Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Игры вместо гаджетов: пустующие площади в моллах заполняют детские центры
Коммерческая недвижимость ,  
0 

Игры вместо гаджетов: пустующие площади в моллах заполняют детские центры

Доля детских культурно-досуговых и образовательных зон в столичных торгово-развлекательных центрах достигла 8% от общего количества арендных площадей. Еще в 2014 году масштабы этого сегмента никак не оценивались участниками рынка
Игры вместо гаджетов: пустующие площади в моллах заполняют детские центры

Владельцы столичных моллов ищут новые способы заполнения освободившихся после ухода торговых операторов площадей. «За 2015 год московские ТЦ покинули арендаторы, представляющие самые разные направления ретейла: продуктового, бытовой и цифровой техники, спортивных товаров. В результате уровень пустующих площадей увеличился почти вдвое. Если по итогам 2014 года показатель составлял около 6%, то сейчас он равен примерно 10%», — рассказали «РБК-Недвижимости» в брокерской компании Colliers International.

В прошлом году магазины в Москве, в частности, закрыла сеть нижнего белья DIM. В ноябре о продаже всех своих магазинов в российских ТЦ объявил финский ретейлер Stockmann.

С кризисом на рынке недвижимости, уходом с рынка ряда брендов и ростом количества свободных торговых площадей консультанты связывают активное развитие в 2015 году в Москве так называемого edutainment-направления, увеличение количества арендаторов нетрадиционного формата. «В торговых центрах Москвы растет доля коммерческих детских культурно-досуговых, игровых и образовательно-развивающих центров. Сегодня она составляет порядка 8% арендуемых площадей», — сообщается в исследовании Colliers. А уже к середине текущего года аналитики прогнозируют увеличение соответствующего показателя до 10–12%. «О формировании доли edutainment-сегмента можно говорить только сейчас. По тем отдельным точкам, которые существовали в 2014 году, выделить какой-то процент рынка было невозможно», — сообщили в PM-департаменте (управления недвижимостью) Colliers. Чаще всего, как рассказали в компании, edutainment-операторы запрашивают площади, освободившиеся после ухода IT-ретейлеров и операторов взрослых развлечений, которые занимали хорошие места на верхних этажах.

Наиболее известными операторами, представляющими данное направление в столице, являются интерактивный образовательный город «КидБург» (ЦДМ на Лубянке, ТРЦ Zelenopark, открытие еще одного центра планируется в 2016 году) и детский город мастеров «Мастерславль» (ММДЦ «Москва-Сити»). На январь 2016 года в столичном ТРЦ «Авиапарк» анонсировано открытие самого крупного в мире крытого парка игрового обучения «Кидзания» площадью 10 тыс. кв. м.

Однако директор PM-департамента Colliers International Маргарита Аристархова уточняет, что стремление заполнить опустевшие площади — это не единственная причина заинтересованности торговых центров в edutainment-операторах. Сейчас управляющие компании в ТРЦ, по ее словам, озадачены удержанием аудитории, сохранением трафика платежеспособных посетителей и ищут альтернативные «магниты» по отношению к традиционным «трафикогенераторам», — гипермаркетам, универмагам, кинотеатрам, досуговым зонам для взрослых. «А развивающие игры, как показала практика уже существующих в ТЦ детских центров, пользуются популярностью у москвичей», — добавляет Маргарита Аристархова.

Собственники ТРЦ, как говорят консультанты, ради трафика даже готовы идти на значительные издержки. «Специфика деятельности операторов развлечений предполагает повышенные эксплуатационные расходы — в 2–2,5 раза больше, чем в среднем по торговому центру. Несмотря на это, сегодня для них устанавливаются, как правило, минимальные ставки аренды», — отмечает старший консультант отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. Плюс арендодатели предлагают edutainment-арендаторам скидки, предоставляют длительные арендные каникулы, проводят маркетинговые кампании за свой счет. «Это существенно изменило ситуацию — раньше для крупных еdutainment-брендов присутствие в торговых центрах было малорентабельным вследствие высоких арендных ставок», — замечает Маргарита Аристархова.

Для развития формата еdutainment существуют определенные ограничения. «Невозможно освоить подобную концепцию в городах с небольшой численностью населения и небольших ТЦ. Зона охвата, которая необходима для окупаемости проекта, не менее 700 тыс. человек. Кроме того, формат имеет определенные технические требования к помещению. В связи с этим зоны развлечений, в том числе для детей, лучше закладывать в проект ТРЦ изначально, чтобы соблюсти все необходимые параметры (высота потолков, система вентиляции и кондиционирования и пр.)», — объясняет старший директор отдела торговых помещений Cushman & Wakefield Оксана Мостяева. Хотя в регионах данный формат также существует: в частности, «КидБург» представлен в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, в краснодарском ТРЦ Oz Mall работает детский интерактивный тематический парк Minopolis.

Сегодня сегмент развлечений в российских ТЦ эволюционирует. В ТРЦ появляются батутные парки, квесты, мультимедийные галереи и др. «Однако рынок развлечений с детскими и семейными концепциями нуждается в новых игроках и новых универсальных форматах», — делится своим мнением Максим Палт.

Напомним, что за счет поиска новых форматов арендаторов в кризис вынуждены решать проблемы не только владельцы торговой, но и офисной недвижимости. В частности, подобная практика сейчас активно применяется в деловом центре «Москва-Сити» — там в прошлом году появились коворкинги, хостел, барбершоп, велосайклинг, страйкбол, студия сна, клубный кинотеатр, школа трейдеров, изостудия, пинг-понг-клуб, банный комплекс и смотровые площадки, где проводят экскурсии и организуют романтические встречи.

Крупнейшие еdutainment-операторы в торговых центрах Москвы

«КидБург»

  • Центральный Детский Магазин на Лубянке
  • Площадь: 3,1 тыс. кв. м
  • Инвестиции: 120 млн руб.

Создатели сети интерактивных детских городков «КидБург» позиционируют свой проект как «маленькую модель реального мира» для детей от 1,5 до 14 лет. Дети могут осваивать любые профессии, которых в «КидБурге» более 60. «Мы принесли в мир «КидБурга» все атрибуты реальной жизни: документы, законы, карьерная лестница и деньги», — говорится на сайте проекта. На территории детских городков профессий есть семейные кафе.

Детский город мастеров «Мастерславль»

  • ММДЦ «Москва-Сити»
  • Площадь: 6 тыс. кв. м
  • Инвестиции: €10,5 млн

В «Мастерславле» дети в возрасте от 5 до 15 лет в игровом режиме могут познакомиться с более чем 150 профессиями. При первом посещении города его создатели рекомендуют обратиться в «службу занятости», где ребенок проходит тест на интересы. Затем на территории города он сможет зарабатывать и тратить в разных учреждениях «таланты» — особую денежную единицу города мастеров.

Фото: нigh level photo agency, управляющая компания "СИТИ"

Парк игрового обучения «Кидзания» (открытие заявлено на 28 января 2016 года)

  • ТРЦ «Авиапарк»
  • 10 тыс. кв. м
  • Инвестиции: более $30 млн

«Кидзания» представляет собой мини-город для детей от 4 до 14 лет со свойственной настоящему городу инфраструктурой, системой получения гражданства, своим языком, валютой кидzo, гимном и прочими атрибутами. KidZania — международный проект. Его создал мексиканский предприниматель Хавьер Лопес Анкона. Первый город появился в 1999 году в Мексике. Сегодня бренд объединяет 20 парков в 17 странах. Россия —18-я страна в его географии. Глобальная франшиза KidZania в России принадлежит компании Innova.

Владимир Миронов

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Дом.РФ» отметил стагнацию цен при росте спроса на новостройки Жилье, 15:33
В Госдуму внесли законопроект о модернизации коммунальной инфраструктуры Жилье, 15:26
В Москве стали строить в 1,5 раза больше коммерческой недвижимости Город, 14:29
Путин поручил рассмотреть ввод льготной ипотеки для педагогов колледжей Деньги, 13:50
9 предметов времен СССР, которые используют в современных интерьерах Дизайн, 13:00
В Москве запустили онлайн-услугу по перерасчету платежей за ЖКУ Жилье, 12:48
В «Домклик» оценили цены на аренду жилья в районах Санкт-Петербурга Жилье, 12:02
Остоженка возглавила рейтинг районов Москвы с самым дорогим жильем Жилье, 11:12
Не остаться без денег или квартиры: шесть признаков арендатора-мошенника Жилье, 09:46
Росреестр сообщил о двух рекордах с ипотекой в новостройках Москвы Жилье, 09:15
Собянин рассказал о сроках открытия Троицкой линии метро Город, 21 июн, 18:29
Банки повышают ставки по ипотеке: как меняется поведение заемщиков Деньги, 21 июн, 17:59
«Дом.РФ» сообщил о приостановке банками приема заявок на льготную ипотеку Деньги, 21 июн, 17:56
Семь крупных банков повысили ипотечные ставки после сохранения ключевой Деньги, 21 июн, 17:08
Главное Лента