Строители экономят, выходя на фондовый рынок
Все большее число российских строительных компаний выпускают ценные бумаги с целью выйти на фондовый рынок и привлечь путем продажи бумаг средства на развитие своего бизнеса. На прошлой недели сразу две строительные компании Санкт-Петербурга объявили о решении занять деньги путем выпуска ценных бумаг. Так, строительный холдинг "ЛенСпецСМУ" решил выпустить в этом году кредитные ноты на 100 млн долл. А "Строительное объединение "М-Индустрия", также из Санкт-Петербурга, в июне этого года начнет размещение пятилетних облигаций на сумму 1 млрд руб. Как пояснили "РБК-Недвижимости" эксперты, выпуск облигаций и кредитных нот является бюджетным вариантом занять деньги. Так, банковские кредиты обходятся строительным компаниям дорого ввиду высоких процентов, а эмиссия акций сопряжена с длительным сроком ведения "белой" бухгалтерии и предоставления отчетности контролирующим органам.
Строительные компании из Санкт-Петербурга стремятся не отставать от своих московских коллег по части привлечения денег в свои проекты за счет выпуска ценных бумаг. Недавно стало известно, что "Строительное объединение "М-Индустрия" в июне 2006 года начнет размещение на фондовой бирже ММВБ пятилетних облигаций первой серии на 1 млрд руб. Как сообщают в компании, вырученные от продажи ценных бумаг средства будут инвестированы в проекты компании по комплексному развитию территорий в Санкт-Петербурге, Пушкине и Краснодарском крае. Другая петербургская строительная компания, которая является одним из крупнейших застройщиков на северо-западе, - "ЛенСпецСМУ" - планирует выпустить в сентябре-октябре 2006 года кредитные ноты (CLN) на 100 млн долл. Компания имеет положительный опыт выпуска облигаций – в настоящее время в обращении находится пятилетний выпуск облигаций серии 01, размещенный на ММВБ в апреле 2005 года. Привлеченные средства холдинг планирует направить на финансирование своей основной хозяйственной деятельности, в том числе на реализацию новых инвестиционных проектов квартальной застройки.
Сейчас строительные компании выбирают выпуск облигаций и кредитных нот потому, что эти инструменты представляются оптимальными с точки зрения финансовых и временных затрат, а также необходимости раскрывать информацию о компании. "Для CLN уровень раскрытия данных относительно небольшой, - говорит директор департамента офисной недвижимости компании Becar Property Management Алексей Чижов. – Часто российские компании выпускают кредитные ноты, предваряя свой выход на первичное публичное размещений акций (IPO)". Правда, в отличие от акций, облигации и банковские кредиты обеспечены обязательствами кредитора их погасить, а эмитент акций таких обязательств не имеет, поэтому привлечь инвесторов при размещении акций сложнее. Зато "размещая акции на мировом фондовом рынке, компания имеет возможность привлечь значительные, зачастую более дешевые финансовые средства, и при этом продать их не в одни руки, как это часто случается на российском рынке, а "распыляя" между акционерами", - подчеркивает А.Чижов преимущества IPO.
Судя по всему, мода на IPO акций станет следующим шагом на пути развития российских компаний, занятых в строительном секторе. Как правило, эмиссии акций предшествует "репетиция" в виде выпуска кредитных нот или облигаций. "На воображаемой линейке финансовых инструментов, к которым прибегают компании на протяжении своей жизни, CLN занимают место как раз между российскими облигациями и еврооблигациями, - рассказывает руководитель отдела разработки инвестиционных проектов London Consulting & Management Company (LCMC) Дмитрий Ефремов. – Коротко преимущества CLN можно описать так: их выпуск гораздо быстрее и дешевле готовится, чем выход на рынок с еврооблигациями". Так, подготовка выпуска еврооблигаций занимает от пяти месяцев до года, а на выпуск CLN уходит 8-12 недель. Кроме того, затраты на эмиссию еврооблигаций, в частности стоимость юридических услуги может составлять от 600 тыс. долл. до 1 млн долл. При выпуске же CLN эта сумма составляет всего около 30-50 тыс. долл.
Кроме того, ряд строительных компаний еще предпочитают такой традиционный способ привлечения заемного капитала, как банковские кредиты. Правда, "банковский кредит для большинства строительных компаний – дело не только более дорогое (процент будет не ниже 10-12 годовых, а то и более), но и малореальное в свете требований кредитора в части финансовой устойчивости, капитализации, открытости компании", – отмечает начальник департамента продаж, член правления "Городского Ипотечного Банка" Игорь Жигунов. По его словам, в РФ сегодня наибольшей популярностью среди строительных компаний пользуются размещение облигаций и проектное финансирование. Однако эти механизмы ресурсного обеспечения доступны прежде всего крупным компаниям с должными уровнями капитализации и активов. Поэтому, чтобы выжить в конкурентной борьбе, в том числе и за счет заемных средств, все большее число российских компаний в среднесрочной перспективе будут делать выбор в пользу прозрачных стандартов ведения бизнеса.
Вера Ковалева