Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Как девелоперам перейти от VUCA- к BANI-миру. Интервью о людях и трендах
Интервью ,  
0 

Как девелоперам перейти от VUCA- к BANI-миру. Интервью о людях и трендах

Время улиц Строителей и человейников прошло. О мировых трендах развития человечества в преломлении к жилью для людей, а также о том, что волнует застройщиков, рассказала руководитель бизнес-направления «Продажи» компании «Донстрой» Евгения Колосова
Евгения Колосова, руководитель бизнес-направления «Продажи» компании «Донстрой»
Евгения Колосова, руководитель бизнес-направления «Продажи» компании «Донстрой» (Фото: пресс-служба)

— Абстрагируясь от макроэкономических факторов, что вообще происходит в девелопменте? Понятно, что логистику наладим и новых партнеров найдем. Но в целом куда мы движемся?

— Мы движемся по прежней траектории. Да, теперь это сложнее, но цели наши не изменились. Стремление к устойчивости никуда не делось. Мы все так же повышаем энергоэффективность зданий, ищем экологичные материалы, развиваем инфраструктуру для экотранспорта и озеленяем десятки гектаров наших проектов. Кроме того, в девелопмент пришла эмпатия. Мы чувствуем себя соавторами жизни наших клиентов. Создаем для них не только стены, но и возможности общения, обучения, реализации себя.

— Какой, на ваш взгляд, важнейший мировой тренд в строительстве сегодня? Что больше всего влияет на мировоззрение людей в России и мире?

— Знаете, здесь я бы расставила акценты для начала. Тренды бывают разные, некоторые, кстати, меняются быстрее, чем новые штаммы коронавируса, но, пожалуй, основной мировой тренд современности — это человекоцентричность.

Я это вижу и искренне в это верю. Взаимодействие людей все больше выходит за рамки функционального общения, человек человеку больше не профессия или должность, а в первую очередь именно человек, с его чувствами, интересами, мыслями и желаниями.

Люди все больше осознают, что значение имеет не только то, что они делают, но и состояние, чувства и эмоции, в которых они живут. Вот мы учились, работали, строили карьеру, растили детей... пришли со всем этим багажом к 40 годам — и вдруг появилось понимание, что впереди еще примерно такой же временной отрезок. Хотелось бы, чтобы качество этой жизни улучшалось все следующие годы.

Люди стали прислушиваться к себе и своим желаниям, любая фальшь или несоответствие интересам со стороны бренда, продукта или идеи моментально отвергается потребителем. Был, например, такой проект PlayPump в Южной Африке. Ребята сделали скважины-карусели. Когда дети крутили их, резервуары, установленные по всему поселению, наполнялись чистой водой. Вроде бы отличная идея, но через год все карусели были заброшены. Детям в Африке не интересно стало играть, гораздо большая потребность у них была заработать, они хотели, чтобы им платили за доставку воды. Проект с треском провалился из-за непонимания интересов и желаний местных жителей.

— Забота о себе сегодня в тренде. Как бизнес реагирует на этот тренд?

— Разный бизнес по-разному. Вот смотрите: мы стали внимательнее к себе, к своему телу, и крупные технологические компании моментально откликнулись на это: фитнес-трекеры, умные часы, очки, нейрообручи для медитаций.

Мы тоже реагируем. Например, 3,3% причин смертности в мире приходится на недостаток ходьбы и отсутствие доступа к рекреационным зонам. Человеку нужна среда, которая предоставит возможности для занятий физкультурой, ему нужны магазины и рестораны правильного питания, комьюнити единомышленников с такими же ценностями, как и у него. И уже сейчас видно, как сместились акценты в создании новых жилых комплексов. «Донстрой» у себя в проектах очень заботливо следит, чтобы дом человека не заканчивался дверью квартиры, чтобы вокруг был доступ к тому самому новому качеству жизни.

— Девелопменту, наверное, не просто отвечать на тренды, ведь между задумкой проекта и его реализацией проходит один-два года, а тренды стремительно сменяют друг друга. Как вам это удается?

— Девелоперы в нынешних реалиях вернули себе функцию визионерства, начали держать фокус своего внимания на создании того, что закроет не только известные, но и будущие потребности человека. Вот, к примеру, возьмем новый тренд — электрозарядки для машин. Сейчас практически каждый девелопер начал говорить об этом, а в домах «Донстроя» уже пять лет назад появилась возможность зарядить электромобиль. Да, этого не было в большом объеме, но мы уже тогда понимали траекторию развития, то, что мир точно придет к использованию экологичного транспорта, и создавали инфраструктуру для этого развития.

Если говорить про тренд self-care, то наша миссия — создать для человека возможность, чтобы он мог легко и не тратя лишних усилий и времени позаботиться о себе. Именно поэтому мы так много сил, внимания и денег инвестируем в создание крупных инфраструктурных парков в наших проектах. Недавно завершили строительство первой очереди парка «Событие» — набережную и променад реки Раменки. Тем жителям, которые заселились в наши первые дома в Раменках, уже есть где гулять.

Сам парк будет огромный — площадь почти 24 га. Выйдя из подъезда, вы уже в парке, в котором есть прогулочные, беговые и велодорожки, тихие площадки у реки или «фабрика молодежи» со скейт-парком.

— Экологичный транспорт — значительный шаг к сокращению углеродной эмиссии. А в целом, на ваш взгляд, обычных граждан сильно беспокоит экологическая составляющая в их жизни?

— Честно? Лет десять назад у меня самой были бы серьезные сомнения в актуальности экоповестки для большинства, но мир действительно поменялся и «смотрит вверх», перефразируя название нашумевшего фильма (речь о фильме «Не смотрите наверх», вышедшем в декабре 2021 года). Экологичность очень логично вытекает из заботы человека о себе и своих интересах, люди хотят сохранить мир живым и целым, чтобы жить не среди гор мусора и в бесконечном смоге. Сортировка мусора, посадка деревьев, reusable-стаканчики и бумажные пакеты в супермаркетах, переход на электромобили, велосипеды и общественный транспорт — все это забота человека о себе через заботу об экологии. Очень важно поддерживать друг друга в этом стремлении, и мы как бизнес постоянно об этом думаем: что еще можем сделать, чтобы заботиться о себе и природе стало легко и приятно.

— В мире постоянно что-то происходит: ковид, кибератаки, изменение климата. Как отвечают на это города и какова роль девелопера?

— Мне близка концепция BANI-мира, о которой сейчас ведется так много дискуссий. Суть этих разговоров в том, что в 2020 году мир совершил переход от VUCA-мира (нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный) к BANI-миру (хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный). То есть мировые тренды таковы, что все больше людей признает — мир еще сложнее, чем мы думали, а стабильность теперь в признании хрупкости бытия.

РБК Тренды VUCA и BANI: восемь букв, объясняющих мир

И как ответ на этот переход возникает потребность в гибкости, качестве, которыми должны обладать и люди, и бизнес, и государственные структуры. Если все нелинейно и нельзя провести прямую из точки А в точку В, то окружающее должно стать гибким, подстраивающимся под эту нелинейность. Проще говоря, мы должны уметь быстро адаптироваться под обстоятельства, которые случились, потому что просчитать и понять их заранее не можем.

Через призму BANI-мира наша тревожность отражается и в урбанистике. Как следствие, девелопмент предлагает решения по безопасности, энергоэффективности, предоставляет инфраструктуру для ведения здорового образа жизни. Тысячи зданий по всему миру сертифицируются системами зеленого строительства. «Донстрой» к этому крайне чувствителен. Многие наши проекты уже аттестованы или находятся в процессе прохождения экологической сертификации.

— Допустим, что человечество осознало хрупкость планеты. Что дальше? Есть решения и дальнейшие этапы развития?

— Дальше — жить с этим осознанием, каждый день жить и замечать, а что ты делаешь для повышения устойчивости. В прошлом году из каждого утюга было слышно про ESG. А многие понимают, что вообще такое это устойчивое развитие? Ведь оно гораздо шире просто экологичности и борьбы со всемирным потеплением. В Америке сейчас даже выбор колледжа будущим студентом не обходится без оценки устойчивости заведения. Мы задумались о том, что образовательные учреждения, которые мы строим, надо тоже сертифицировать по экостандартам. Уже проектируем, исходя из этих критериев.

Как еще мы и в целом отрасль реагируем на ESG-повестку? Создаем инфраструктуру для сортировки мусора, снижаем потребление ресурсов в наших проектах, создаем безбарьерную среду и возможности для электротранспорта. Я искренне верю, что у нас весь общественный транспорт однажды станет электрическим, а еще лет через десять-пятнадцать мы перейдем на «второй этаж», то есть перестанем ездить исключительно по земле. И, по-хорошему, если уж мы говорим про устойчивое развитие, то пора задуматься о том, как проектировать дома, исходя из будущих транспортных потоков, когда человек, выйдя из машины рядом со своим окном, будет через него же заходить в свой дом.

— Мы уже можем управлять умным домом, делать покупки и выполнять банковские операции с помощью нескольких кнопок. Какие технологичные новинки вы внедряете в своих проектах?

— Да, это еще один важный тренд, который откликается в решениях девелоперов — цифровизация. Это история о том, как с помощью технологий сделать жизнь человека комфортнее. Система Face ID для доступа в дом, smart-лифты, зарядки для гаджетов повсюду, дорожки, считающие калории, и сверхскоростные сети 5G — все это, конечно, уже проектируется в новых или сделано в построенных проектах. И мы не собираемся останавливаться, все время ищем какие-то новые фишки и технологии.

— Какие еще тренды глобально влияют на подход к созданию комфортной городской среды?

— К примеру, интересный, хотя и отнюдь не новый тренд, неизменная траектория нашей цивилизации — постоянное развитие. Часто слышу анекдот: если современному человеку оторвать голову, он еще полчаса будет «саморазвиваться».

Люди хотят хотеть нового. Отсюда сотни образовательных курсов и семинаров. Все требует нашего внимания: реклама, новости и статьи в интернете, телеграм-каналы, соцсети, количество выпускаемых книг. Другая сторона этой медали — ощущение упущенных возможностей, так называемый FOMO-синдром. Здесь миссией экодевелопера становится способность освободить время человека, создать инфраструктуру таким образом, чтобы можно было успеть больше. И вот как раз включается наша концепция «15-минутный город»: наличие инфраструктуры, коворкингов и общественных зон в 15 минутах ходьбы от квартиры.

Мы стараемся понимать человеческую природу. Мониторя мировые тренды, пытаемся успеть включить в наш продукт не только то, что уже есть сейчас, не просто следуем за урбанистической повесткой, потому что она уже сегодняшний день, а думаем на несколько шагов вперед.

— Сейчас все еще остро стоит вопрос раздельного сбора мусора. В этом девелоперы следуют за потребностями клиентов или, наоборот, подталкивают клиентов к будущему?

— Я считаю, что мы должны создавать для людей предпосылки и возможность быть бережными по отношению к себе и к миру вокруг. Для меня лично это чувствительная тема — один человек в год производит 450 кг пластика, и я спрашиваю наших клиентов, важно ли им это. Ответы делятся 50 на 50: 50% людей считают, что это действительно важно, а 50% не готовы заморачиваться. И я понимаю тех, кто сейчас не готов, ведь для этого нужно прикладывать определенные усилия, а не просто запихнуть все свое «добро» в пластиковый пакет, а тем более в несколько пластиковых пакетов и бросить в мусоропровод.

Но если система вокруг начнет меняться, я вижу, что у меня стоит четыре или пять контейнеров у мусоропровода для разделения мусора и люди вокруг меня это делают, то очень высока вероятность, что я тоже начну сортировать мусор, чтобы соответствовать среде, в которой живу. Когда все вокруг будут собирать пластик отдельно и сдавать его на переработку, я буду выглядеть странно, если не буду этого делать. Это примерно, как сейчас человек сядет и закурит в ресторане, хотя раньше такое было нормой. Но для всего нового должно прийти время, а мы как крупный экодевелопер должны создать для этого необходимую инфраструктуру уже сегодня.

— Как эти тенденции отражаются на конечном продукте — жилых комплексах — уже сегодня?

— Мне кажется, я уже многое подсветила, отвечая на предыдущие вопросы. Что еще? Например, развитие каршеринга приводит к снижению объема паркингов: если восемь — десять лет назад средняя обеспеченность машино-местами на квартиру была 1,5–2, то сейчас в среднем 0,5–0,7. Понятно, что в люксовых проектах она остается на прежнем уровне, но это другой сегмент.

Несколько уменьшается средняя площадь квартиры, увеличивается зона гостиной и чуть уменьшается площадь спален. Это продолжение self-care-тренда: в спальне надо спать, а не работать или смотреть телевизор, а увеличенная гостиная дает возможность людям общаться и вместе проводить время.

Вот еще яркий пример. В инженерных системах нашего нового проекта «Остров» мы внедряем рекуперацию и планируем обогревать входные группы использованным теплом от зданий, экономя таким образом ресурсы. Для полива территорий будем применять собранную дождевую воду. Создадим инфраструктуру для электротранспорта, безбарьерную среду для роверов-доставщиков. В каждом доме будут оборудованы общественные пространства, где можно провести вечеринку, встречу или мероприятие и вернуться в чистую квартиру. Это, к слову, о человекоцентричности. Ну и к цифровизации добавим, что проект в Мневниках станет первым жилым комплексом в России с сетями 5G. В мае начался тестовый период работы 5G-интернета. Можно приехать и протестировать новые сети в нашем офисе продаж.

— ESG-повестка выходит далеко за рамки экологичности, как вы сами сказали. Какие решения есть в ваших проектах с точки зрения социального развития?

— Часто сегодня вспоминаю проект в Мневниковской пойме, но просто там многое видно сразу. Так вот здесь будут так называемые детские маршруты. Мы задумались о том, как выглядит мир глазами пятилетнего ребенка, и поняли, что он видит сплошные ограждения и поручни на своем пути. Мы бы хотели, чтобы дети видели мир привлекательнее и им было бы интересно в нем жить и ходить по улицам кварталов, которые мы строим. Кроме того, у нас будет большой спортивный маршрут для всех возрастов — это еще и ответ на стремительное увеличение продолжительности жизни. С возрастом появляются какие-то другие потребности, поэтому мы решили создать маршрут для людей так называемого серебряного возраста. Его особенность в бесшовности — на нем не будет пересечений с проезжими дорогами, лестниц и сложных для прохождения участков. Маршрут будет комфортным и спокойным, с местами для отдыха, где можно укрыться от зноя или непогоды. Все люди важны, все социальные группы значимы.

— Московские власти декларируют развитие самодостаточных крупных проектов, где в 15-минутной доступности будут обязательные рабочие места. Есть ли в реальности у покупателей запрос на это?

— 15-минутный город в моем понимании — это действительно ценная концепция, но вопрос в том, всем ли необходимы рабочие места в 15 минутах от дома и на какие конкретно рабочие места сейчас есть запрос у людей и бизнеса, что именно должно быть у меня как жителя под рукой в рамках 15-минутного доступа. Точно понятно, что человек не должен ехать на другой конец города для того, чтобы позаниматься йогой или сходить к зубному. Но необходим перечень услуг, которые должны быть сформированы в рамках 15-минутного города и будут востребованы людьми и средой.

Евгения Колосова Девелопер как соавтор жизни своих клиентов

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Дом.РФ» передаст инвесторам 18 памятников архитектуры для восстановленияГород, 09 окт, 17:36
Как выбрать газовую колонку: 7 главных характеристик и советы экспертовДом, 09 окт, 17:31
«Домклик» назвал стоимость трех самых дорогих квартир в РоссииЖилье, 09 окт, 16:10
В Москве обновили Кадашевскую набережную. Какой она сталаГород, 09 окт, 15:00
Дэвид и Виктория Бекхэм собрались купить дом в Майами-Бич за $80 млнДеньги, 09 окт, 12:27
Антитренды в дизайне интерьера — 2025: букле, монохром и черная фурнитураДизайн, 09 окт, 12:19
Инвестиционный потенциал офисов: как заработать до 12% годовыхДеньги, 09 окт, 11:26
Аккредитив при сделках с жильем: процедура, плюсы и минусыЖилье, 09 окт, 10:56
Названы районы Москвы с наибольшим снижением цен на вторичное жильеЖилье, 09 окт, 10:08
Маткапитал-2024: как потратить ₽833 тыс. на улучшение жилищных условийДеньги, 08 окт, 16:42
Все о налоге на имущество физлиц в 2024 году: когда и сколько платитьДеньги, 08 окт, 16:17
Как спустить воздух из батареи: пошаговая инструкция и советы мастераДом, 08 окт, 16:10
Аналитики назвали минимальную сумму для покупки жилья в МосквеЖилье, 08 окт, 15:02
Риелторы оценили долю новостроек Москвы с беспроцентной рассрочкойНовостройки, 08 окт, 13:35
Главное Лента