Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Разработчик заявил об успешных испытаниях замены пистолету Макарова Политика, 10:51 Умер главный тренер команды МХЛ Александр Левицкий Спорт, 10:51 Способное завершить Nord Stream 2 судно вернулось в Калининград Бизнес, 10:46 Почему инвестиции в индустриальную недвижимость — новый тренд Партнерский материал, 10:42 Как новый закон борется с взятками и демпингом на рынке госзаказа Pro, 10:39 Россиянин Ничушкин набрал очки в третьем матче подряд в НХЛ Спорт, 10:39 Павел Буре даст показания по делу о стрельбе в «Москва-Сити» Общество, 10:35 Риелторы назвали район Москвы с максимальной долей ипотечных сделок Недвижимость, 10:20 Стерлинг назвал удар коленом со стороны Яна самым жестким в карьере Спорт, 10:20 ASUS начал благотворительную кампанию «Заботимся о здоровье вместе!» Пресс-релиз, 10:19 В Минпросвещении исключили перенос учебного года из-за выборов в Госдуму Общество, 10:14 Революция черного: о физике, искусстве и парадоксах жизни РБК и ASUS, 10:13 Автор комиксов DC заработал $1,85 млн на продаже NFT-токенов Крипто, 10:13 Офис после пандемии — пространство для социализации и коллаборации Недвижимость, 10:05
Переосмысление торговых центров: каким ретейл выйдет из кризиса
Мнения ,  
0 
Владислав Фадеев

Переосмысление торговых центров: каким ретейл выйдет из кризиса

C наступлением кризиса, вызванного распространением COVID-19 и обвалом цен на нефть, одним из наиболее пострадавших сегментов рынка недвижимости оказался ретейл. Воздействовали на него как структурные изменения российской экономики (изменение товарооборота, рост уровня безработицы и снижение доходов населения), так и внутриотраслевые явления, во многом формирующие его посткризисный портрет.

Отложенный спад ввода ТЦ

Между началом экономического кризиса и падением ввода торговых центров, как правило, существует разрыв: спад приходится на третий год после начала кризиса.

Это объясняется тем, что остановка проектов, находящихся в достаточно высокой степени готовности на момент начала экономического спада, нецелесообразна. В 2020 и 2021 годах такие объекты будут оперативно достраиваться, их завершение поддержит объем нового предложения на высоком уровне в среднесрочной перспективе. Скорее всего, спад ввода ТЦ наступит в 2022 году.

Рост вакантности

Изменение доли свободных площадей в торговых центрах, напротив, происходит практически сразу. Так, в столице с наступлением кризиса вакантность повышается сразу на 2–3 п.п., потом в течение полутора лет достигает максимума и еще полгода колеблется вокруг него. Затем по прошествии примерно двух лет с начала кризиса, в момент уменьшения объемов ввода новых объектов, доля свободных площадей начинает снижаться.

В основном увеличение доли свободных площадей произойдет в наименее успешных объектах. Хорошие торговые центры с продуманной концепцией и профессиональной управляющей компанией подвергнутся увеличению вакантности не так ощутимо. В сравнении со среднерыночной ситуацией реакция прайм-объектов на кризисные условия будет минимальной.

Если ограничения, введенные в связи с пандемией, будут сняты летом, доля свободных площадей по итогам 2020 года достигнет 8–10% в Москве и 9–10% в Петербурге. Для ключевых ТЦ столицы вакантность вырастет с текущих 1,2% до 3–4%.

Высокая степень готовности заявленных на 2020 год объектов позволяет предположить, что большая часть из них все же откроется к концу текущего года. В столице на 2020 год заявлено 306 тыс. кв. м, 75 тыс. из которых уже введены — в составе торгового центра в парке развлечений «Остров Мечты» и торгового центра «Столица» в Новой Москве. В Северной столице анонсирован ввод 47 тыс. кв. м, но вероятность переноса сроков открытия очень высока.

Оптимизация и реконцепция офлайн-магазинов

Неизбежными последствиями кризиса также являются прекращение деятельности и уход с рынка некоторых брендов, оптимизация сетей офлайн-магазинов и уменьшение их количества. Кроме того, снижение доходов населения приведет к вынужденному изменению потребительских предпочтений в сторону бюджетных брендов и к более сдержанному потреблению.

Текущий кризис обнажит необходимость реконцепции устаревших объектов и стимулирует переосмысление роли торгового центра в принципе. Вследствие того, что офлайн-магазины станут все больше играть роль пунктов выдачи онлайн-заказов, ретейлеры будут внимательно анализировать, насколько их магазины удобны и функциональны с этой точки зрения.

Бум аутлетов

Временное закрытие физических точек продаж повлечет за собой ускоренные изменения в принципах работы многих ретейлеров в будущем. Нереализованные в весенний сезон товары подтолкнут fashion-ретейлеров сегмента выше среднего обратить более пристальное внимание на формат аутлет-центров для того, чтобы распродать товар, не реализованный за время простоя, а также начать развивать это перспективное направление. Стоит отметить, что на 2019–2020 годы пришлось бурное развитие аутлетов в столицах: до конца текущего года в Москве ожидаются два новых проекта, а в Санкт-Петербурге — третья очередь уже существующего.

Рост онлайн-торговли и развитие омниканальности

Еще одним «эффектом пандемии» является форсированное развитие и внедрение онлайн-торговли там, где ее не было, а также усовершенствование и расширение каналов взаимодействия брендов с потребителями. Несмотря на то что онлайн в ближайшее время не заменит традиционный шопинг, текущий кризис дает значительный толчок в сторону омниканальности и принятия онлайн-канала наравне с офлайном как ретейлерами, так и потребителями. Наличие развернутой инфраструктуры для оперативного выполнения онлайн-заказов станет одним из решающих факторов роста для игроков рынка.

Об авторах
Владислав Фадеев Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента