Москва поставила рекорд по объему пустующих площадей в торговых центрах
В 2015 году суммарная площадь невостребованных помещений в торговых центрах Москвы достигла 700 тыс. кв. м, подсчитали в международной консалтинговой компании Knight Frank. Это рекордный показатель за всю историю коммерческой недвижимости в столице, утверждает компания: нынешний показатель оказался в три раза выше, чем в кризисном 2009 году, когда вакантными оставались 230 тыс. кв. м.
В относительных величинах уровень вакантности также поставил рекорд: свободными, по данным Knight Frank, остаются 13,1% помещений в работающих ТЦ. Годом ранее невостребованными были только 6% площадей. Столь быстрый рост вакантности объясняется большим числом новых торговых центров, введенных в эксплуатацию в 2015-м, уверены брокеры. В минувшем году в столице заработали 12 торговых объектов общей площадью 1,1 млн кв. м, из которых арендопригодными являются 550 тыс. кв. м, утверждают в Knight Frank. В результате к концу 2015 года общий объем торговых площадей Москвы достиг 5,3 млн кв. м, а обеспеченность горожан ТЦ выросла на 10% и достигла 431,6 кв. м на тысячу жителей. Среди торговых центров, открывшихся в четвертом квартале 2015 года, уровень вакантности доходит до 66%.
Впервые в истории темпы прироста новых торговых площадей в столице превысили 200 тыс. кв. м в первом же квартале года. По информации Knight Frank, такая тенденция оказалась нетипичной для московского рынка коммерческой недвижимости, так как обычно большая часть торговых центров вводится в эксплуатацию в конце года. Так, 48% всех существующих торговых центров города были открыты с октября по декабрь.
В 2016 году рост объема торговых площадей в Москве продолжится: в столице, по прогнозам Knight Frank, откроются как минимум восемь качественных ТЦ общей площадью более 1 млн кв. м (арендопригодная площадь превысит 450 тыс. кв. м). При этом часть проектов оказалась заморожена. По сведениям брокеров, некоторые девелоперы приостановили работы над строящимися торговыми центрами, другие завершили возведение объектов, но не стали их открывать. С января по декабрь 2015 года объем строящихся торговых площадей в Москве снизился на 38,5%.
Одной из причин уменьшения заполненности торговых центров арендаторами стал уход из России международных брендов — в общей сложности свой бизнес в стране свернули 11 иностранных компаний, сообщает Knight Frank. Одновременно торговые точки ликвидировали 35 российских компаний.
Международные торговые операторы, покинувшие российский рынок в 2015 году
Бренд |
Страна происхождения |
Профиль |
---|---|---|
American Eagle Outfitters |
США |
Одежда |
Arnolds Bakery & Coffee Shop |
Финляндия |
Общественное питание |
Desigual |
Испания |
Одежда |
DIM |
Франция/Россия |
Одежда |
Flormar |
Италия |
Парфюмерия и косметика |
Hauber |
Германия |
Одежда |
Hediard |
Франция |
Продукты питания |
Herve Leger |
Франция |
Одежда |
Laura Ashley |
Великобритания |
Одежда. Товары для дома |
Lindex |
Финляндия |
Одежда |
Rockport |
США |
Обувь |
По данным Knight Frank |
Все торговые центры, которые выйдут в 2016 году, будут иметь уровень вакансии выше, чем наблюдался у объектов, введенных в предыдущие годы, считает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский. «Высокий уровень вакансии и высокая стоимость заемных денег приведут к заморозке объектов, находящихся на начальной стадии строительства, — спрогнозировал эксперт. — В 2016 году рынок будет «доедать остатки» свободных площадей, и в течение 2016–2017 годов уровень вакансии снизится. В 2016-м неплохо станут себя чувствовать гипермаркеты и супермаркеты. Девелоперы это учитывают и уже формируют концепции ТЦ, где более 50% площадей отданы под гипермаркеты».
Антон Погорельский