Коммерческая недвижимость – лицом к арендатору
Еще совсем недавно считалось, что владение офисной недвижимостью - самое прибыльное дело. Крупные города ощетинились кристаллическими иглами бизнес-центров, рентабельность деятельности по сдаче помещений в аренду превысила все мыслимые и немыслимые пределы, риэлторы и девелоперы подсчитывали свои сверхприбыли. Но экономические законы просто так не обманешь, кризис должен был наступить, и он не заставил себя ждать.
Жадность - и порок, и средство обогащения
Даже в кризис владельцы офисной недвижимости, в особенности крупные игроки, по-прежнему упорно пытаются держать высокие арендные ставки, порой даже в ущерб себе. Они надеются на скорые изменения на рынке, но пока часть их помещений простаивает.
Некоторые более расчетливые собственники поступают иначе: снижают цену и стараются "привязать" своих арендаторов долгосрочными договорами. Второй подход практикуют пока немногие, однако, учитывая тот факт, что баланс спроса и предложения в ближайшем будущем вряд ли наступит, именно такое поведение арендодателя кажется наиболее дальновидным.
Еще два года назад в одном из московских бизнес-центров на вопрос арендаторов, как долго управляющая компания собирается повышать арендную плату, ответом было: "Пока платят, будем повышать". Собственники другого бизнес-центра после официальных заявлений президента и мэра о необходимости поддержки малого бизнеса объявили, что не обязаны заниматься благотворительностью, и в очередной раз подняли ставку аренды. Они, конечно, не обязаны, но вот уже полгода как треть помещений в этом здании пустует.
Тем временем небольшие компании готовы снимать приличные помещения за разумную цену, но по-прежнему обитают в полуподвалах и на чердаках. Некоторые компании если и не уволили, то просто распустили своих сотрудников по домам, чтобы сократить расходы на содержание офисов.
Пока потери от простоя офисных и торговых площадей не заставили их владельцев снизить арендные ставки, хотя некоторые из них уже готовы идти на уступки. Но тут потенциальные арендаторы играют на опережение: еще вчера они платили по 25-40 тыс. рублей за квадратный метр в год, а теперь и по 10-14 тыс. платить не хотят. Между теми и другими разгораются нешуточные страсти. Масла в огонь подливают расторопные риэлторы, которые перехватывают собственников и обещают им большие ставки.
Но отрезвление, как и кризис, неминуемо. Когда оно наступит - вопрос спорный, эксперты расходятся во мнениях. "Скорее всего, отрезвление наступит к лету, когда пройдет еще одна волна переездов крупных арендаторов из офисов класса "А" и сокращение арендуемых средним и малым бизнесом площадей на 30-50%", - считает Светлана Лилипутина, генеральный директор аудиторской компании "СП". Другие же ждут "поправки" рынка не ранее чем через год-два. А пока в столичном регионе начинается вторая волна массового офисного переселения.
"Сдается офисное помещение..."
Поиск нового помещения в условиях кризиса таит в себе множество неприятных моментов. Как показывает практика, еще год назад найти помещение площадью до 150 кв. м было, мягко говоря, сложно. Сейчас на рынке появились предложения и по 50, и по 20 метров. Но это, пожалуй, единственный позитивный момент.
Идя дальше, потенциальные арендаторы сталкиваются с огромным количеством разномастных объявлений, подаваемых риэлторами, которые, как и все кругом, пытаются выжить. Дело в том, что услуги посредника во все времена оплачивала та сторона, которой они более всего нужны. В данной ситуации риэлторы больше нужны собственникам площадей, так что привычные попытки агентов «снимать» деньги с обеих сторон сейчас выглядят некрасиво. Вознаграждения в размере от 30% до 70% от сделки остаются в прошлом, хотя немногие агенты готовы принять этот факт.
Интернет и газеты пестрят объявлениями типа: "Сдается помещение по 4,5 тыс. рублей за метр в год". Однако, набрав указанный телефон, слышим стандартное: "По 4,5 уже сдали, но есть по 10". Все бы ничего, только время - деньги, а оно уходит на прослушивание различных рекламных трюков. Порой бывает даже так, что другая, более высокая ставка называется потенциальному арендатору уже после просмотра предложенного помещения.
Для среднего и малого бизнеса категория и класс офисного здания сегодня не так уж важны. Большее значение имеют шаговая доступность от метро, удаленность от центра и цена вкупе с готовностью арендодателя заключить договор на срок более чем на год (в этом случае договор аренды регистрируется в Москомимуществе и в большей мере является гарантом пребывания арендатора в снятом им помещении). Если же навязывается договор менее чем на год, стоит подумать, прежде чем соглашаться; проверить, например, не подлежит ли здание сносу или реставрации. Иначе может получиться так, что, едва въехав, придется снова переезжать. Подобная история чуть было не приключилась в марте с одной небольшой компанией, решившей наконец-то переехать из подвала в более приличное помещение. Крупное московское агентство недвижимости предложило руководству фирмы очень хороший офис за вполне разумную цену. Риэлтор показала помещение, которое понравилось потенциальным арендаторам. Но их насторожил срочный переезд прежних арендаторов. На вопрос представителю риэлторской компании, почему те уезжают, последовал ответ: "Новое здание построили". И только в местной администрации потенциальным арендаторам пояснили, что это здание в ближайшее время должно быть снесено.
Под влиянием кризиса рынок коммерческой недвижимости переживает нелегкие времена: аренда дешевеет, спрос на недвижимость падает, многие новые проекты заморожены, спрос на все категории офисов постепенно снижается. Но кто сказал, что это плохо? Да, для риэлторов и собственников настанут нелегкие времена, но все больше некрупных компаний получит возможность снимать офис, малый и средний бизнес оправится от бремени непомерных арендных плат, и, быть может, тогда у нас все встанет на свои места?
Мария Лукина