Архитектурный «Оскар» 2015 года получил квартал-тетрис в Сингапуре
В Сингапуре в рамках Всемирного фестиваля архитектуры-2015 World Architecture Festival (WAF) состоялась церемония награждения лучших зданий. Фестиваль WAF часто называют архитектурным «Оскаром»: каждый год на церемонии выбирают 30 лучших объектов в различных номинациях, а также присуждают главную награду — титул «Здание года». В 2015 году главный приз выиграл жилой квартал The Interlace (в переводе означает «Переплетение») в Сингапуре. Редакция «РБК-Недвижимости» публикует проекты трех самых заметных победителей WAF-2015.
Лучшее здание года: The Interlace
- Сингапур
- Архитектор: Оле Ширин, студия OMA
Квартал The Interlace на юго-востоке Сингапура стал единственным конкурсантом, который получил сразу две награды WAF: вместе с титулом «Здание года» объект удостоился звания «Лучший жилой проект». Квартал-тетрис из поставленных друг на друга шестиэтажных домов спроектировал немец Оле Ширин в 2009 году — в тот момент архитектор работал на студии OMA. В интервью Dezeen Ширин назвал этот проект «объектом, меняющим сингулярность архитектуры».
В The Interlace на площади 8 га построен 31 дом общей площадью 170 тыс. кв. м. Здания сгруппированы вокруг шести шестиугольных площадей, внутри расположено 1040 квартир. На крышах домов разбиты сады с искусственными водоемами, на территории комплекса имеется пруд с цветущими лотосами, сад камней, водопад и театр под открытым небом. The Interlace встроен в «зеленый коридор» Сингапура, где сосредоточены здания с масштабным озеленением. В этом микрорайоне архитектор реализовал концепцию «городской деревни» со множеством взаимных пересечений различных зон внутри жилого квартала.
Лучшее офисное здание: Higo
- Саппоро, Япония
- Архитектор: Макото Накаяма, Nakayama Architects
Трехэтажный офисный центр Higo в городе Саппоро на острове Хоккайдо спроектировал японский архитектор Макото Накаяма. Постройка не похожа на привычные здания с офисами: помимо скромных размеров и всего 331 кв. м площади, Higo обращает на себя внимание материалом конструкции. Здание выстроено из тонких пятисантиметровых кирпичей, выточенных из пробкового дуба. Накаяма объяснил, что считает пробковый дуб стройматериалом будущего, так как это дерево быстро растет, обеспечивает превосходную шумоизоляцию и обладает небольшой массой. К тому же пробковый дуб не горит — а значит, здание всегда будет защищено от пожара.
В данный момент Higo коричневого цвета, но со временем офисное здание станет серым: это естественный процесс для пробковой древесины. По замыслу архитектора, дом должен покрыться мхом — таким способом Накаяма добьется естественного озеленения. В дальнейшем стены станут кочковатыми, а стальные брусья, соединяющие стены дома, покроются ржавчиной: весь процесс старения спрогнозирован Накаямой и является частью художественной задумки.
Лучшее здание будущего: Vancouver House
- Ванкувер, Канада
- Архитектор: Бьярке Ингелс, Bjarke Ingels Group
Вместе с построенными объектами WAF награждает проекты, которые еще только предстоит воплотить. Здесь главной наградой считается «Лучшее здание будущего» — своего рода «Оскар» за смелость задумки. В этой категории победу одержал небоскреб Vancouver House датского архитектора Бьярке Ингелса. Автор постарался вместить 151-метровую башню площадью 60,6 тыс. кв. м на треугольную площадку в 557 кв. м между эстакадой и дорогой в центре города. Для этого Ингелсу не пришлось «сдвигать» магистрали — вместо этого архитектор предусмотрел 30-метровый отступ от дороги, чтобы оставить городским властям возможность расширить улицу, если это потребуется в будущем. Дополнительным сокращением площадки Vancouver House обязан парку по соседству: авторам небоскреба пришлось уменьшить габариты, чтобы дом не отбрасывал слишком большую тень на зеленые насаждения.
Когда Vancouver House будет построен, здание станет визитной карточкой центра Ванкувера: этот дом должен одинаково хорошо просматриваться из любой точки города, но при этом не закрывать обзор на другие достопримечательности. Чтобы не лишать горожан вида на залив, Ингелс «вынул» из башни коническую часть внизу здания. Из-за этого небоскреб начинается в виде треугольника, по мере роста этажности разрастается вширь и к вершине набирает форму полноценного квадрата. Архитектор сравнивает свой проект с занавеской, колышущейся на ветру. У подножия небоскреба Ингелс предусмотрел шестиэтажный остекленный постамент, который защищает пешеходов от выхлопных газов и шума близлежащей дороги. По сути, проект превращает загазованный пятачок у автомагистрали в центр городского притяжения и комфортное общественное пространство с футуристичным дизайном и безбарьерной средой.
Антон Погорельский