Почему форум недвижимости «Движение» в 2022 году вырос несмотря ни на что
Календарь отраслевых мероприятий для девелоперов в 2022 году заметно поредел. Одни события отменили организаторы, на другие отказались приезжать сами застройщики. Рынок потерял несколько однодневных конференций: региональные девелоперы отказываются от деловых ивентов, путь до которых занимает больше времени, чем идет само событие.
Отказной тренд почти не затронул форум недвижимости «Движение», который пройдет в Сочи с 31 мая по 3 июня. Организатор события Илья Пискулин рассказал «РБК-Недвижимости», что на середину мая продал уже более 1300 билетов.
Организатором форума является архитектурно-брендинговая компания DeVision.
Зачем застройщикам приезжать на «Движение»? К чему может привести экономия инвестиций в развитие кадров? Как чувствует себя форум, который называют «российским MIPIM», и способно ли участие застройщика в нем окупиться? Разбираемся вместе с организаторами.
Что происходит с мероприятиями-2022
Раньше календарь топ-менеджеров и собственников девелоперского бизнеса традиционно включал Российский инвестиционный форум (РИФ). В этом году он планировался в феврале, но за месяц до старта устроители объявили о переносе. С тех пор новостей о РИФе не поступало; пройдет ли он в этом году, неясно.
В апреле в Сочи прошел Всероссийский жилищный конгресс — одно из наиболее значимых событий риелторского сообщества. Если верить источникам, количество участников варьировалось от 3 тыс. до 5 тыс. Впрочем, девелоперы на конгрессе появлялись редко.
На 15–18 июня намечен Петербургский экономический форум (ПМЭФ). Правда, не для всех сотрудников девелоперских компаний это важное событие: широкая специализация ПМЭФ делает его нерелевантным для некоторых средних и тем более мелких застройщиков, а также для игроков из регионов.
В рейтинге событий для девелоперов заметно выделяется форум недвижимости «Движение» — четырехдневное мероприятие, которое включает насыщенную деловую программу, выступления хедлайнеров и вечерние концерты. Важным фактором экономии на командировочных расходах стала коллаборация с Urban Awards: оба события пройдут в Сочи одновременно. Это привело к тому, что почти все билеты к началу мероприятия проданы, а сам форум, несмотря на сложный год, прирос в количестве участников.
Почему «Движение» захватывает застройщиков
Девелоперов привлекает концепция. Организаторы превратили возможные слабости мероприятий в свою силу. В первых двух форумах могли принять участие только девелоперы. В этом году организаторы сделали исключение для некоторых отраслевых игроков. Тем не менее наличие фильтра отпугивает продавцов услуг и одновременно привлекает застройщиков, которые хотят оказаться среди своих.
Организаторы продумывают и прорабатывают программу, вкладывая миллионы рублей в контент. Даже продав все билеты, команда продолжает дорабатывать расписание и инвестировать в то, что происходит на сцене. Кроме того, отраслевые спикеры, выступающие бесплатно, вынуждены готовиться, так как их доклады заранее отслушивают и проверяют на актуальность.
Застройщикам нравится погружаться в событие полностью. «Движение» напоминает пионерский лагерь: все живут в одном месте, вместе едят, отдыхают и учатся — это настоящая перезагрузка. На московских мероприятиях участники разъезжаются кто куда, а в «Розе Хутор» остаются друг с другом — именно так начинает работать нетворкинг. Для этого организаторы под ключ делают высокоуровневую развлекательную программу.
На «Движении» не было рекламы вообще. Сейчас появились партнеры и спонсоры, но их явно меньше, чем желающих что-то продать застройщикам. По словам организаторов, спонсоры также проходят прослушивания, и не все из них получают право выступить на сцене. К примеру, одному ключевому партнеру не согласовали сразу два доклада.
Сильной и одновременно слабой стороной «Движения» считалась близость к «Сберу» и игнорирование других представителей банковского сектора. В этом году два главных банка страны сосуществуют и дополняют друг друга на одной площадке. «Сбер» выступает соорганизатором, ВТБ — генеральным спонсором. Это редкое единство, которое дает возможность представить разнообразие точек зрения на форуме. Организаторы говорят, что участие банков-партнеров существенно улучшило программу по составу спикеров.
Форум 2022 года будет состоять из пяти профильных секций: «Управление», «Архитектура и продукт», «Продажи», «Маркетинг», «Управляющая компания». Последняя секция пройдет впервые. Ключевой темой станет девелопмент в турбулентное время и инструменты антикризисного управления строительством, продажами, маркетингом и HR.
В новом формате пройдут и конференции. «Девелоперы часто просили нас просто закрыть их в одном помещении и дать поговорить», — делится основатель форума Илья Пискулин. Сейчас команда агрегирует вопросы, с которыми участники едут на «Движение», чтобы обсудить их с экспертами и получить десятки ответов на каждый. Подробности формата озвучат на открытии — как заявляет основатель «Движения», такие конференции на рынке мероприятий в России не проводит никто.
Здесь всегда спикеры самого высокого уровня. Делиться собственными способами выживания и заработка в этот сложный год будут: руководитель холдинга Legenda Василий Селиванов, генеральный директор группы компаний «Самолет» Антон Елистратов, президент и основатель RBI Эдуард Тиктинский, основатель группы «Родина» Владимир Щекин, директор UDS Всеволод Иванов, исполнительный директор ФСК Дмитрий Трубников, директор по маркетингу Legenda Всеволод Глазунов, основатель компании «Этажи» Ильдар Хусаинов, исполнительный директор BI Group Венера Хадеева, ответственный за коммуникации в компании «Брусника» Денис Давыдов, президент «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков и многие другие.
Еще одна отличительная особенность «Движения» — хедлайнеры. Они завершают деловую программу каждого дня. Это эксперты, не связанные с девелопментом или соприкасающиеся с ним лишь косвенно. В первый день выступит известный врач-психотерапевт Андрей Курпатов, в активе которого более 30 книг совокупным тиражом 5 млн экземпляров. Телезрители 1990-х могут помнить доктора Курпатова по одноименной передаче и даже не подозревать, что сейчас он возглавляет Лабораторию нейронаук и поведения человека в «Сбере».
Хедлайнеры — несвойственное явление для мероприятий на рынке недвижимости. По словам организаторов, именно это многое определяет для участников.
Ключевой фигурой третьего дня станет Андрей Шаронов, генеральный директор ESG-альянса. Ранее Шаронов работал президентом Московской школы управления «Сколково», заместителем мэра Москвы по вопросам экономической политики и замминистра экономического развития и торговли России. Выступление Шаронова завершит сессию с профессорами школы «Сколково», которая пройдет в секции «Управление» 2 июня. 3 июня запланирована большая конференция по макроэкономике и демографии, которую также проведут эксперты МШУ «Сколково».
«Застройщики редко ездят на развивающие события общего профиля, из-за чего новые практики плохо доходят до отрасли. Этому способствует эго девелоперов — никто для них не эксперт, и отчасти так и есть. Реалии отрасли суровы, бюджеты большие, поэтому многие специалисты имеют опыт признанных гуру. Тем не менее нужно допускать знания извне, и мы работаем над этим, подбираем спикеров», — говорит программный директор форума Наталия Вохмина.
Сочи: открыто ли небо?
Повлиять на посещаемость могла ситуация с авиасообщением, но и тут форуму повезло. По состоянию на середину мая в России закрыты 11 аэропортов, однако Сочи это не коснулось. Прилететь в олимпийскую столицу России могут без пересадок девелоперы из Москвы, Петербурга, Красноярска, Новосибирска и многих других городов — аэропорт Сочи принимает почти все рейсы. Если же застройщик находится в городе с закрытым авиасообщением, например в Воронеже или Ростове-на-Дону, то он может добраться на поезде или на машине.
На успех «Движения — 2022» очень повлияла позиция власти
«Первыми, кто оказали содействие форуму, стала приемная вице-премьера Марата Хуснуллина. Мы описали суть события и в ответ на письмо получили разрешение на публикацию вице-премьера в качестве спикера с пометкой «приглашен к участию», — объяснил Илья Пискулин. — Показательно, что нам предоставили возможность говорить о приглашении. Несмотря на то что это не гарантирует приезд вице-премьера, многие девелоперы восприняли публикацию как сигнал к запуску «Движения» — и у нас усилились продажи.
Одновременно с этим в стройотрасли возобновились меры господдержки, благодаря которым девелоперы поняли, что жизнь продолжается. Выходит, что первый положительный сигнал получили мы и передали его девелоперам через анонс участия в «Движении» Марата Хуснуллина. Второй сигнал был дан непосредственно девелоперам из приемной — о господдержке».
Билеты на форум стоят от 50 тыс. до 190 тыс. руб. Это одно из самых дорогих частных деловых мероприятий в СНГ — и все же билеты покупают. Организаторы считают, что дело в продукте, который дает все и сразу по фиксированной цене в одном месте.
«У нас часто просят скидку. Тогда мы предлагаем рассчитать розничную стоимость всех тренингов, хедлайнеров, шоу, питания и других услуг, которые застройщик получает на форуме. Такая калькуляция с разными застройщиками всякий раз доказывала, что девелоперский форум шел в подарок. День «Сколкова», лекция Курпатова, внешние эксперты от Гандапаса до Якубы, вечерние развлечения, обеды, кофе-брейки — все это вместе дороже билетов. В дополнение участник получает выступления девелоперов, банкиров и других отраслевых спикеров, — пояснили организаторы. — Мы вообще ни на чем не экономим. «Движение» — это нечто глубоко личное для нас. Даже когда экономить необходимо, есть статьи бюджета, которые резать нельзя, в том числе на развитие сотрудников. Поэтому форум пройдет на максимуме».
Государство — главный маркетолог новостроек. Что с этим не так?
Главной проблемой первичного рынка недвижимости последних лет оказалась слишком эффективная господдержка. Столь парадоксальное мнение в разговоре с «РБК-Недвижимостью» высказал организатор «Движения» Илья Пискулин. Свой довод он проиллюстрировал примером из совершенно другой отрасли:
«В ресторанном деле никто не вкладывает деньги людям в карманы, если посещаемость кафе чуть ниже ожидаемого. Официанты не говорят гостям: «О, для семей у нас софинансирование счета на салаты. А вы с Дальнего Востока? Так вам вообще очень дешево у нас питаться!»
Российские застройщики только и делают, что ждут именно такой помощи. В последние годы главным маркетологом рынка новостроек в России было государство. Со всех экранов страны правительство призывало людей покупать новые квартиры, напоминая, что льготная ипотека скоро закончится. В итоге, если девелоперы прикладывали усилия, то у них получалось, если особо не старались — получалось, а если совершенно ничего не делали — у них получалось все равно. Девелоперы привыкли, что государство все делает за них. Настало время взять ответственность за бизнес в свои руки».
«Застройщики, которые появились после 2016 года, вообще не знают, что значит вести строительный бизнес без поддержки государства, — добавил Пискулин. — Поэтому повестка «Движения» сместилась из области продукта в сторону маркетинга и лидерства. Многие собственники компаний сейчас замерли и лишь ходатайствуют об ипотеке с господдержкой под более низкий процент. У меня в таком случае к ним вопрос: почему в 2017 году 12% было достаточно? И как вы продавали квартиры в 2015 году?
Мы проводили опросы среди застройщиков и обнаружили: девелоперы, которые прошли кризисы 2009 и 2014 годов, не паникуют. Они спокойно относятся к господдержке в 12% и знают, как действовать дальше. Задача форума — внедрить эту повестку и помочь застройщикам понять, что ситуации, при которой они вкладывают очень мало, а получают много, больше не будет».
Чем российские девелоперы превзошли застройщиков из других стран
При всей склонности уповать на господдержку федеральные девелоперы придумали множество эффективных бизнес-практик, за которыми готовы охотиться застройщики из других регионов и даже государств. «В России очень сильный и продвинутый девелопмент; нас копируют, — утверждает Пискулин. — Мы этого подчас не осознаем, но многим странам есть чему у нас поучиться. Ни в одной стране нет настолько эффективного маркетинга новостроек, как в России. Ни в одной стране нет таких развитых агентств недвижимости. А еще ни в одной стране в мире нет настолько качественного жилья в пересчете на денежную единицу.
Например, посмотрите объекты «Брусники». Переведите их стоимость в доллары и попробуйте найти что-то подобное за ту же цену, скажем, в США. Посчитайте, за сколько строят в Тюмени, — почти невозможно найти объект сопоставимого уровня в любой другой стране».
Помимо эффективности, российская девелоперская среда отличается удивительной сплоченностью и готовностью к честному диалогу — такому, который происходит на «Движении». «Давайте найдем немецкий девелоперский форум, — предложил Пискулин. — Его просто нет. А попробуйте найти британский девелоперский форум — тоже нет. В России девелоперы — как пчелиный рой: делают одно дело и при этом общаются между собой. Но это сообщество сейчас слишком сильно надеется на государство. Пора брать ответственность на себя, хотя бы частично.
Мы рассчитываем, что «Движение» будет каждый год объединять девелоперов, производителей строительных материалов, а далее планируем международную экспансию. Нацеливаемся проводить форум в Узбекистане либо Казахстане, чтобы сделать обмен опытом интернациональным. Мы уже начали соответствующие переговоры».
Зачем «Движение» девелоперам из маленьких городов
С таким масштабом может сложиться впечатление, что «Движение» — только для крупного бизнеса. На деле форум очень полезен небольшим нишевым или региональным игрокам. «В каждом городе есть люди, которые хотят в нем жить, — аргументирует Пискулин. — Несмотря на это, девелоперы в маленьких городах часто говорят: «У нас отрицательная миграция и убыль населения — люди не хотят здесь оставаться».
Возьмем для примера Мурманск, в котором как раз происходит убыль населения — за последние пять лет в городе не появилось ни одной новостройки. Где в таком случае покупать квартиры тем, кто хочет остаться и жить в современном доме?
Тем временем в городе-спутнике Пензы прямо сейчас строятся «мурманские кварталы», которые так прозвали местные жители за большое количество переселенцев из Мурманска. Их там целые подъезды. Разве мурманчане так любят Пензу? Нет. Просто в поиске нового жилья люди разъезжаются по разным городам. В результате квартиры в Мурманске 1970–1980-х годов постройки продаются по 110–120 тыс. руб. за 1 кв. м, а в Пензе — по 47 тыс. руб.».
Направить энергию, финансы, а главное желание таких людей в сторону жизни в родном городе — выполнимая задача для тех, кто понимает демографические, макроэкономические и рыночные предпосылки возникновения спроса в той или иной локации. Правда, чтобы распутать весь клубок потребительских предпочтений и взаимовлияющих факторов, а затем рассчитать идеальное время и место для проекта нового ЖК, топ-менеджер девелоперской компании должен быть немного экономистом из «Сколкова», немного банкиром из «Сбера» или ВТБ, немного маркетологом и немного психотерапевтом, как доктор Курпатов. То есть тем человеком, который прошел форум «Движение-2022» от и до.