Девелоперы придумали, как увеличить количество стройплощадок
В конце января столичный мэр Москвы официально одобрил реализацию пилотного проекта по переносу воздушных электросетей под землю на северо-востоке столицы. На освободившейся территории инвесторы смогут построить жилой микрорайон площадью более 1,2 млн кв. м. По оценкам экспертов, инвестиции только в само строительство составят не менее 1 млрд долл.
Впервые идея убрать воздушные электросети в подземные коллекторы была высказана столичными властями более четырех лет назад. По подсчетам экспертов, в результате реализации этой программы в Москве высвободится не менее 600 га земли, которая может быть отдана под застройку.
О том, что перенос высоковольтных линий под землю начнется с Северо-Восточного округа Москвы — на западе и востоке экспериментальный участок ограничен Алтуфьевским шоссе и Полярным проездом, а на севере — МКАД,— стало известно из подписанного в конце января распоряжения столичного правительства.
Освобожденная территория — около 150 га — будет отдана под застройку жилого микрорайона площадью 1,2 млн кв. м. Согласно документу, инвестором этого пилотного проекта выступит ЗАО "Российская инжиниринговая энергетическая сетевая компания". По данным "СПАРК-Интерфакс", основными учредителями этой компании выступают ЗАО "Интеко" (31%), ООО "Миракс-Ленстроймонтаж" (32%) и ООО "Русэнергопроект" (32%). Президент Mirax Group Сергей Полонский подтвердил участие своей корпорации в этом проекте, но от дальнейших комментариев отказался.
В "Интеко" также не стали раскрывать подробности. Помимо совместного проекта на северо-востоке города, Mirax Group и "Интеко" заполучили не менее масштабные по объемам строительства площадки и в других районах столицы. В декабре 2005 года было объявлено о том, что корпорация Mirax Group построит около 1 млн кв. м монолитного жилья в районе Фили-Давыдково, а "Интеко" — более 900 тыс. кв. м в Молжанинове.
Тем не менее некоторые игроки рынка удивляются выбору участка для реализации совместного проекта. Этот район не является удачным как с точки зрения экологическойобстановки, так и с точки зрения транспортной доступности, полагает начальник отдела маркетинга ОАО "Квартал" Павел Епихин. Кроме того, по его словам, часть пятна застройки занимает промышленная зона, и поэтому застройщику придется существенно вложиться в развитие инфраструктуры. По оценкам экспертов, объем инвестиций только в строительство микрорайона без учета переноса воздушных электросетей составит более 800–900 млн долл. "Из-за непрестижности района доля панельного домостроения здесь превысит монолитную застройку. Стоимость квадратного метра на начальном этапе, скорее всего, составит от 1,6 тыс. долл.", — предположил начальник управления инвестиций ЗАО "Русский дом недвижимости" Эрнест Ерохин.
Энергетики также затруднились назвать точную стоимость затрат на перенос воздушных энергосетей. "Проект уникальный, и известные алгоритмы будет трудно использовать в данном случае, поэтому оценить его стоимость до завершения проектных работ очень непросто", — говорит начальник департамента по работе со СМИ Федеральной сетевой компании (ФСК) Андрей Егоров. К тому же, по информации "Бизнеса", осуществление проекта осложняется тем, что у ЛЭП три разных собственника: три ветки по 500 кВ принадлежат ФСК, две ветки по 220 кВ — Московской областной электросетевой компании, одна линия в 110 кВ — Магистральной сетевой компании. По данным "Бизнеса", ориентировочная стоимость 1 км подземного кабеля в 220 кВ и 110 кВ может превышать 1 млн евро без учета стоимости работ по прокладке. Стоимость же изготовления подземного кабеля на 500 кВ, по словам источника, оценить сложнее, так как в мире вообще нет опыта прокладки подземных кабелей такого класса. "Стоимость сооружения ЛЭП напряжением 110 кВ и протяженностью 4,3 км, обеспечивающей электроснабжение "Москва-Сити", составила 17,67 млн долл. (4,1 млн долл. за 1 км)", — отмечает аналитик ИК "Проспект" Алексей Соловьев.
Эксперты рынка недвижимости не уверены, что инвесторы смогут уложиться в указанные распоряжением сроки — до 2009 года. Из-за наличия промышленных предприятий на участке застройки (по данным "Бизнеса" — более 90 юрлиц), большого числа гаражей, а также переноса самих воздушных электросетей более вероятные сроки окончания строительства — 2011 год, уверяют аналитики.
С ростом дефицита свободной земли под строительство в Москве среди возможных площадок, занятых высоковольтными ЛЭП и представляющими потенциальный интерес для девелоперов, гендиректор Vesco Realty Сергей Леонтьев называет участки в Медведкове, Выхине, Северном Бутове, Битцевском парке, а также в районе станции метро "Петровско-Разумовская".
Маргарита Федорова
Николай Минашин
Илья Терентьев