Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Клиентов защитят от брокеров через норматив ликвидности 20:14, Финансы «Мосводосток» отправил 350 бригад ликвидировать последствия ливня 20:11, Общество Алексашенко прокомментировал сообщения о своем задержании 20:05, Общество Samsung представил новый смартфон Galaxy Note 8 20:03, Технологии и медиа «МК» сообщил о возбуждении дела против Сергея Алексашенко за контрабанду 19:55, Общество Глава Пентагона прилетел в Киев в День независимости Украины 19:43, Политика Советник Путина прокомментировал слова Михалкова об уходе из Фонда кино 19:38, Общество В Москве задержали адвоката за вымогательство взятки в 3,5 млн руб. 19:24, Общество Бастрыкин поручил проверить сообщения об участившихся врачебных ошибках 19:20, Общество Депутаты предложили отменить арест и удвоение штрафов для нарушителей ПДД 19:15, Общество Акции «Системы» упали после решения башкирского суда 19:04, Бизнес МВД Великобритании по ошибке отправило гражданам ЕС письма о депортации 18:57, Политика Тимакова ответила на обвинения Михалкова по Фонду кино 18:29, Общество Леонтьев заявил о признании судом правовой позиции «Роснефти» 18:28, Общество Мединский счел домашний арест Серебренникова «очень печальной ситуацией» 18:08, Общество В Петербурге оштрафовали на 150 тыс. руб. активиста за акцию у Смольного 18:03, Общество «Система» обжалует решение о взыскании по иску «Роснефти» 136 млрд руб. 17:57, Общество Михалков назвал ситуацию вокруг Серебренникова «кукольной истерикой» 17:55, Общество В Минске согласовали перемирие в Донбассе 17:53, Политика Суд взыскал с АФК «Система» 136 млрд руб. в пользу «Роснефти» 17:48, Бизнес Серебренникова доставили в квартиру для отбывания домашнего ареста 17:34, Общество У ликвидированных в Ингушетии боевиков нашли склад боеприпасов 17:32, Общество Падение потребительских цен остановилось после трех недель 17:30, Экономика Речные пляжи, лес, протуберанцы: чем необычен московский район Кунцево 17:29, Город Германия выдаст России сбившего насмерть пешехода водителя Mercedes 17:27, Общество «Татнефть» сменит главу банка «Зенит» 17:15, Финансы Сервис аренды автомобилей Hertz решил уйти из России 17:14, Бизнес МВД опубликовало видео задержания подозреваемого в убийстве на ГАЗе 17:13, Общество
На рынок возвращается "непрестижный" формат недвижимости
10 фев, 2006 09:11
0
На рынок возвращается "непрестижный" формат недвижимости
В 2005 г. инвесторы вспомнили о магазинах "шаговой доступности": было объявлено о запуске сразу двух амбициозных проектов. Эксперты прогнозируют рост популярности сегмента. При этом они сходятся в том, что большинство независимых торговцев уйдут с рынка, не сумев скооперироваться с сетями.

В 2005 году инвесторы неожиданно вспомнили о магазинах "шаговой доступности": было объявлено о запуске сразу двух амбициозных проектов - Daily Food и "Е. Д. А.", в каждый из которых планируется вложить до 10 млн долл. Эксперты прогнозируют рост популярности сегмента. В случае экспансии западных ритейлеров "соседские" магазины останутся единственным сегментом рынка, куда иностранцы вряд ли пойдут. Появившийся у крупных игроков интерес к "соседским" магазинам делает весьма сомнительными перспективы независимых ритейлеров, составляющих сейчас почти 100% операторов в этом формате. Эксперты сходятся в том, что большинство независимых торговцев уйдут с рынка, не сумев скооперироваться с сетями.

Торговля мельчает

Для столичных ритейлеров "соседские" магазины, или магазины "шаговой доступности" - хорошо забытое старое. В Москве неоднократно предпринимались попытки создать эффективную сеть "соседских" магазинов. Но постепенно о формате забыли. На фоне появившихся на рынке гипермаркетов площадью 15 тыс. кв. м магазины площадью 100 кв. м показались бесперспективным форматом. Единственным ритейлером, который последовательно развивал "соседские" магазины, оставалась сеть АБК (около 30 круглосуточных магазинов). Фактически же 100% операторов "соседских" магазинов составляли небольшие независимые магазины (по разным оценкам, от 5 тыс. до 8 тыс. точек).

Тем не менее в 2000 году компания SPAR Retail собиралась сделать ставку именно на небольшие магазинчики. "От этой идеи вовремя отказались.

Издержки на управление "соседским" магазином площадью 300 кв. м и супермаркетом площадью 3 тыс. кв. м одинаковы, но выручка супермаркета в несколько раз больше", - вспоминает экс-исполнительный директор SPAR по России Олег Бакун. В 2002 году амбициозные планы развития обнародовал производитель мороженого компания "Рамзай". Компания объявила, что откроет около 100 магазинов площадью 20-50 кв. м. Стоимость проекта оценивалась в 3 млн долл. В 2003 году с аналогичным проектом выступила ФПК "Гарант-инвест" (она собиралась построить несколько десятков магазинов "шаговой доступности" в ЮАО). Однако оба проекта не получили развития.

Оба новых проекта Daily и "Е. Д. А." намного амбициозней предыдущих. Обе компании взяли за основу концепцию крупнейшего ритейлера отрасли - глобальной сети 7-Eleven. В Daily говорят о планах открыть в течение пяти-шести лет около 700 магазинов. Один из учредителей сети "Е. Д. А." Леонид Новосельский недавно заявил "Бизнесу", что компания планирует построить за то же время около 1 тыс. магазинов, из которых около 500 - в Москве. Стоимость одного магазина в обоих проектах оценивают в 100-150 тыс. долл. Впрочем, проблем с финансированием проектов не предвидится. Известно, что за каждым проектом стоят крупные инвесторы: инвестором Daily выступает Russian Food Holding (среди его учредителей председатель совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис и ресторатор Аркадий Новиков); сеть "Е. Д. А." - частный проект владельцев крупнейшей косметической оптовой компании "Градиент".

Олег Бакун удивлен новым всплеском интереса инвесторов к мелким магазинам. "В России этот формат бесперспективен. "Соседские" магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ритейлеров. Например, в Австрии, где супермаркеты обязаны закрываться в 19:00 - в самый час пик, а в воскресенье и вовсе не могут работать. Или в США, где торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. А в той же ФРГ, где подобные ограничения сняты, только с 1994 по 2004годы число магазинов "шаговой доступности" сократилось на 40%! Что уж говорить о Москве, где много круглосуточных супермаркетов".

Правда, другие эксперты находят интерес к "непрестижному" формату закономерным. "Потребность в таких магазинах сохраняется. Несколько лет назад казалось, что с приходом гипермаркетов на рынке не останется никого. Оказалось, ошиблись. Даже если семья 80% товаров покупает в больших магазинах, 20%: хлеб, молоко, пиво и алкоголь - покупает в магазинах рядом с домом. Ни один другой магазин не может сравниться с ними по удобству - они обычно работают в жилых домах и торгуют круглосуточно", - говорит сотрудник одной из сетей.

Другие эксперты объясняют перспективность формата гарантированным отсутствием конкуренции в нем. "Этим форматом вряд ли заинтересуются большие отечественные сети. Рынок для "соседских" магазинов - это центр города. Больших ритейлеров такоерасположение и связанные с ним проблемы с логистикой вряд ли заинтересуют", - считает заместитель гендиректора компании OXS Владимир Демин. Гендиректор компании FIT Елена Кудрина рисует операторам "соседских" магазинов не менее радужные перспективы: "Желающих открывать "соседские" магазины гораздо больше, чем эти два игрока. В последнее время многие ритейлеры вспомнили об угрозе экспансии иностранных сетей. Если в сегменте супер- и гипермаркетов вероятность прихода глобальных ритейлеров совершенна реальна, то в convenience store ее ждать не стоит - иностранцев будут интересовать в первую очередь крупные форматы. Низкая конкуренция на этом рынке гарантирована - крупных операторов нет".

Независимых не останется

Выкладки экспертов не могут радовать мелких независимых торговцев, составляющих сейчас основу этого рынка. Начиная с конца 1990-х "соседские" магазины оставались единственной нишей на рынке, где еще сохранялись независимые операторы. В 1999-2004 годах крупные ритейлеры забрали все площадки, интересные с точки зрения организации супермаркетов (на сегодняшний день в Москве осталось не более 100 магазинов площадью 500-1000 кв. м и около 10 - площадью свыше 1 тыс. кв. м). До сих пор владельцев магазинов площадью менее 500 кв. м сети не трогали.

Теперь же, по мнению экспертов, по мере развития "соседских" сетей и этот рынок ждет большой передел. "Рынок занят палатками. Поэтому свою долю нужно отвоевывать у них, используя их основные преимущества: круглосуточный режим работы, торговлю алкоголем - и добавив свои: правильный ассортимент и качество продуктов и обслуживания",- полагает Владимир Демин. "Появление сетевых игроков неизбежно приведет к перераспределению рынков. Сети будут выдавливать независимых торговцев. Ведь по большому счету большинство сегодняшних "соседских" магазинов - это точки "аварийного" шопинга. Там можно купить только "выпить-закусить". Разумеется, магазинам они не конкуренты", - говорит гендиректор консалтинговой компании "Ритэйл менеджмент консалтинг" Вениамин Затейкин. Участники рынка прогнозируют, что к 2010 году число круглосуточных "соседских" магазинов сократится с сегодняшних 6-8 тыс. до 2-4 тыс. магазинов.

По мнению участников рынка, уход "малышей" был предрешен и до появления Daily. "Другие сети тоже выдавливают одиночных торговцев. Например, после открытия "Мосмарта" на Ярославке в радиусе трех-четырех километров от него "умерло" восемь магазинов. Запрет на торговлю алкоголем ночью тоже заставит уйти какую-то часть торговцев- на продажи спиртного у таких магазинов в Москве приходится 25-35% выручки", - рассуждает директор по франчайзингу сети Daily Ринат Умаров.

Мелкие независимые торговцы могли бы использовать развитие "соседских" сетей с пользой для себя. В большинстве стран до 70% convenience store составляют франчайзинговые магазины. Однако большинство участников рынка сходятся в том, что нынешние владельцы небольших магазинов вряд ли смогут подключиться к сетевым проектам в качестве франчайзи. "Мелкие ритейлеры охотно идут "под кого-то". Но только после того как разорятся. А до тех пор упорно хотят торговать сами, пусть и в убыток. В итоге, когда они приходят к нам, у них нет даже 200-250 тыс. долл. для апгрейда магазина. С такими компаниями мы работать не можем", - заявляет представитель одной из сетей.

Сергей Канунников  

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости