Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Москве за пять лет утроилось предложение высотных новостроек Недвижимость, 17:06
Греф высказался за продление льготной ипотеки на новостройки Недвижимость, 15:32
ВТБ предложил создать единый суперсервис для операций с жильем Недвижимость, 14:10
Какие скидки на новостройки предложат девелоперы на Новый год Недвижимость, 13:37
Реестр бесплатных проектов типового жилья из дерева появится в 2022 году Недвижимость, 13:37
Рейтинг экспертов «РБК-Недвижимость» — 2021 Недвижимость, 11:13
Риелторы назвали минимальную стоимость жилья в домах под снос в Москве Недвижимость, 10:33
«Сбер» зафиксировал рост цен на вторичное жилье в России на 20% Недвижимость, 06 дек, 18:47
Фонд дольщиков разъяснил критерии для выплаты компенсаций Недвижимость, 06 дек, 18:25
В Совфеде предложили штрафовать за недопуск газовщиков в квартиры Недвижимость, 06 дек, 18:23
Мировой рынок недвижимости: когда цены станут «как прежде»? Недвижимость, 06 дек, 17:51
Индустриальный парк «Руднево»: молодой и перспективный Недвижимость, 06 дек, 16:28
«Метр квадратный» представил новые функции каталога для новостроек Недвижимость, 06 дек, 15:55
Новые правила пользования жильем: что изменится c 1 марта Недвижимость, 06 дек, 15:39
Кризисные явления изменили рынок офисной аренды
Городская недвижимость ,  
0 

Кризисные явления изменили рынок офисной аренды

За последние полгода спрос на офисы существенно снизился, что повлекло за собой не только рост предложения и коррекцию арендных ставок, но и изменение предпочтений покупателей при выборе арендной площади.
За последние полгода спрос на офисы существенно снизился, что повлекло за собой не только рост предложения и коррекцию арендных ставок, но и изменение предпочтений покупателей при выборе арендной площади. И если раньше собственники диктовали свои условия при сдаче офиса и "заламывали" цены, то сейчас им приходится идти на уступки и изобретать новые способы, чтобы не потерять старых или привлечь новых арендаторов.

Арендаторы офисных помещений, говорит Елена Шевчук, партнер, вице-президент по коммерческой недвижимости GVA Sawyer, сегодня делятся на две категории: тех, кто переезжает в более дешевые помещения меньшей площадью в целях уменьшения затрат на аренду, и тех, кто, имея возможности, использует ситуацию на рынке для получения лучшего предложения по сниженным ценам. Первая категория арендаторов, по словам эксперта, очевидно доминирует. "Поэтому основным спросом пользуются небольшие офисные блоки - порядка 500-1000 кв. м, с уже выполненной отделкой, в действующем здании с качественной управляющей компанией. Средняя ставка аренды в хорошем бизнес-центре рассматривается арендаторами в диапазоне 650-750 за кв. м в год + НДС + эксплуатация", - отмечает она.

Действительно, если раньше офисные площади было принято сдавать большими площадями и без отделки, а ремонт помещения ложился на плечи арендатора, то сегодня, по мнению экспертов, сдать офис "под чистовую отделку" практически невозможно. "Нежелание арендаторов иметь дело с такими помещениями вполне объяснимо, - считает Марина Великорецкая, генеральный директор Colliers International FM. - Строительно-отделочные и монтажные работы требуют серьезных финансовых вложений. В ситуации экономической нестабильности желающих потратить деньги на отделку арендуемого офиса немного. Сегодня практически все арендаторы ищут готовые помещения, в которые можно въезжать и сразу же начинать работать".

Помимо того что арендаторов стали интересовать лишь готовые помещения, изменилось и их отношение к расположению и качеству офисов. "Если до кризиса качественные офисы могли рассматриваться как в центре, так и на окраине, то сейчас тенденция такова, что все предпочитают центр", - говорит Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. Исключения, по его мнению, составляют случаи, когда для арендатора стратегически важно размещаться в каком-то конкретном месте. "Таким образом, компании выбирают сейчас самое лучшее - наиболее качественные и удачно расположенные объекты. В разрезе этой тенденции мы вернулись года на четыре назад, когда местоположение было одним из ключевых факторов при выборе офиса", - отмечает он.

Однако, по мнению некоторых экспертов, престижность бизнес-центра имеет уже не столь большое значение, как раньше. "Компании отказываются от аренды дорогих офисов, предпочитая более дешевые варианты, закрывают дополнительные и бэк-офисы", - рассказывает генеральный директор "Эспро Девелопмент" Виталий Антонов. По его мнению, компании, которые стремятся остаться в представительском офисе, сохранив место и класс, сегодня, как правило, идут на сокращение арендуемых площадей и ведут переговоры с собственниками объектов о снижении арендных ставок.

И, надо сказать, собственникам, особенно "переоцененных" в докризисные времена офисов класса "А", приходится серьезно снижать стоимость, чтобы удержать арендаторов. Сейчас на рынке образовался существенный разброс цен во всех классах коммерческой недвижимости, соответственно, покупатель может искать и выбирать объект, в котором, по его мнению, цена соответствует качеству. К примеру, по словам Омара Гаджиева, в классе "В" такой разброс по стоимости составляет от 200 до 650 долларов за кв. метр в год в зависимости от местоположения. "На волне роста рынка, который мы наблюдали последние несколько лет, когда легко и быстро сдавались практически все площади, компании гораздо меньше обращали внимание на какие-то конкретные характеристики, - поясняет эксперт. - Важно было просто найти что-то более-менее приемлемое и сесть, пока цены не выросли. А сейчас арендаторы более тщательно рассматривают соответствие характеристик заявленной стоимости".

Основная тенденция на рынке офисной аренды заключается в том, что арендаторы стали более требовательны к выбору помещений. И в этом нет ничего удивительного: кризисные явления перевернули все "докризисные" тенденции с ног на голову. И если раньше арендаторам приходилось "резервировать" площади еще на стадии котлована будущего бизнес-центра, то сегодня арендодателям приходится "заманивать" клиентов даже в уже давно построенные качественные офисы.

Ольга Петрова

РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента