Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
В России второй день подряд выявили более 18 тыс. заразившихся COVID-19 Общество, 10:48 Взрыв в студенческой поликлинике в Челябинске. Видео Общество, 10:45 В Москве за сутки от коронавируса вылечились более 3,6 тыс. человек Общество, 10:27 Портфель гуру: топ акций от основателя компьютерной империи Dell 10:22 Букмекеры определили фаворита на президентских выборах в США Политика, 10:20 В Челябинске произошел взрыв в студенческой поликлинике Общество, 10:12 7 фактов о продвинутых зимних шинах, которых вы не знали РБК и Pirelli, 10:01 Дизайн лестниц: 7 примеров для современных домов Недвижимость, 09:51 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 31 октября Общество, 09:44 Врач оценил сроки исчезновения иммунитета у переболевших COVID-19 Общество, 09:41 Нурмагомедов назвал карикатуры на Мухаммеда попыткой бросить вызов Аллаху Спорт, 09:33 Пашинян попросил Путина определиться с помощью Армении Политика, 09:20 Александр Шмеркевич: где в мире самая передовая медицина РБК и ВТБ Привилегия, 09:12 Банки предупредили о всплеске хищений предварительно одобренных кредитов Финансы, 09:00
Электронной торговле в России не победить классические торговые центры
Мнения ,  
0 
Кирилл Степанов

Электронной торговле в России не победить классические торговые центры

На протяжении последнего десятилетия мы все чаще слышим, что традиционная торговля умирает, а покупатели переходят в онлайн. Эта идея становится все более популярной: бытует мнение, что интернет-покупки позволяют сразу оценить весь ассортимент и выбрать нужный товар (за исключением разве что предметов одежды), а классические торговые центры становятся невостребованными. И в этом есть доля правды: подобные изменения действительно происходят в США и Европе. Однако в странах Азии ситуация совершенно иная. В Сингапуре или Таиланде, к примеру, торговые центры являются едва ли не главным местом проведения досуга для жителей в выходные дни.

Россия в этом отношении стоит особняком. Так, по данным аналитиков CBRE, меняющаяся модель потребления, развитие онлайн-торговли и совершенствование методов и скорости доставки на сегодняшний день привели к росту доли онлайн-торговли в Москве почти до 20%. Кроме того, в столице все большую популярность набирает формат ТЦ у дома, при этом в регионах России по-прежнему остро ощущают нехватку качественных торговых центров.

По данным компании MALLTECH, в 2019 году совокупная посещаемость ее торговых центров в регионах присутствия («Планета» в Красноярске, Новокузнецке и Уфе, ТРЦ «Аура» в Новосибирске и ТРК «Лето» в Санкт-Петербурге) выросла на 3,2% по сравнению с 2018 годом и составила 51 млн человек. К слову, вырос и средний чек (на 4,7% по сравнению с 2018 годом). При этом в торговых центрах покупатели тратят деньги в основном на одежду (30%), на втором месте — покупка бытовой техники (23%), на третьем — покупки в гипермаркетах (10%).

Действительно, крупные fashion-операторы стремятся открывать торговые точки, как правило, в качественных объектах, поэтому интенсивность их экспансии во многом зависит от выхода на рынок новых торговых центров. Причем более активны именно российские fashion-операторы: зачастую международные бренды ограничивают географию своего присутствия крупными городами с численностью населения от 500 тыс. человек, в то время как российские готовы развиваться в малых городах. К слову, товарооборот ретейлеров одежды в России растет на уровне 2–4% в год с 2017 года.

Демонстрирует рост, по данным аналитиков, также рынок бытовой техники и электроники. Активно внедряются магазины малого формата: например, с начала 2019 года «Эльдорадо» запустил магазины площадью 600 кв. м, которые располагаются в небольших торговых центрах, в шаговой доступности для покупателей. Продолжается процесс укрупнения и консолидации торговых операторов.

Стоит отметить, что интерес ретейлеров к качественным объектам зачастую обусловлен не только их концепциями, но и тем, сколько сил прикладывают девелоперы для привлечения клиентов в свой торговый центр. Речь идет о различных активностях и сервисах (бесплатных шаттлах, мероприятиях для посетителей и многом другом), а также об акциях, устраиваемых совместно с ретейлерами.

О продолжающемся развитии свидетельствуют и объемы ввода новых площадей: в 2019 году в региональных городах России было построено 374 тыс. кв. м торговых площадей — это в 1,8 раза больше, чем 2018-м. В 2020 году объем ввода новых площадей ожидается на уровне 630 тыс. кв. м. 340 тыс. кв. м строящихся арендопригодных торговых площадей (GLA) с заявленным вводом в 2019–2021 годах расположены в городах Приволжского федерального округа — Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми (ТРЦ «Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове (ТРЦ «Время Простора, 2-я фаза — 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для таких городов, как Пермь, Нижнекамск и Киров, сегодня характерно отсутствие качественного предложения. В Казани средний возраст крупных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.

Несмотря на динамичный рост интернет-торговли, качественные торговые центры в обозримом будущем продолжат сохранять пальму первенства. Мегамоллы уже сейчас становятся объектами не только коммерческого, но и во многом социального назначения — они делают ставку на уровень сервиса, качество и количество дополнительных услуг (бесплатный прокат детских колясок и браслетов с трекером, портативных аккумуляторов и так далее), активно наращивают присутствие в digital-среде.

Об авторах
Кирилл Степанов Кирилл Степанов, операционный директор MallTech
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента