Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Россияне назвали профессии со слишком большой зарплатой Общество, 00:01 Взрыв газа под Серпуховом практически полностью обрушил жилой дом Общество, 07 мар, 23:58 Протаранившего погранпункт России экс-помощника главы Абхазии арестовали Политика, 07 мар, 23:47 Посольство начало проверку данных о крушении вертолета с военными в ЦАР Общество, 07 мар, 23:22 Махачев рассказал о намерении провести следующий поединок летом Спорт, 07 мар, 23:13 Тренер «Спартака» назвал разгром «Краснодара» «классным матчем» Спорт, 07 мар, 23:09 Пентагон назвал условия для ответного удара после атаки на базу в Ираке Политика, 07 мар, 22:56 СК задержал подозреваемого в убийстве женщины и троих детей в Подмосковье Общество, 07 мар, 22:38 В ОНК Москвы разъяснили причины исключения Марины Литвинович из комиссии Общество, 07 мар, 22:28 СМИ узнали о падении в ЦАР вертолета с российскими военными специалистами Общество, 07 мар, 21:52 «Манчестер Сити» проиграл в АПЛ впервые с ноября Спорт, 07 мар, 21:38 Белоруссия запустит производство вакцины «Спутник V» в конце марта Общество, 07 мар, 21:26 В Мюнхене осквернили могилу Бандеры Политика, 07 мар, 21:16 «Спартак» забил шесть мячей «Краснодару» в матче РПЛ Спорт, 07 мар, 21:01
Убьет ли онлайн-шопинг офлайн-магазины?
Мнения ,  
0 
Егор Клименко

Убьет ли онлайн-шопинг офлайн-магазины?

При всех объективных плюсах онлайн-ретейла офлайн все еще сохраняет свои позиции. И если раньше потребители закономерно опасались мошенников и невозможности «пощупать» товар во время интернет-шопинга, весенний локдаун вынудил обратиться к доставке и даже сформировал привычку заказывать товары первой необходимости онлайн. Почему офлайн стал базой для онлайн-шопинга и ожидать ли его вымирания?

В 2019 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, он достиг показателя в 6,1%, или 2,032 трлн руб. В 2020 году произошла уникальная аномалия — пандемия вынудила бизнес закрыть офлайн-точки, а население перевела в режим самоизоляции. Онлайн-торговле впервые удалось пробить 10%-ный барьер. Для сравнения: доля e-commerce в Китае за первое полугодие 2020 года составила 29,9%, а в США — 13,9%. После отмены ограничений показатели упали, но суммарно оборот российского рынка интернет-торговли достиг 1,654 трлн руб. в первом полугодии 2020 года, обогнав практически в два раза аналогичный показатель 2019-го.

Ситуация свидетельствует о том, что индустрия развивается, но говорить об экспансии не стоит. Во многом это связано с «анатомией» онлайн-ретейла, который стал не принципиально новым изобретением, а улучшенной версией продаж офлайн.

По результатам первого полугодия 2020 года в приоритете у потребителей для покупок онлайн следующие категории:

  • 30, 2% — одежда и обувь;
  • 29,5% — цифровая и бытовая техника;
  • 14,1% — продукты питания.

Приобретая товары через интернет, покупатели закрывают базовые потребности, которые прежде офлайн-формат удовлетворить не мог:

  • географическое положение — доступ к брендам, которые не представлены в городе или стране;
  • экономия сил на физическое перемещение. Намеренно избегаю упоминания экономии времени, поскольку онлайн-шопинг экономит время только в том случае, если покупатель заранее знает, что хочет купить, и вбивает в поисковую строку конкретную позицию. С тем же успехом, зная, какой именно нужен сок или костюм, покупатель так же быстро зайдет в офлайн-точку и попросит продавца выдать позицию без поиска на стеллажах и витринах;
  • разнообразие выбора, полный обзор ассортимента на сайте и возможность найти выгодную цену или оптимальный комплект поставки. Особенно успешно потребность закрывается в том случае, если покупатель пользуется агрегаторами, которые позволяют получить аналитику по стоимости на рынке;
  • безопасность и отсутствие необходимости вступать в контакт с другими людьми — современные реалии;
  • рекомендации и отзывы других пользователей.

Офлайн-магазины, которые не прислушались вовремя к покупателям, в итоге привели к росту онлайн-ретейла. Прозорливые бренды стали включаться в онлайн-торговлю еще до пандемии. Другие осознали, что это уже не выбор, а необходимость.

При всех упомянутых преимуществах онлайн-ретейла это все тот же офлайн, но с точкой доступа из Сети. Онлайн-ретейлеры:

  • используют склад товаров. Иногда это магазины или складские базы, а иногда заказ доставляют прямо от поставщика;
  • открывают примерочные или офлайн-точки для самовывоза — Wildberries, Ozon, E2E4 и другие компании. Интересный пример — магазин от онлайн-брендов вроде Amazon;
  • налаживают логистику, размещая географически точки закупки или складов так, чтобы сделать доставку быстрее — такие логические центры, например, у Wildberries и у X5.

Показательный пример — продуктовый ретейл. Прежде доставка из магазинов была прерогативой частных курьеров. Сейчас, помимо взрывного роста «Сбермаркета», сами магазины открывают собственную доставку. «Сбермаркет» и хард-дискаунтеры вроде «Самоката» — это квинтэссенция того, что нужно покупателям: онлайн-каталог, продуктовые корзины, которые можно реплицировать, не тратя время на однотипную сборку, доброжелательный сервис и быстрая доставка. При этом потребители могут прийти на «склад» — розничные магазины «Лента», Metro, «Ашан» — и купить продукты питания самостоятельно.

Очевидно, что будущее как раз за таким форматом: офлайн-магазин для спонтанных покупок, шопинга как развлечения, ситуативных покупок и для тех случаев, когда чего-то хочется, а чего — неясно. Ситуации, в которых требуется рассмотреть объект физически, перед покупкой. Или подобрать товар с примеркой и незнанием, скажем, размера. Одновременно с этим бренд должен быть представлен онлайн, чтобы у покупателя была возможность заказа и доставки через интернет, в том числе в случаях отложенной покупки, когда решение принимается позже.

Похоже, что такого же мнения придерживаются и инвесторы. Мы и прежде наблюдали интерес к коммерческой недвижимости с продуктовым ретейлом в числе арендаторов, но во время пандемии этот интерес усилился. В нестабильные экономические времена устойчивый и прогнозируемый доход становится во главу угла. Поэтому инвесторы интересуются не только наличием продуктового ретейла как такового, но и арендаторами с точки зрения того, как они взаимодействуют с e-commerce. Те арендаторы, которые используют офлайн-точки как склад и пункты самовывоза, несомненно, лидируют. Они следуют базовым принципам современного сервиса: взаимодействуют с покупателем там и тогда, когда ему удобно. Будущее и коммерческий успех именно у синергии форматов.

Об авторах
Егор Клименко Егор Клименко, генеральный директор инвестиционной компании AKTIVO
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента