Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
В сети появился сайт sobchak2024 19:50, Политика «Меня всеми силами выталкивают в политику»: 15 фактов о Ксении Собчак 19:35, Политика Смена календаря: почему не стоит ждать новой рецессии в США 19:33, Мнение В Нигерии похитили четырех граждан Великобритании 19:18, Общество Дорогой мой автомобиль: какие трюки используют недобросовестные дилеры 19:13, Деньги Песков оценил шансы Ксении Собчак в политике 19:11, Политика Полиция в Киеве применила против протестующих слезоточивый газ 19:10, Политика Суд постановил проверить «Укртатнафту» по делу о хищениях в Приватбанке 18:49, Бизнес Шишханов перестал быть акционером «М.Видео» 18:45, Бизнес Владелец «Настюши» передаст Промсвязьбанку проект ЖК «Царицыно» 18:38, Бизнес Собчак заявила о планах выставить свою кандидатуру в президенты России 18:37, Политика Минфин дал отрицательный отзыв на законопроект о «суверенном Рунете» 18:28, Технологии и медиа Президент Хорватии пригласила Путина посетить страну 18:22, Политика Аисты вывели из строя новейший истребитель израильских ВВС 18:22, Общество «Трансмашхолдинг» переедет в несостоявшуюся штаб-квартиру «Динамо» 18:21, Бизнес Навыки вместо профессий: как изменится российский рынок труда 18:20, Мнение Роскомнадзор заблокирует распространение копии «Матильды» пиратами 18:11, Общество Стрелок убил несколько человек в бизнес-парке в Мэриленде 18:09, Общество Глава Минкомсвязи назвал раздутой ситуацию с мессенджером Telegram 18:02, Технологии и медиа Москва недополучит 40 млрд руб. налога на прибыль 18:02, Политика В Госдуме одобрят идею брать в армию «ограниченно годных» призывников 18:01, Политика Племянница Валленберга оспорила отказ суда предоставить данные о дяде 17:52, Общество В МИД России прокомментировали украинский закон об образовании 17:48, Политика Магомедов пообещал билеты на Hyperloop дешевле поездов и самолетов 17:47, Бизнес Брэнсон рассказал о мошенничестве на $2 млн с имитацией своего голоса 17:34, Общество Власти предложили внедрить в Росреестр блокчейн-технологию 17:26, Город Всемирный еврейский конгресс призвал снести памятник Петлюре в Виннице 17:26, Общество Объявленные погибшими в Сирии два россиянина оказались живы 17:20, Общество
На рынок возвращается "непрестижный" формат недвижимости
10 фев, 2006 09:11
0
На рынок возвращается "непрестижный" формат недвижимости
В 2005 г. инвесторы вспомнили о магазинах "шаговой доступности": было объявлено о запуске сразу двух амбициозных проектов. Эксперты прогнозируют рост популярности сегмента. При этом они сходятся в том, что большинство независимых торговцев уйдут с рынка, не сумев скооперироваться с сетями.

В 2005 году инвесторы неожиданно вспомнили о магазинах "шаговой доступности": было объявлено о запуске сразу двух амбициозных проектов - Daily Food и "Е. Д. А.", в каждый из которых планируется вложить до 10 млн долл. Эксперты прогнозируют рост популярности сегмента. В случае экспансии западных ритейлеров "соседские" магазины останутся единственным сегментом рынка, куда иностранцы вряд ли пойдут. Появившийся у крупных игроков интерес к "соседским" магазинам делает весьма сомнительными перспективы независимых ритейлеров, составляющих сейчас почти 100% операторов в этом формате. Эксперты сходятся в том, что большинство независимых торговцев уйдут с рынка, не сумев скооперироваться с сетями.

Торговля мельчает

Для столичных ритейлеров "соседские" магазины, или магазины "шаговой доступности" - хорошо забытое старое. В Москве неоднократно предпринимались попытки создать эффективную сеть "соседских" магазинов. Но постепенно о формате забыли. На фоне появившихся на рынке гипермаркетов площадью 15 тыс. кв. м магазины площадью 100 кв. м показались бесперспективным форматом. Единственным ритейлером, который последовательно развивал "соседские" магазины, оставалась сеть АБК (около 30 круглосуточных магазинов). Фактически же 100% операторов "соседских" магазинов составляли небольшие независимые магазины (по разным оценкам, от 5 тыс. до 8 тыс. точек).

Тем не менее в 2000 году компания SPAR Retail собиралась сделать ставку именно на небольшие магазинчики. "От этой идеи вовремя отказались.

Издержки на управление "соседским" магазином площадью 300 кв. м и супермаркетом площадью 3 тыс. кв. м одинаковы, но выручка супермаркета в несколько раз больше", - вспоминает экс-исполнительный директор SPAR по России Олег Бакун. В 2002 году амбициозные планы развития обнародовал производитель мороженого компания "Рамзай". Компания объявила, что откроет около 100 магазинов площадью 20-50 кв. м. Стоимость проекта оценивалась в 3 млн долл. В 2003 году с аналогичным проектом выступила ФПК "Гарант-инвест" (она собиралась построить несколько десятков магазинов "шаговой доступности" в ЮАО). Однако оба проекта не получили развития.

Оба новых проекта Daily и "Е. Д. А." намного амбициозней предыдущих. Обе компании взяли за основу концепцию крупнейшего ритейлера отрасли - глобальной сети 7-Eleven. В Daily говорят о планах открыть в течение пяти-шести лет около 700 магазинов. Один из учредителей сети "Е. Д. А." Леонид Новосельский недавно заявил "Бизнесу", что компания планирует построить за то же время около 1 тыс. магазинов, из которых около 500 - в Москве. Стоимость одного магазина в обоих проектах оценивают в 100-150 тыс. долл. Впрочем, проблем с финансированием проектов не предвидится. Известно, что за каждым проектом стоят крупные инвесторы: инвестором Daily выступает Russian Food Holding (среди его учредителей председатель совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис и ресторатор Аркадий Новиков); сеть "Е. Д. А." - частный проект владельцев крупнейшей косметической оптовой компании "Градиент".

Олег Бакун удивлен новым всплеском интереса инвесторов к мелким магазинам. "В России этот формат бесперспективен. "Соседские" магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ритейлеров. Например, в Австрии, где супермаркеты обязаны закрываться в 19:00 - в самый час пик, а в воскресенье и вовсе не могут работать. Или в США, где торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. А в той же ФРГ, где подобные ограничения сняты, только с 1994 по 2004годы число магазинов "шаговой доступности" сократилось на 40%! Что уж говорить о Москве, где много круглосуточных супермаркетов".

Правда, другие эксперты находят интерес к "непрестижному" формату закономерным. "Потребность в таких магазинах сохраняется. Несколько лет назад казалось, что с приходом гипермаркетов на рынке не останется никого. Оказалось, ошиблись. Даже если семья 80% товаров покупает в больших магазинах, 20%: хлеб, молоко, пиво и алкоголь - покупает в магазинах рядом с домом. Ни один другой магазин не может сравниться с ними по удобству - они обычно работают в жилых домах и торгуют круглосуточно", - говорит сотрудник одной из сетей.

Другие эксперты объясняют перспективность формата гарантированным отсутствием конкуренции в нем. "Этим форматом вряд ли заинтересуются большие отечественные сети. Рынок для "соседских" магазинов - это центр города. Больших ритейлеров такоерасположение и связанные с ним проблемы с логистикой вряд ли заинтересуют", - считает заместитель гендиректора компании OXS Владимир Демин. Гендиректор компании FIT Елена Кудрина рисует операторам "соседских" магазинов не менее радужные перспективы: "Желающих открывать "соседские" магазины гораздо больше, чем эти два игрока. В последнее время многие ритейлеры вспомнили об угрозе экспансии иностранных сетей. Если в сегменте супер- и гипермаркетов вероятность прихода глобальных ритейлеров совершенна реальна, то в convenience store ее ждать не стоит - иностранцев будут интересовать в первую очередь крупные форматы. Низкая конкуренция на этом рынке гарантирована - крупных операторов нет".

Независимых не останется

Выкладки экспертов не могут радовать мелких независимых торговцев, составляющих сейчас основу этого рынка. Начиная с конца 1990-х "соседские" магазины оставались единственной нишей на рынке, где еще сохранялись независимые операторы. В 1999-2004 годах крупные ритейлеры забрали все площадки, интересные с точки зрения организации супермаркетов (на сегодняшний день в Москве осталось не более 100 магазинов площадью 500-1000 кв. м и около 10 - площадью свыше 1 тыс. кв. м). До сих пор владельцев магазинов площадью менее 500 кв. м сети не трогали.

Теперь же, по мнению экспертов, по мере развития "соседских" сетей и этот рынок ждет большой передел. "Рынок занят палатками. Поэтому свою долю нужно отвоевывать у них, используя их основные преимущества: круглосуточный режим работы, торговлю алкоголем - и добавив свои: правильный ассортимент и качество продуктов и обслуживания",- полагает Владимир Демин. "Появление сетевых игроков неизбежно приведет к перераспределению рынков. Сети будут выдавливать независимых торговцев. Ведь по большому счету большинство сегодняшних "соседских" магазинов - это точки "аварийного" шопинга. Там можно купить только "выпить-закусить". Разумеется, магазинам они не конкуренты", - говорит гендиректор консалтинговой компании "Ритэйл менеджмент консалтинг" Вениамин Затейкин. Участники рынка прогнозируют, что к 2010 году число круглосуточных "соседских" магазинов сократится с сегодняшних 6-8 тыс. до 2-4 тыс. магазинов.

По мнению участников рынка, уход "малышей" был предрешен и до появления Daily. "Другие сети тоже выдавливают одиночных торговцев. Например, после открытия "Мосмарта" на Ярославке в радиусе трех-четырех километров от него "умерло" восемь магазинов. Запрет на торговлю алкоголем ночью тоже заставит уйти какую-то часть торговцев- на продажи спиртного у таких магазинов в Москве приходится 25-35% выручки", - рассуждает директор по франчайзингу сети Daily Ринат Умаров.

Мелкие независимые торговцы могли бы использовать развитие "соседских" сетей с пользой для себя. В большинстве стран до 70% convenience store составляют франчайзинговые магазины. Однако большинство участников рынка сходятся в том, что нынешние владельцы небольших магазинов вряд ли смогут подключиться к сетевым проектам в качестве франчайзи. "Мелкие ритейлеры охотно идут "под кого-то". Но только после того как разорятся. А до тех пор упорно хотят торговать сами, пусть и в убыток. В итоге, когда они приходят к нам, у них нет даже 200-250 тыс. долл. для апгрейда магазина. С такими компаниями мы работать не можем", - заявляет представитель одной из сетей.

Сергей Канунников  

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости