дизайнерского бюро Guseva Style:
— Попытки создавать классические интерьеры без поправки на современные реалии мне не близки. Классику стоит использовать деликатно — с поправкой на то, что на дворе уже не XIX век. Авторам проекта удалось учесть этот тонкий момент: интерьер выполнен скорее «по мотивам» классики, современность отражена в использованных материалах и декоре.
Идея показать в интерьерах переговорных комнат активное участие банка в культурной жизни страны интересна, но выполнена слишком нарочито. При таком навязчивом исполнении возникает ощущение, что ты находишься не в банке, а в дирекции театра оперы и балета. Основная идея респектабельности и надежности данного заведения полностью разрушена пастельной палитрой и цветовым решением, построенным на нюансах.
Анна Дыханова, партнер инженерно-строительной компании Aurora Group:
— Вероятно, выбор псевдоклассического стиля в этом интерьере обусловлен желанием заказчика. Мне эта игра в классику не близка: по классическим канонам можно создать куда более выверенный интерьер. С другой стороны, можно уйти в эклектику, свойственную французскому и английскому стилям: в этом случае за базу берут одну из архитектурных форм, после чего насыщают ее деталями и интересными акцентами. Авторы проекта ввели эту европейскую эклектичность в интерьер. Это видно по решениям стен, где одновременно использованы обои, цветные стены и белая лепнина, а также по полосатым римским шторам — характерным атрибутам эклектики, основанной на классическом стиле. Увы, выбором мебели этот стиль не поддерживается: на мой взгляд, она слишком массивная.
Очевидно, что архитекторы создавали особое пространство для особых клиентов — и все же банк должен оставаться банком. Вместо солидного делового образа интерьер ощущается домашним. Отдельно стоит сказать о зоне ресепшен: она сильно перегружена. Вместо сильных акцентов и на стойку, и на напольное покрытие можно было бы найти более лаконичное решение и выбрать что-то одно — либо яркую стойку, либо контрастный пол.
Антон Погорельский