Апартаменты с сервисным обслуживанием
Квартира или апартамент как инвестиция знакомы российскому рынку уже достаточно давно, массово - еще с начала нулевых. До кризиса 2008г., в период стремительного роста цен, стоимость квартиры могла увеличиться в несколько раз за год, поэтому речь шла в большей степени о спекулятивных инвестициях. Тогда при покупке квартиры в новостройке на ранней стадии можно было перепродать ее уже через год-полтора и получить доход в 200-300% годовых. Соответственно, никому не нужны были рентные инвестиции под 5-10%. Никто даже и не задумывался о том, чтобы делать ремонт и сдавать жилье в аренду.
На сегодняшний день ситуация выглядит несколько иначе: цены на вторичном рынке уже не растут, как раньше, скорее стагнируют, срок экспозиции квартир увеличился. Тем не менее в условиях высокой неопределенности на валютных, фондовых, сырьевых рынках, а также в силу нестабильной политической и экономической ситуации в мире инвестиции в недвижимость все так же актуальны если не с целью заработать, то с целью сохранить. Впрочем, как раз сейчас приобретение жилья для последующей сдачи в аренду стало особенно актуальным способом не только сохранить вложения, но и заставить актив работать на себя.
Управление inclusive
Конкуренция на рынке растет, одной низкой цены уже недостаточно. В условиях, когда опускать цену некуда, девелоперам приходится делать ставки на дополнительные сервисы. В данном случае речь идет об управлении недвижимостью (property management) вкупе с гостиничным сервисом.
Услуга управления недвижимостью освобождает частного инвестора от всех забот, связанных с содержанием объекта и сдачей его в аренду. Особенно актуальна данная услуга для покупателей апартаментов, так как они часто - до 40% в зависимости от проекта - приобретаются именно с целью последующей сдачи внаем.
Для собственника гораздо удобнее, если подобная услуга существует в управляющей компании, которая непосредственно обслуживает комплекс. Возможны два варианта взаимоотношений владельца апартамента и управляющей компании.
Первый вариант - это фиксированный доход: вне зависимости от ситуации на рынке, вакантности апартамента, условий, на который апартамент был сдан в аренду, собственник ежемесячно получает фиксированную сумму.
Второй вариант - это взимание управляющей компанией определенного процента - около 5-7% в год от получаемого арендного дохода с одного конкретного или нескольких апартаментов.
Круг интересов
Данная услуга, разумеется, интересна управляющей компании, которая помимо технического обслуживания комплекса будет получать доход от сдачи в аренду. А вкупе с гостиничным сервисом УК может формировать собственный номерной фонд и передавать апартаменты в краткосрочную и среднесрочную аренду.
Частному инвестору, купившему апартамент, услуга управления недвижимостью позволяет не заботиться о его последующей сдаче в аренду, оплате коммунальных услуг и проблемах с эксплуатацией. Владельцу не придется встречаться с арендаторами, контролировать, как они пользуют объект, или перевыставлять счета. Он просто передает апартамент в управление и получает деньги.
Проживающие в апартаментах также имеют массу преимуществ, если проект управляется гостиничным оператором или же управляющая компания предоставляет набор "сервисных услуг": возможность пользоваться гостиничной инфраструктурой (бары, рестораны, фитнес-центр, спа-салон) и услугами (уборка, доставка товаров, бронирование билетов, забота о домашних животных и прочее). Стоимость услуги может быть приплюсована к эксплуатационным расходам арендатора и составлять примерно 40 руб. за 1 кв. м в месяц. С другой стороны, пользование каждой услугой может оплачиваться отдельно. Как правило, жильцы апартаментов получают скидку на инфраструктуру гостиницы в размере до 30%.
Отечественный "кейс"
В России подобные проекты появились не так давно. "Первопроходцами" здесь стали Москва, Санкт-Петербург и развивающийся семимильными шагами Сочи. Большинство апартаментов с сервисным обслуживанием включены в систему многофункциональных комплексов, где есть отель и, соответственно, управлением занимается гостиничный оператор.
Коммерческий директор Glincom Иван Татаринов специально для "РБК-Недвижимости"