Ар-деко (арт-деко): особенности стиля в архитектуре и интерьере
Интерьеры в духе фильма «Великий Гэтсби»: изысканность, строгая геометрия и общее ощущение праздника — все это ар-деко. Каков этот стиль в архитектуре и чем отличается от других — рассказываем в нашей статье.
Эксперт в этой статье: Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии dvekati
Что такое ар-деко
Ар-деко — стиль, который появился во Франции в начале XX века, затем распространился в Западной Европе и США и проявил себя в архитектуре, дизайне, изобразительном искусстве. Он стал популярным после Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности, которая прошла в Париже в 1925 году.
Ар-деко появился на стыке модернизма и неоклассицизма. Ар-деко быстро стал синонимом богатства, шика, богемы, а его приверженцы активно использовали в своих работах достижения технического прогресса и новые качественные материалы. Это означает в том числе, что в богатых интерьерах и в архитектурном облике домов для элиты впервые начали массово использоваться штампованные заводские элементы.
С появлением ар-деко декораторы, которые до этого не считались представителями творческой интеллигенции, получили новый статус: у них появилось профессиональное сообщество и такие же авторские права, как у художников и скульпторов.
После Второй мировой войны ар-деко стал менее востребован, в архитектуре начали брать верх более функциональные и строгие стили.
Екатерина Сванидзе:
— Об ар-деко обычно говорят, что это или последний большой стиль, или вообще не стиль, а стилевое течение. Как бы то ни было, ар-деко до сих пор остается одним из главных источников вдохновения для архитекторов по всему миру. Среди стилей, повлиявших на ар-деко, называют модерн, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.
Стиль, получивший известность как ар-деко, во Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было изобилие ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой кости и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а также авторы «малых бронзовых форм».
Бронзовая скульптура становится одним из символов ар-деко для истории искусств и воплощением той самой «дорогой и солидной красивости». Стиль действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой совместить высокое и низкое, больших художников и ремесленников, сочетать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.
Особенности стиля ар-деко
Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические формы, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Серия отступов, создающих ступенчатый контур, создает монолитный внешний вид, типичный для фасадов в этом стиле.
При строительстве зданий в стиле ар-деко использовались штукатурка, бетонный блок, глазурованный кирпич, гладкий камень и терракота, сталь и алюминий. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.
Некоторые здания этого стиля отличаются элементами исключительно ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были дешевле.
Плоские крыши украшались парапетами, шпилями или башнеобразными сооружениями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Декоративное стекло или стеклянные блоки использовались для максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.
Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они часто создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-центр, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — наиболее известные примеры ар-деко.
Основные черты ар-деко
Строгая геометрия
Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают овал, прямоугольник, ромб, треугольник, зигзаг и другие четкие формы.
Симметричные узоры
Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного или геометрического характера. Они присутствуют как в интерьерах, так и на фасадах зданий.
Этнические и природные мотивы
Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а также природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, цветы, птиц и солнечные лучи.
Дорогие материалы
В декоре и отделке предпочтение отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой кости, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.
Блеск
Множество различных металлических акцентов, вплоть до золотых поручней на дверях, обилие зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Все эти детали создают ощущение праздника и торжественности.
Зиккурат
Заимствованный из вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную роль в архитектуре ар-деко. Современная интерпретация в основном выглядит как отступающие уровни или многоярусные элементы, которые придают строению или декоративному элементу форму пирамиды.
Яркие цвета
Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые броско контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная гамма отходят на второй план. Основными становятся бирюзовый, рубиновый, желтый, зеленый, баклажановый, бордовый и другие яркие цвета.
Гладкие поверхности
Помимо блеска, в ар-деко часто используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, алюминий, мрамор, стекло.
Небоскребы
Во многих зданиях в стиле ар-деко есть башня или шпиль. Это также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было характерно для того времени. Стальной каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему блестящий, гламурный вид.
Екатерина Сванидзе:
— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко быстро выбирает в крестные отцы функционализм, а за океаном, в США, и вовсе превращается в так называемый streamline modern — по мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, по мнению других — совершенно отдельное стилевое течение или даже стиль, нашептанный, собственно, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.
Во Франции схожая история происходит с paquebot («морской лайнер»), который выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами из лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.
Впрочем, это было характерно для всего стиля, который недаром называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране он был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, даже не всегда об этой принадлежности догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, надежный — с другой; его любили все — от владельцев первых массовых кинотеатров до автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавейка, стекло, различные эмали — все это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (или их имитациями) приходило тогда чуть ли не в каждый дом и с самыми привычными в быту вещами.
Считается, что именно «ширпотреб» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И дело не только в начавшейся Второй мировой войне, но и в том, что из иконы стиля ар-деко стал для общества аляповатой картинкой из глянца и синонимом подделки и пошлости. Правда, так было не везде и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал до конца 1960-х.
Ар-деко в интерьере
Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы или ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, архитектор Элиэль Сааринен, кузнец по металлу Жан Пуифоркат, дизайнер стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.
Дизайнеры выбирали экзотические материалы для интерьеров, такие как акулья кожа, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное дерево, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию. Самым выдающимся дизайнером мебели на выставке декоративного искусства 1925 года был Эмиль-Жак Рульманн.
Он считал, что кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: для гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Мебель Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя цена одной из его кроватей или шкафов довольно часто была выше, чем стоимость небольшого дома.
Текстиль стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные обои, обивка для мебели, ковры. На них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и другие современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.
Екатерина Сванидзе:
— Пусть в экспертном сообществе термин «советское ар-деко» официально не принят до сих пор, но в СССР история стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. По словам историка архитектуры Александры Селивановой, в СССР ар-деко пришел резко — сказалась усталость от бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные интриги в искусстве и один из самых мощных расколов внутри профессионального сообщества.
Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, дом СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Фрунзе, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС на Зубовской площади, многочисленные жилые дома по всей стране, включая легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский универмаг, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — все это имена и объекты советского ар-деко.
Ар-деко повлиял в СССР на всю массовую городскую застройку — именно из него во многом вырос сталинский ампир. Владимир Гельфрейх, который стал автором как первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, так и последнего — здания МИД, был наиболее близким к чистой стилевой версии.
К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии на эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.