Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Эксперты назвали самые востребованные у россиян города для переезда Общество, 06:13 Доля берущих займы в МФО достигла максимума за четыре года Финансы, 06:00 Названы города с самыми высокооплачиваемыми вакансиями Общество, 06:00 СМИ узнали о планах «Катрена» купить контрольную долю в «Эркафарме» Бизнес, 05:45 Почему инвестиции в индустриальную недвижимость — новый тренд Партнерский материал, 05:34 Минздрав сектора Газа сообщил о 67 погибших из-за атак Израиля Общество, 05:32 Словакия начнет применять «Спутник V» с июня Общество, 05:04 «Ситимобил» назвал самые популярные маршруты междугородних поездок такси Общество, 05:00 White Rabbit, киберпреступность, Билли Айлиш и мужской костюм от Dior РБК и Dior, 04:58 Визовый центр Испании в Москве возобновил работу Общество, 04:35 Цена биткоина упала ниже $47 тыс. после заявления Маска Финансы, 04:32 Школу в Благовещенске эвакуировали из-за сигнала о чрезвычайной ситуации Общество, 04:22 Tesla приостановила продажу электромобилей за биткоины Финансы, 03:53 Фонд вместо смс: как финансируют долгосрочные проекты социальной медицины РБК и Фонд Потанина, 03:50
От концепции Ле Корбюзье к образу будущего российских городов
Мнения ,  
0 
Екатерина Малеева

От концепции Ле Корбюзье к образу будущего российских городов

За три года с даты публикации Стандарта комплексного развития территорий некоторые градостроительные нормативы прошли ряд трансформаций. Даже небольшие изменения в терминологии или в конкретных параметрах смогут радикально изменить будущее российских городов. Каким будет это будущее и почему даже формальности важны при создании комфортной и современной городской среды?

Сегодня во многих российских городах люди ежедневно сталкиваются с одними и теми же проблемами, заметно или незаметно влияющими на качество жизни. Среди них — пробки, дефицит качественных сервисов и магазинов рядом с домом, необходимость проводить много времени в пути на работу и обратно, ощущение небезопасности на улицах и во дворах.

Однотипность проблем связана с однообразием городского пространства: почти 80% жилой застройки в России составляют советские микрорайоны (49%) и современная массовая жилая застройка (27%), которая хоть и формировалась за три постсоветских десятилетия, но в большинстве случаев мало отличается от советского прототипа. Другие сферы жизни давно адаптировались к запросам современных россиян: мы покупаем современные автомобили, едим качественную и разнообразную еду в ресторанах и кафе, пользуемся удобными цифровыми сервисами. Почему же даже новое массовое жилье напоминает советские многоэтажки?

Дело в том, что жилую застройку регулирует система нормативов, создававшаяся еще в 1960-е годы и закрепившая основные принципы массового индустриального домостроения. Большинство современных нормативов — актуализированные версии советских документов или новые нормы, созданные по старому образцу. Советская система нормативов, основанная на образе модернистского города, описанного в Афинской хартии Ле Корбюзье, оказалась настолько цельной и сбалансированной, что пережила десятилетия точечных изменений. Как бы архитекторы и застройщики ни старались воплотить в проектах новый образ комфортного города, различные нормативы всегда напоминают, что в итоге у них должен получиться советский микрорайон.

Минстрой России, «Дом.РФ» и КБ «Стрелка» уже три года ведут работу по интеграции решений Стандарта комплексного развития территорий в Своды правил и другие документы, регламентирующие основные подходы к городскому планированию. Стандарт рисует принципиально новый образ российских городов будущего — долгожданную альтернативу модернистскому городу из советских нормативов. В результате даже на первый взгляд формальные изменения нормативов могут кардинально трансформировать российское городское планирование. Приведу лишь несколько примеров.

Микрорайоны, кварталы…

Теперь разделены понятия микрорайона и квартала. Квартал — это территория в красных линиях площадью до 5 га, а микрорайон — территория площадью до 60 га. Большой микрорайон может состоять из нескольких небольших кварталов.

Раньше микрорайоном и кварталом называли участок территории площадью до 60 га, ограниченный улицами. На территории микрорайона находились не улицы, а внутриквартальные проезды — для доступа к жилым домам и парковкам. Теперь же улицами можно ограничивать меньшие по площади городские территории — поэтому уличная сетка может стать гораздо чаще: до 15 км/кв. км вместо сегодняшних 6–10 км/кв. км. На такие показатели при планировании устойчивых жилых районов рекомендует ориентироваться ООН-Хабитат.

В результате учащения уличной сети то же самое количество автомобилей, которое раньше собиралось на разделяющих жилые районы магистралях, равномерно распределится по множеству небольших улиц с более спокойным скоростным режимом — и снизится риск ДТП. До точки назначения можно будет добраться разными маршрутами, поэтому пробок станет меньше. Водители, которые сегодня пытаются объехать пробки по чужим дворам, смогут ехать по полноценным улицам, не проникая на приватную территорию. Протяженность фасадов, выходящих на улицу, вырастет, поэтому появится больше помещений на первых этажах, где могут открыться новые магазины и городские сервисы. Арендные ставки при этом снизятся (вырастет предложение), а качество и разнообразие услуг возрастет благодаря развитию конкуренции.

Кроме того, у каждого небольшого квартала может быть своя функция. В рамках одного микрорайона могут расположиться жилые, торговые, офисные кварталы. Территория микрорайона, в свою очередь, станет такого размера, что из одной точки в любую другую можно будет дойти спокойным шагом за 10–15 минут. Это приближает нас к формированию так называемого 15-минутного города, где все, что нужно человеку для повседневной жизни, находится в пешей доступности.

В-третьих, в небольших кварталах появятся небольшие, сомасштабные человеку дворы, где из окон хорошо видно, что происходит снаружи. Это значит, что дворы станут безопаснее и горожане смогут отпускать детей гулять во двор одних.

Наконец, если возникнет необходимость перестроить один из кварталов, это не так заметно повлияет на жизнь соседей. Строительная техника проедет по улицам и не попадет во дворы, так что люди смогут без дополнительного дискомфорта пользоваться объектами в других кварталах микрорайона. Таким образом удастся заложить основу для эволюционного преобразования городских территорий и не подвергать их масштабному и дорогостоящему редевелопменту, который мог бы растянуться на десятилетия.

Школьная жизнь

Теперь участок школы может примыкать к красным линиям улиц. Спортивные площадки школ смогут входить в состав общей инфраструктуры микрорайона. Игровые площадки станут размещаться на эксплуатируемой кровле, но не выше третьего этажа.

Сегодня школы часто занимают большую территорию, огороженную забором. Как правило, они раполагаются в центре микрорайонов — так что часть домов лишается собственного двора. Утром и во второй половине дня на внутриквартальных проездах возникают пробки из автомобилей родителей, которые привозят и забирают детей из школы, нарушая приватность жителей близлежащих домов. Спортивные площадки на территории школ эксплуатируются в лучшем случае полгода и только учащимися конкретного учреждения, а все остальное время они простаивают — из-за каникул, холодов или плохой погоды.

Когда сетка улиц станет чаще, школы смогут занимать отдельные кварталы. Во дворах перестанут появляться машины родителей — они смогут подъехать к школьным воротам по городским улицам. Часть спортивных площадок может быть размещена на кровле и использоваться как школьниками, так и жителями микрорайона. Благодаря освобождению новых пространств градостроители смогут увеличить пятно застройки и снизить этажность жилых домов при сохранении плотности или же разместить на освободившихся участках новые культурные, досуговые, торговые объекты. Важно также, что меньшая по площади школа будет дешевле в эксплуатации.

Ближе к корням

Расстояние от ствола дерева до инженерных сетей и до края проезжей части сокращено с 2 до 0,5 м при использовании прикорневого барьера. Допускается высадка деревьев на разделительной полосе.

Новые улицы могут стать уже — от 15 до 45 м от фасада до фасада. Такие улицы безопаснее пересекать, издалека можно увидеть знакомого или вывеску на противоположной стороне. Чтобы на них появились деревья, нужно высаживать их ближе к инженерным сетям — это позволят сделать современные технологии. Деревья, высаженные вдоль улиц, могут защитить пешеходов от дорожной пыли и осадков. К примеру, одно дерево может удерживать до 90 кг пыли в год. Группы деревьев также охлаждают воздух на 0,7–1,3 градусов в жаркую погоду, компенсируя эффект теплового острова. Кроме того, летом деревья создают тень, а зимой снижают скорость ветра, поэтому пешие прогулки по городу станут комфортнее во все времена года.

Что будет дальше

На сегодняшний день в действующие нормы внесена только часть изменений, предусмотренных Стандартом комплексного развития территорий. К работе по трансформации нормативов подключаются специалисты из разных отраслей и ведомств, которые следят за соблюдением требований и оценивают перспективы тех или иных изменений в действующие документы. Напомню, что в разработке самого Стандарта приняли участие более 200 экспертов из 14 стран. Именно такой комплексный подход, основанный на лучших современных решениях и изучении особенностей российских городов, может стать залогом эволюционного и устойчивого развития городской среды. За не всегда заметными изменениями в формулировках СанПинов и ГОСТов стоит комфортное будущее миллионов российских горожан.

Об авторах
Екатерина Малеева Екатерина Малеева, директор проектов КБ «Стрелка»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента