Лефортово: перезагрузка
Район Лефортово географически расположен на таком же расстоянии от центра, как, например, Хамовники (одна из самых дорогих локаций столицы). Однако из-за административной привязки к ЮВАО и промышленного прошлого район зачастую причисляют к экологически неблагополучным и не самым престижным.
Действительно, в советский период значительная часть территории Лефортово была занята промзонами. Но сегодня они трансформируются и преображаются. Разбираемся, как реорганизация заброшенных территорий позволяет вдохнуть в Лефортово новую жизнь и меняет экологический облик района.
Почти центральный
Лефортово — один из старейших исторических районов Москвы: Немецкая слобода возникла здесь еще в XVII веке, а свое название район получил по имени сподвижника Петра I Франца Лефорта. Безусловный плюс Лефортово — его расположение. Район находится близко к центру, в соседях — престижный ЦАО. До Садового кольца можно доехать за пять — десять минут на машине, а на метро до Кольцевой линии — всего одна-две станции.
В Лефортово много скверов, парков, действуют стадион и теннисные корты. К преимуществам района можно отнести наличие протяженной набережной Яузы, а Лефортовский парк с прудами, парк Казачьей Славы и множество скверов — любимые места отдыха. Лефортово богато архитектурными достопримечательностями XX века, среди самых известных — конструктивистский квартал Дангауэровка и гараж Госплана архитектора Константина Мельникова. Более ранние памятники истории — Екатерининский дворец с Красными казармами, основанный Петром I госпиталь им. Бурденко, Лефортовский дворец, Введенское кладбище.
Поскольку район является одним из старейших в Москве, в нем хорошо развита вся необходимая социальная инфраструктура. Помимо большого числа детских садов, школ, поликлиник и больниц, в Лефортово есть спортивный центр с бассейном, функционируют колледжи и вузы (МТУСИ, МЭИ, Институт телевидения и радиовещания Останкино). Недалеко — известные столичные арт-пространства «Артплей» и «Винзавод», на аналогичный статус претендует и лефортовский «Кристалл» — в его исторических корпусах недавно открылся Центр современного искусства от аукционного дома «Лифтонд» с вернисажами и арт-ярмарками.
К минусам района риелторы относят наличие транспортных магистралей и железнодорожных путей, а также промзон — правда, сейчас их территории значительно сокращаются, в том числе за счет активного освоения площадей завода «Серп и Молот», отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Новые станции метро
Несмотря на обширность района, в его границах действует только одна станция метро — «Авиамоторная», и значительный массив жилых кварталов от нее удален. Однако на границе Лефортово расположены станции метро «Площадь Ильича» и «Римская», также в районе есть станции МЦК «Нижегородская», «Андроновка» и железнодорожная станция Москва-Товарная.
Дополнительно улучшит транспортную ситуацию открытие станций Большой кольцевой линии «Авиамоторная» и «Лефортово». Как рассказали в пресс-службе департамента строительства города Москвы, сейчас строительство станций завершено, ведутся пуско-наладочные работы. «Станции планируется открыть для пассажиров в первом полугодии 2020 года. На первоначальном этапе (до ввода всего БКЛ) станции будут эксплуатироваться как часть Некрасовской линии метро», — пояснили там.
Экологический вопрос
Юго-восток Москвы принято считать экологически неблагополучным, но если разобраться, проблемы ЮВАО сосредоточены в конкретных районах, в основном расположенных у МКАД. Так, по данным наблюдений ГПБУ «Мосэкомониторинг», к проблемным территориям относятся Марьино, Капотня, Люблино и Братеево из-за близости нефтеперерабатывающего завода ОАО «Московский НПЗ», а также районы рядом с Люберецкими и Курьяновскими очистными сооружениями. Лефортово же относится к ЮВАО чисто в административном смысле: географически оно расположено на востоке, где подобных объектов нет.
Исторически в Лефортово располагалось много промзон, что негативно влияло на экологический облик и имидж района — по словам Марии Литинецкой, еще десять лет назад промзоны занимали около 65% территории района, однако сейчас это значение уменьшилось. Большая часть предприятий прекратила свою деятельность, а на их территориях идет активный процесс рекультивации. По данным департамента градостроительной политики Москвы, суммарная площадь производственно-коммунальных и промышленных территорий в Лефортово составляет 428,8 га, или 47,8% от площади района. «В настоящее время реорганизуется 112,24 га, или 26% от суммарной площади производственных и промышленных территорий», — рассказали в столичном департаменте градостроительной политики.
При этом, по словам директора природоохранных программ общероссийской oобщественной организации «Зеленый патруль» Романа Пукалова, промзоны являются наименьшим источником загрязнения, основной загрязнитель воздуха в мегаполисах — это транспорт. В этом смысле Лефортово находится в том же положении, что и другие районы, через которые проходят городские магистрали — ТТК, Садовое кольцо или вылетные трассы вроде Ленинградского или Кутузовского проспектов. Более того, именно в Лефортово большая часть ТТК проходит в тоннеле: он начинается практически от шоссе Энтузиастов и заканчивается у Яузы.
В целом говорить определенно о районе, благополучный он или неблагополучный, неправильно, отмечает Роман Пукалов. По его мнению, надо рассматривать каждый отдельный двор, жилой комплекс и учитывать набор факторов (зеленые зоны, удаленность от магистралей и т. д). Кроме того, сами девелоперы могут также влиять на экологический облик районов. Например, увеличивая территорию зеленых зон, используя натуральное покрытие на придомовых территориях, соблюдая «зеленые» стандарты и т. д.
Главный драйвер развития
Основным драйвером развития Лефортово эксперты называют все ту же реорганизацию бывших промышленных территорий. По словам председателя совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирины Доброхотовой, освоение промзон дает двойной эффект: с одной стороны, с территории района выводятся нежилые пространства, с другой — пополняется предложение жилья, в совокупности это повышает статус района за счет постепенного благоустройства и обновления жилого фонда.
Так, со стартом программы застройки «ржавого пояса» Москвы Лефортово начал активно застраиваться современными проектами комфорт- и бизнес-класса, отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. По данным компании, сейчас в продаже представлены пять жилых комплексов с общим объемом предложения около 700 лотов.
Одним из ключевых и масштабных градостроительных проектов Лефортово является реорганизация территории бывшего завода «Серп и Молот». Здесь строится современный городской район с жильем, социальной инфраструктурой, коммерческими объектами и новыми рабочими местами. Также после реорганизации здесь будет огромная природно-рекреационная зона. По оценкам столичных властей, общая площадь застройки составляет порядка 1,7 млн кв. м недвижимости, треть территории озеленят и благоустроят.
По мнению Марии Литинецкой, жилой комплекс бизнес-класса «Символ», который как раз строится в рамках реорганизации промзоны «Серп и Молот», стал знаковым проектом для Лефортово. «Уникальное архитектурное решение разработано британскими бюро LDA Design и UHA London, а концепция благоустройства включает центральный парк «Зеленая река», «протекающий» через всю территорию квартала», — отмечает она.
Первый участок парка «Зеленая река» был открыт еще в прошлом году, вместе со сдачей первой очереди ЖК «Символ». Прогулочная территория составляет 2 га и уже стала одним из самых необычных мест города. Здесь есть амфитеатр с креслами-качалками, мост на опорах в виде чаш с виноградом, лабиринт в вековом дубе и гигантская песочница. В перспективе площадь «Зеленой реки» увеличится до 10 га. Полностью передать парк городу застройщик (компания «Донстрой») намерен в 2025 году. Предполагается, что «Зеленая река» займет 20% территории застройки.
Фотогалерея: Парк «Зеленая река»
Вкусы покупателя
Последние четыре года покупательская активность в Лефортово поддерживается на стабильном уровне. По оценкам «Метриума», в среднем в год заключается порядка 1250 ДДУ. При этом около 90% спроса примерно в равных долях приходится на два проекта — «Символ» (бизнес-класс) и «Лефортово парк» (комфорт-класс). Например, квартиры в уже выведенных на продажу корпусах «Символа» сейчас распроданы на 80%, отмечает Ирина Доброхотова.
По данным «Бест-Новостроя», сейчас средняя цена 1 кв. м вторичного жилья в Лефортово составляет 182 тыс. руб., на рынке новостроек — 230 тыс. руб. Вторичный рынок в основном представляет собой квартиры в панельных, блочных и кирпичных домах; некоторую долю рынка (около 20%) занимает «свежая» вторичка, в которой цена «квадрата» заметно выше средней по району — порядка 295 тыс. руб.
Стоимость лефортовских новостроек уже сейчас близка к средней цене столичного бизнес-класса, отмечают аналитики. По их мнению, это обусловлено высокой степенью готовности, перспективой открытия новых станций метро, а также высоким качеством строящихся проектов и инвестиционным потенциалом. Например, в ЖК «Символ» со старта реализации средняя цена «квадрата» увеличилась на 50%.
Инвестиционное будущее Лефортово
Перспективы развития района и его застройки будут и дальше определяться развитием транспортной инфраструктуры (запуск станций Большого кольца) и реорганизацией промзон. По данным платформы bnMAP.pro, сейчас в районе расположено около восьми перспективных площадок. Свой вклад в развитие внесет и программа реновации, хотя этот район не входит в число лидеров по объему, пока здесь только две стартовые площадки.
Интерес девелоперов к району высокий, и в будущем Лефортово станет постепенно меняться и обновляться, считает Ирина Доброхотова. В перспективе здесь будут запущены Московские центральные диаметры. Опыт использования МЦК показывает, что городская электричка пользуется огромным спросом, поэтому МЦД станут активно пользоваться жители районов, где появятся такие платформы. Еще один вид транспорта улучшит доступность района и позитивно скажется на его развитии.
В ближайшей перспективе в Лефортово ожидается значительный прирост торговых площадей за счет ввода ТЦ в составе ТПУ «Авиамоторная», коммерческих площадей в составе новых ЖК, а также потенциального проекта ТРЦ «МЕГА», добавляет Ольга Широкова.
По мере пополнения рынка новостройками старая вторичка станет постепенно терять в цене, а вот спрос на современные квадратные метры будет стабильно высоким. Поэтому к лефортовским новостройкам у метро и станций железной дороги стоит присмотреться, заключают аналитики.