Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Российские космонавты обсудили переход в американский сегмент МКС Общество, 06:23 Суд зарегистрировал иск Росрыболовства к дочке «Норникеля» на ₽58,7 млрд Общество, 05:58 Джезва, пуровер или кофемашина: как готовить кофе дома РБК и Siemens, 05:50 Саудовская Аравия с 1 августа разрешит въезд привитым от COVID туристам Общество, 05:45 В Гидрометцентре назвали самое теплое российское море для отдыха Общество, 05:22 Парктроник, круговой обзор и ассистенты: что умеет новая «ГАЗель NN» РБК и ГАЗ, 05:15 СМИ узнали об угрозе запрета Samsung Pay в России Финансы, 05:11 Рылов завоевал вторую золотую медаль на Олимпийских играх Спорт, 05:07 Религия проиграла коронавирусу и политике в топе запретных шуток россиян Общество, 05:04 Россия выделит $1 млн на поддержку свободной прессы Общество, 04:58 90 млрд руб. на облачные решения: страхи и надежды российских компаний РБК и #CloudMTS, 04:46 Семь землетрясений магнитудами до 3,5 произошли около Курильских островов Общество, 04:28 В Роспотребнадзоре заявили о более долгой болезни при дельта-штамме COVID Общество, 04:07 Россиянка Пракатень завоевала «серебро» Олимпиады в академической гребле Спорт, 03:53
Электронной торговле в России не победить классические торговые центры
Мнения ,  
0 
Кирилл Степанов

Электронной торговле в России не победить классические торговые центры

На протяжении последнего десятилетия мы все чаще слышим, что традиционная торговля умирает, а покупатели переходят в онлайн. Эта идея становится все более популярной: бытует мнение, что интернет-покупки позволяют сразу оценить весь ассортимент и выбрать нужный товар (за исключением разве что предметов одежды), а классические торговые центры становятся невостребованными. И в этом есть доля правды: подобные изменения действительно происходят в США и Европе. Однако в странах Азии ситуация совершенно иная. В Сингапуре или Таиланде, к примеру, торговые центры являются едва ли не главным местом проведения досуга для жителей в выходные дни.

Россия в этом отношении стоит особняком. Так, по данным аналитиков CBRE, меняющаяся модель потребления, развитие онлайн-торговли и совершенствование методов и скорости доставки на сегодняшний день привели к росту доли онлайн-торговли в Москве почти до 20%. Кроме того, в столице все большую популярность набирает формат ТЦ у дома, при этом в регионах России по-прежнему остро ощущают нехватку качественных торговых центров.

По данным компании MALLTECH, в 2019 году совокупная посещаемость ее торговых центров в регионах присутствия («Планета» в Красноярске, Новокузнецке и Уфе, ТРЦ «Аура» в Новосибирске и ТРК «Лето» в Санкт-Петербурге) выросла на 3,2% по сравнению с 2018 годом и составила 51 млн человек. К слову, вырос и средний чек (на 4,7% по сравнению с 2018 годом). При этом в торговых центрах покупатели тратят деньги в основном на одежду (30%), на втором месте — покупка бытовой техники (23%), на третьем — покупки в гипермаркетах (10%).

Действительно, крупные fashion-операторы стремятся открывать торговые точки, как правило, в качественных объектах, поэтому интенсивность их экспансии во многом зависит от выхода на рынок новых торговых центров. Причем более активны именно российские fashion-операторы: зачастую международные бренды ограничивают географию своего присутствия крупными городами с численностью населения от 500 тыс. человек, в то время как российские готовы развиваться в малых городах. К слову, товарооборот ретейлеров одежды в России растет на уровне 2–4% в год с 2017 года.

Демонстрирует рост, по данным аналитиков, также рынок бытовой техники и электроники. Активно внедряются магазины малого формата: например, с начала 2019 года «Эльдорадо» запустил магазины площадью 600 кв. м, которые располагаются в небольших торговых центрах, в шаговой доступности для покупателей. Продолжается процесс укрупнения и консолидации торговых операторов.

Стоит отметить, что интерес ретейлеров к качественным объектам зачастую обусловлен не только их концепциями, но и тем, сколько сил прикладывают девелоперы для привлечения клиентов в свой торговый центр. Речь идет о различных активностях и сервисах (бесплатных шаттлах, мероприятиях для посетителей и многом другом), а также об акциях, устраиваемых совместно с ретейлерами.

О продолжающемся развитии свидетельствуют и объемы ввода новых площадей: в 2019 году в региональных городах России было построено 374 тыс. кв. м торговых площадей — это в 1,8 раза больше, чем 2018-м. В 2020 году объем ввода новых площадей ожидается на уровне 630 тыс. кв. м. 340 тыс. кв. м строящихся арендопригодных торговых площадей (GLA) с заявленным вводом в 2019–2021 годах расположены в городах Приволжского федерального округа — Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми (ТРЦ «Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове (ТРЦ «Время Простора, 2-я фаза — 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для таких городов, как Пермь, Нижнекамск и Киров, сегодня характерно отсутствие качественного предложения. В Казани средний возраст крупных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.

Несмотря на динамичный рост интернет-торговли, качественные торговые центры в обозримом будущем продолжат сохранять пальму первенства. Мегамоллы уже сейчас становятся объектами не только коммерческого, но и во многом социального назначения — они делают ставку на уровень сервиса, качество и количество дополнительных услуг (бесплатный прокат детских колясок и браслетов с трекером, портативных аккумуляторов и так далее), активно наращивают присутствие в digital-среде.

Об авторе
Кирилл Степанов Кирилл Степанов операционный директор MallTech
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента