Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Кадыров ответил на слухи о болезни фразой «я абсолютно здоровый человек» Политика, 19:51 Власти Москвы направят медиков в четыре региона для борьбы с COVID-19 Общество, 19:41 Экспорт швейцарских часов упал более чем на 80% Бизнес, 19:32 Брейк-бит и бас Валерии Коган: джаз-relax-трек РБК и Porsche, 19:30 Что случилось за день. Главные новости РБК Общество, 19:27 Путин поддержал предложение об увеличении пособия по безработице втрое Общество, 19:26 Союз кинематографистов назвал копиями пленки в подсобке Дома творчества Общество, 19:25 В Москве умер топ-менеджер ЛУКОЙЛа Общество, 19:18 Путин попросил обратить внимание на данные по безработице в 8 регионах Экономика, 19:16 Неон, кожа и тропики: 12 главных трендов сезона весна-лето 2020 Стиль, 19:15 СМИ назвали новых тренеров сборной России по биатлону Спорт, 19:13 Goldman Sachs назвал 8 причин не инвестировать в биткоин Крипто, 18:58 В Москве вводят график прогулок: как это организовано в других странах Недвижимость, 18:56 Что изменилось на рынке логистики во время пандемии. Трансляция РБК и Центр поддержки экономики, 18:55
Декорации для сказки: архитектура в кино и мультфильмах
Мнения ,  
0 
Денис Ромодин

Декорации для сказки: архитектура в кино и мультфильмах

В советской кинематографии и анимации есть особенные элементы — это декорации и фон, которые создавали отечественные художники. И важное место среди них занимают сказки. Именно в них проявился талант в создании выдуманной сказочной архитектуры, которую художники часто черпали из работ Васнецова, Билибина, Малютина, Шехтеля и др. Все эти деревянные терема из иллюстраций надо было переложить в кинодекорации и сделать их почти живыми.

Эту работу начал режиссер Александр Роу, снявший свои замечательные фильмы-сказки, в которых удалось создать яркие сказочные образы героев, природы и архитектуры.

Кадр из к/ф «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год
Кадр из к/ф «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

В фильме «Морозко», вышедшем на экраны в 1964 году, художники создали интерьеры в духе русского национального романтизма в заключительных сценах фильма, а теремок Морозко — яркое отражение деревянной архитектуры рубежа XIX–XX веков.

Кадр из к/ф «Снегурочка». Режиссер П. Кадочников. 1968 год
Кадр из к/ф «Снегурочка». Режиссер П. Кадочников. 1968 год

Тогда же, в конце 1960-х, Павел Кадочников начал съемки фильма-сказки «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Островского из цикла «Весенние сказки». Для съемок «Ленфильм» выбрал живописные пейзажи на реке Мера в Островском районе Костромской области, что было не случайным — природа, которую так любил Островский, и находящееся рядом имение драматурга, в 1960-х годах ставшее музеем и домом творчества актеров. Тогда на берегу реки были выстроены настоящие избы-домики, декорированные масштабными сказочными украшениями. После съемок домики некоторое время так и стояли на своих местах, пока их не перевезли в Кострому. Это единственные сохранившиеся натурные декорации, на которые можно и сейчас полюбоваться.

Кадр из м/ф «Волк и семеро козлят». Режиссер П. Носов. 1957 год
Кадр из м/ф «Волк и семеро козлят». Режиссер П. Носов. 1957 год

Творчество художника Сергея Малютина и архитектора Федора Шехтеля отображено в анимационных лентах, таких как «Волк и семеро козлят» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Кадр из м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Режиссер И. Иванов-Вано. 1951 год
Кадр из м/ф «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Режиссер И. Иванов-Вано. 1951 год

В этих мультипликационных фильмах художникам удалось прекрасно передать фактуру сказки и архитектуру, в которой переплелись мотивы национального русского зодчества, модерна и выдуманных сказочных мотивов.

Кадр из м/ф «Дом для Кузьки» Режиссер А. Зябликова. 1984 год 
Кадр из м/ф «Дом для Кузьки» Режиссер А. Зябликова. 1984 год 

К сожалению, впоследствии, в 1970–1980-х годах, это искусство постепенно утратилось, хотя некоторые анимационные ленты прекрасно передали дух эпохи. Например, в мультипликационном фильме «Дом для Кузьки» (1984) можно увидеть снос старой деревянной застройки и новые многоэтажные дома с почти точным воспроизведением всех элементов квартиры начала 1980-х годов.

Кадр из м/ф «Варежка». Режиссер Р. Качанов. 1967 год
Кадр из м/ф «Варежка». Режиссер Р. Качанов. 1967 год

А в «Варежке» (1967) показаны индустриальное домостроение и характерная для того времени стильная мебель, пусть и в кукольном исполнении.

Кадр из м/ф «Волшебное кольцо» Режиссер Л. Носырев. 1979 год 
Кадр из м/ф «Волшебное кольцо» Режиссер Л. Носырев. 1979 год 

В знаменитом мультипликационном фильме «Волшебное кольцо» художникам удалось соединить интерпретацию костюмов и быта начала XX века с традиционными сказочными мотивами и весьма популярным в то время интерьерным китчем у отдельных состоятельных граждан в СССР.

Кадр из кинофильма «Чародеи». Режиссер К. Бромберг. 1982 год
Кадр из кинофильма «Чародеи». Режиссер К. Бромберг. 1982 год

Поздний советский кинематограф не особо баловал оригинальными декорациями, когда дело касалось киноизложения русских народных сказок, а вот фильм «Чародеи» (1982) режиссера Константина Бромберга, снятый по сценарию братьев Стругацких, ярко отобразил интересные архитектурные объекты того времени.

Туркомплекс «Суздаль». Открытка издательства «Детская книга». 1981 год
Туркомплекс «Суздаль». Открытка издательства «Детская книга». 1981 год (Фото: из архива Д. Ромодина)

В фильме можно увидеть уникальный для того времени туристический комплекс в Суздале, который играл частично роль института волшебства и даже при помощи монтажа был помещен на не менее эффектную для конца 1970-х — начала 1980-х годов гостиницу «Союз» в Москве. А роль сказочных избушек опять же играли гостиничные дома на территории Покровского монастыря в Суздале, который в 1980-х годах был туристско-гостиничным комплексом с рестораном и баром. Было это сделано не случайно, так как студийные и натурные декорации специально не создавались, а было решено снимать натуру.

Артист Олег Попов в Никольской (Глотовской) церкви на ТВ-съемках в Суздале. 1968 год
Артист Олег Попов в Никольской (Глотовской) церкви на ТВ-съемках в Суздале. 1968 год (Фото: Вячеслав Ун Да-син/Фотохроника ТАСС)

Но где можно было найти сказочную архитектуру с современными мотивами в то время? Конечно, выбрали объекты инфраструктуры так называемого Золотого кольца, которые в 1970-х годах стилизовали под русский народный стиль, так как типовые и безликие гостиницы первого этапа создания этого туристического маршрута оказались неудачными. Кстати, как утверждают сами авторы этих проектов, они основывались на творчестве русских архитекторов второй половины XIX — начала XX века и тех же кинематографических и анимационных художников. Вот так сказочная русская народная архитектура сошла с экранов в реальность.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторах
Денис Ромодин, москвовед, историк архитектуры
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.