Лента новостей
Все новости Недвижимость
Джозеф Байден стал единственным кандидатом американских демократов 20:10, Политика СК возбудил три уголовных дела из-за фейков о COVID-19 20:08, Общество Кудрин прокомментировал переговоры с ОПЕК+ фразой «разум победит» 20:05, Экономика Число умерших от коронавируса в мире превысило 90 тыс. человек 19:56, Общество Подмосковье вслед за Москвой ограничило посещение кладбищ 19:51, Общество «Деньги есть, а счастья не прибавилось»: люди об экономии на карантине 19:50, Quote Ротенберги и Тимченко вошли в новый состав совета директоров КХЛ 19:48, Спорт Минэк предложил помочь пострадавшим от COVID-19 кинотеатрам и дантистам 19:25, Экономика Что случилось за день. Главные новости РБК 19:21, Общество ЦБ рекомендовал банкам перенести решения о выплате дивидендов 19:14, Финансы Главный редактор «Проекта» Баданин сообщил о слежке и обратился в СК 19:13, Технологии и медиа Собянин пообещал «жестко наказывать» нарушающих карантин на автомобилях 19:10, Общество Мужской чемпионат Европы по баскетболу перенесли на 2022 год 19:04, Спорт Власти двух регионов сообщили о смерти пациентов с коронавирусом 19:01, Общество Госдеп призвал Москву принять меры против «Русского имперского движения» 18:51, Политика Россиян из аэропортов Подмосковья будут эвакуировать к местам проживания 18:49, Общество Производство бензина в России упало почти на 20% 18:45, Бизнес Как индустрия технологий изменилась с коронавирусом 18:44, Индустрия 4.0  Количество зараженных COVID-19 в мире превысило 1,5 млн 18:44, Общество «Почта России» объяснила разброс в прогнозе о падении выручки в 2020 году 18:32, Общество В УЕФА дезавуировали сообщения о планах изменить формат Евро-2020 18:29, Спорт 40 интересных прогнозов по Четвертой промышленной революции 18:25, Индустрия 4.0  Россия направила военных на борьбу с эпидемией в третью страну 18:15, Политика Со стройки БелАЭС на принудительный карантин отправили 100 человек 18:08, Общество Почему весь мир скоро начнет покупать через мессенджеры 18:06, PRO Девятиклассники не будут сдавать предметы по выбору на ОГЭ в этом году 17:56, Общество Чемезов предложил главам регионов установить систему распознавания лиц 17:56, Технологии и медиа Реквием по наличным. Когда фиатные деньги проиграют криптовалюте 17:45, Крипто
Электронной торговле в России не победить классические торговые центры
0
Кирилл Степанов Электронной торговле в России не победить классические торговые центры

На протяжении последнего десятилетия мы все чаще слышим, что традиционная торговля умирает, а покупатели переходят в онлайн. Эта идея становится все более популярной: бытует мнение, что интернет-покупки позволяют сразу оценить весь ассортимент и выбрать нужный товар (за исключением разве что предметов одежды), а классические торговые центры становятся невостребованными. И в этом есть доля правды: подобные изменения действительно происходят в США и Европе. Однако в странах Азии ситуация совершенно иная. В Сингапуре или Таиланде, к примеру, торговые центры являются едва ли не главным местом проведения досуга для жителей в выходные дни.

Россия в этом отношении стоит особняком. Так, по данным аналитиков CBRE, меняющаяся модель потребления, развитие онлайн-торговли и совершенствование методов и скорости доставки на сегодняшний день привели к росту доли онлайн-торговли в Москве почти до 20%. Кроме того, в столице все большую популярность набирает формат ТЦ у дома, при этом в регионах России по-прежнему остро ощущают нехватку качественных торговых центров.

По данным компании MALLTECH, в 2019 году совокупная посещаемость ее торговых центров в регионах присутствия («Планета» в Красноярске, Новокузнецке и Уфе, ТРЦ «Аура» в Новосибирске и ТРК «Лето» в Санкт-Петербурге) выросла на 3,2% по сравнению с 2018 годом и составила 51 млн человек. К слову, вырос и средний чек (на 4,7% по сравнению с 2018 годом). При этом в торговых центрах покупатели тратят деньги в основном на одежду (30%), на втором месте — покупка бытовой техники (23%), на третьем — покупки в гипермаркетах (10%).

Действительно, крупные fashion-операторы стремятся открывать торговые точки, как правило, в качественных объектах, поэтому интенсивность их экспансии во многом зависит от выхода на рынок новых торговых центров. Причем более активны именно российские fashion-операторы: зачастую международные бренды ограничивают географию своего присутствия крупными городами с численностью населения от 500 тыс. человек, в то время как российские готовы развиваться в малых городах. К слову, товарооборот ретейлеров одежды в России растет на уровне 2–4% в год с 2017 года.

Демонстрирует рост, по данным аналитиков, также рынок бытовой техники и электроники. Активно внедряются магазины малого формата: например, с начала 2019 года «Эльдорадо» запустил магазины площадью 600 кв. м, которые располагаются в небольших торговых центрах, в шаговой доступности для покупателей. Продолжается процесс укрупнения и консолидации торговых операторов.

Стоит отметить, что интерес ретейлеров к качественным объектам зачастую обусловлен не только их концепциями, но и тем, сколько сил прикладывают девелоперы для привлечения клиентов в свой торговый центр. Речь идет о различных активностях и сервисах (бесплатных шаттлах, мероприятиях для посетителей и многом другом), а также об акциях, устраиваемых совместно с ретейлерами.

О продолжающемся развитии свидетельствуют и объемы ввода новых площадей: в 2019 году в региональных городах России было построено 374 тыс. кв. м торговых площадей — это в 1,8 раза больше, чем 2018-м. В 2020 году объем ввода новых площадей ожидается на уровне 630 тыс. кв. м. 340 тыс. кв. м строящихся арендопригодных торговых площадей (GLA) с заявленным вводом в 2019–2021 годах расположены в городах Приволжского федерального округа — Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми (ТРЦ «Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове (ТРЦ «Время Простора, 2-я фаза — 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для таких городов, как Пермь, Нижнекамск и Киров, сегодня характерно отсутствие качественного предложения. В Казани средний возраст крупных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.

Несмотря на динамичный рост интернет-торговли, качественные торговые центры в обозримом будущем продолжат сохранять пальму первенства. Мегамоллы уже сейчас становятся объектами не только коммерческого, но и во многом социального назначения — они делают ставку на уровень сервиса, качество и количество дополнительных услуг (бесплатный прокат детских колясок и браслетов с трекером, портативных аккумуляторов и так далее), активно наращивают присутствие в digital-среде. 

Об авторах
Кирилл Степанов операционный директор MallTech
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.