Аналитики оценили снижение посещаемости торговых центров в Москве
Посещаемость московских торговых центров в 2022 году снизилась на 7%. Такие данные содержатся в отчете #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP, ранее Cushman & Wakefield).
Разрыв с прошлым годом по показателям посещаемости столичных ТЦ начал увеличиваться в августе, отмечают эксперты. За две недели после объявления частичной мобилизации отставание выросло еще на 3 п.п. В результате к 5 октября показатель посещаемости оказался на 7% ниже того же периода 2021 года. Макроэкономические и геополитические факторы будут и дальше оказывать давление на покупательную способность, что может дополнительно сказаться на снижении посещаемости ТЦ, считают аналитики CMWP.
Доля свободных площадей в торговых объектах по итогам девяти неполных месяцев 2022 года (анализировался период с 1 января по 25 сентября) составила 11,5%. По прогнозу аналитиков CMWP, на конец 2022 года показатель может достичь уровня 20%. В основном на показателе сказывается уход зарубежных брендов. Отчасти высвобождающиеся помещения могут быть заполнены российскими и турецкими брендами, говорят в компании. «Однако снижение потребительской активности в среднесрочной перспективе будет сдерживать развитие ретейлеров, что в свою очередь драматично скажется на состоянии объектов недвижимости», — отметила руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Ольга Антонова.
Темп ввода новых торговых площадей в Москве тоже замедлился. Сейчас в основном достраиваются проекты в высокой стадии готовности. По данным CMWP, по итогам трех кварталов (по 25 сентября) 2022 года в ТЦ Москвы введено 76,7 тыс. кв. м. По итогам 2022 года этот показатель может составить 100 тыс. кв. м. За прошлый год было введено в 2,6 раза больше — 262 тыс. кв. м торговых площадей.
Прогноз по вводу на 2023 год сильно зависит от сроков реализации крупных инфраструктурных проектов, пояснила руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина. Так, без учета ТПУ Селигерская ожидается ввод лишь 50 тыс. кв. м, с учетом этого проекта — почти 200 тыс. кв. м.
Согласно данным консалтинговой компании CORE.XP, в третьем квартале 2022 года 27% зарубежных ретейлеров объявили о реструктуризации своего российского бизнеса, а 31% прекратили деятельность в России. Это привело к росту досрочных расторжений договоров аренды и увеличению доли вакантных площадей. В результате к концу 2022 года доля свободных помещений в торговых центрах Москвы может вырасти с сентябрьских 11,3% до 15–20%, считают аналитики компании.
Читайте также
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»