Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
От планировок до коворкингов: как меняется рынок недвижимости
Мнения ,  
236 
Иван Черемных

От планировок до коворкингов: как меняется рынок недвижимости

Итак, вторая волна. Тренд на удаленную работу набирает обороты. Раньше эксперты верили, что это кратковременное явление, — пройдет пандемия, и люди вернутся в офисы. Но практика показывает, что крупные компании, которые поначалу неохотно переводили сотрудников на удаленку и видели в этом больше сложностей, чем возможностей, теперь оценили все преимущества такого формата работы и не торопятся его менять. В результате сотни тысяч специалистов вынуждены быстро адаптироваться к новым условиям, и самый очевидный способ — найти подходящее жилье.

В результате спрос существенно сместился с городской недвижимости на загородную. Некоторые наши клиенты и партнеры — девелоперы, которые возводят проекты как в городе, так и за его пределами, наблюдают скачки спроса на загородные проекты в несколько раз. Это происходит в Москве, Петербурге, Казани — по всей стране. Например, в одной петербургской компании спрос на загородные проекты вырос в десять раз.

Кроме этого, изменился сервис, а вслед за ним — поведенческие особенности покупателя. Так, в первую волну COVID многие девелоперы полностью перевели офис на удаленную работу, закрыв офлайн-точки продаж. Покупатели недвижимости адаптировались быстро. Некоторые клиенты консалтинговой компании «Манн, Черемных и Партнеры» смогли повысить процентное соотношение удаленных сделок к традиционным с 10% до 50%.

Кто-то сочтет, что это предсказуемо. Но вспомним: еще недавно отрасль была уверена, что сделки с недвижимостью долго не перейдут в онлайн — якобы покупателям важно лично побывать в офисе, увидеть площадку, технику, ознакомиться с документами. И тому было подтверждение — как правило, в удаленном формате совершались только повторные сделки (когда уровень доверия уже высок) и в редком случае — из отдаленных регионов (когда у покупателя просто нет возможности приехать лично). Поскольку у большинства девелоперов доля дистанционных сделок по отношению к традиционным была ничтожна, мало кто всерьез делал на это ставку. Скорее, это была игра в инновации — соревнование, кто сможет лучше упаковать продукт в онлайне. Застройщики вкладывались в 3D-туры, креативы, технологии дополненной реальности. Но когда отрасль действительно столкнулась с необходимостью продавать онлайн, оказалось, что никто к этому не готов, включая госструктуры.

А вот покупатели, вопреки ожиданиям, быстро приняли новые правила. Сработал страх — один из главных мотиваторов в нестабильные времена.

Вернемся к спросу. Помимо сверхинтереса к загородному жилью, очевидно изменение требований к планировочным решениям и общественным пространствам. Теперь покупателям квартир важна возможность организовать в квартире рабочее место или кабинет, отдохнуть на природе рядом с домом, уединиться в коворкинге на первом этаже своего ЖК. Уверен, что девелоперам стоит учитывать такие тренды при создании новых проектов и вносить изменения в уже имеющиеся — это не краткосрочный покупательский тренд, а сложившаяся потребность.

Думаю, скоро мы можем увидеть проекты с расширенным общественным пространством, которое позволит эффективно работать и полноценно отдыхать на территории жилого комплекса. Если говорить об объектах, уже адаптированных для удаленной работы — с коворкингами, зонами для встреч и отдыха, — большинство из них относятся к бизнес-классу и находятся в Москве (сегодня в столице таких объектов порядка 30). Но уверен, что буквально в течение пяти лет этот тренд распространится и на более доступные форматы жилья — как в столице, так и в других регионах.

Как девелоперам предвосхищать спрос и строить сейчас то, что будет востребовано завтра? Тщательно изучать мотивы своих покупателей и анализировать их жизненные сценарии. Тогда вам удастся создать жилой объект, спрос на который либо уже сформирован, либо находится на стадии формирования. Такие объекты продаются дорого и без остатков. Это непростой процесс, но он многократно отбивает инвестиции. Всегда выгоднее создавать правильный и востребованный продукт изначально, чем строить интуитивно, а затем пытаться продать.

Думайте о покупателях, инвестируйте в стратегию проектов, наращивайте компетенции и выбирайте в партнеры тех, чьи ценности совпадают с вашими.

Об авторе
Иван Черемных Иван Черемных управляющий партнер компании «Манн, Черемных и Партнеры»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Лента новостей
Доля массового жилья в новостройках Москвы упала до минимума за 8 летЖилье, 18 апр, 16:19
Свет, цвет и зеркала: 10 советов, как создать идеальную прихожуюДизайн, 18 апр, 15:30
Жители регионов потеряли интерес к покупке жилья в МосквеЖилье, 18 апр, 13:50
Минстрой и ЦБ предупредили о рисках рассрочки на жильеОтрасль, 18 апр, 13:40
График отключения горячей воды в Воронеже: список улиц, датыГород, 18 апр, 12:49
В России вырос спрос на строительство частных домов из-за ранней весныЗагород, 18 апр, 12:00
Названы округа Москвы, где чаще снимали квартиры с кошками и собакамиЖилье, 18 апр, 11:33
Кермен Мастиев — о том, зачем MR создает MR OfficeГород, 18 апр, 11:33
Японские стили в дизайне: что это такое и почему они стали популярныДизайн, 18 апр, 10:25
Названы районы Москвы с наибольшим снижением цен на массовое жильеЖилье, 18 апр, 09:20
Кредитное бюро отметило активизацию выдачи ипотеки в марте 2025 годаДеньги, 18 апр, 00:00
«Дом.РФ» дал прогноз развития рынка жилья при пессимистичном сценарииОтрасль, 17 апр, 18:41
В «Домклик» зафиксировали снижение цен на аренду в 2025 году на 10%Жилье, 17 апр, 17:56
Что входит в обязанности управляющей компании в многоквартирном домеЖилье, 17 апр, 16:38
Главное Лента