Почему на Западе локация элитного жилья становится уходящим трендом
В недавнем исследовании London Development Design Study аналитики консалтинговой компании Knight Frank пришли к нетривиальному выводу: местоположение уже не является основополагающим критерием для покупателей лондонского жилья премиум-класса. Для них на первый план выходят дизайн, удобства, обслуживание и характеристики недвижимости, создающие добавленную стоимость. Последнее десятилетие этот тренд наблюдается в столице Британии, и благодаря ему рынок лондонских новостроек выходит за пределы «золотых адресов».
В частности, согласно результатам опроса Knight Frank, 88% потребителей считают, что спецификация недвижимости (отделка, инженерия, кухонная мебель) является важным фактором при принятии ими решения о покупке, а 64% — готовы платить премию за более качественные характеристики жилья. Например, около 63% покупателей заявили, что хотели бы иметь в квартирах системы кондиционирования, а свыше 77% опрошенных — потолки свыше 2,6 м, когда в среднем высота потолков в лондонских домах составляет 2,4 м.
По степени важности начинки квартиры респонденты отметили широкополосный доступ в интернет (на первом месте), далее по степени убывания: спутниковое ТВ, «умный» обогрев и кондиционирование, системы безопасности, «умное» освещение, интеграцию со смартфонами и планшетами, полную автоматизацию дома и встроенные аудиодинамики.
Российские реалии
В Москве ситуация обстоит прямо противоположным образом: по статистике входящих в нашу компанию запросов на покупку недвижимости, для клиентов локация играет первостепенную роль, а инженерная начинка дома и отделка — второстепенную. Согласно логике потребителей, вместе с квартирой они приобретают статусный район, близость к работе, школе, место, где живут по соседству друзья, знакомые, партнеры по бизнесу. Именно по совокупности этих характеристик «менее элитные» районы центра Замоскворечье и Таганка проигрывают Хамовникам и Остоженке.
Во-вторых, качество предложения пока не является альтернативой локации — 86% лотов на рынке элитной недвижимости представляют собой квартиры без отделки. Со стороны покупателей также нет острой потребности в готовом жилье — как правило, элитная квартира для них не является первым жильем, поэтому они совершенно спокойно год-два после покупки недвижимости делают ремонт и потом в нее въезжают. Таким образом, ни застройщики, ни клиенты пока не двигают российский рынок в сторону создания добавленной стоимости самого жилья.
Сегодня на рынке есть единичные проекты жилых комплексов с отделкой, которые позиционируются в сегменте de luxe. В элитных домах под ключ присутствуют лондонские характеристики высокобюджетного жилья — централизованное кондиционирование, очистка воздуха и воды, система безопасности и, по желанию клиента, «умный» дом с интеграцией управления через планшеты или смартфоны.
Жилье не продукт
Готовое элитное жилье в России пока не стало массовым предложением в силу ряда причин. Например, у застройщика всегда есть риск не уложиться в требования покупателя, а цена ошибки высока — затраты на отделку в элитных домах колеблются от $1,5 тыс. до $4 тыс., или 20% от цены предложения. Кроме того, большим опытом в строительстве домов премиум-класса могут похвастать лишь единицы.
Вероятнее всего, в Москву лондонский тренд на качество строительства и вывод на рынок готового продукта придет примерно лет через 10–15, и к этому есть предпосылки. Сегодня при покупке квартиры на этапе строительства дома клиенты начали требовать у застройщиков спецификации проекта, информацию об инженерии, системах вентиляции и кондиционирования, конструктивных особенностях объекта, а также о репутации брендов поставщиков материалов. Пять лет назад ничего подобного не было.
Мы также видим увеличение доли рынка квартир с отделкой — например, за последние два года она выросла с 2% до 14%, а по итогам четырех месяцев текущего года в структуре продаж доля лотов с отделкой составила 12%. По мере роста строительства жилых комплексов с отделкой девелоперы получат опыт управления себестоимостью и смогут соответствовать вкусам потребителей. В результате покупатель придет к более сложной модели потребления, которая преобладает на других потребительских рынках. Во главе угла будет находиться не только местоположение, но и ряд других не менее важных факторов.