Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Минфин решил более чем вдвое увеличить заимствования в 2020 году Экономика, 19:32 В Москве более 50% голосов против поправок подали на 95 участках Политика, 19:30 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 2 июля Общество, 19:27 Все лишнее отвалится: как меняется корпоративное обучение после пандемии Экономика образования, 19:20  Сотрудникам ФСБ предложили запретить разглашение профессиональной тайны Общество, 19:18 «Гол!» — кричал убийца во время выстрелов. Как убили футболиста Эскобара Спорт, 19:17 Бинджвотчинг, флексить и кринж: как понять молодежный сленг Совместный проект, 19:17 В Якутии объявили режим ЧС из-за лесных пожаров Общество, 19:15 Что случилось за день. Главные новости РБК Общество, 19:10 Пожар на Тверской улице в Москве потушен Общество, 19:06 Россияне назвали размер семейного дохода для «нормальной жизни» Общество, 19:00 Мятежный схиигумен попросил позвать на церковный суд своего свидетеля Общество, 18:54 Казахстан первым в СНГ восстанавливает карантинные ограничения Политика, 18:54 В РФС объяснили отсутствие видеоарбитра на матче «Спартака» Спорт, 18:53
Ритейл дошел до дна
Городская недвижимость ,  
0 

Ритейл дошел до дна

Впервые с начала кризиса количество свободных площадей в торговых центрах Москвы стало сокращаться. Ритейлеры адаптировались к кризису, считают эксперты. Наиболее активно начали развиваться торговые сети нижнего ценового сегмента, практически не потерявшие внимания покупателей в отличие от более дорогих брендов.
Фото: Ритейл дошел до дна
Фото: Ритейл дошел до дна

К вакантным площадям в торговых центрах возвращается интерес

Впервые с начала кризиса количество свободных площадей в торговых центрах Москвы стало сокращаться. Ритейлеры адаптировались к кризису, считают эксперты. Наиболее активно начали развиваться торговые сети нижнего ценового сегмента, практически не потерявшие внимания покупателей в отличие от более дорогих брендов. В результате оживления арендаторов приостановилось падение ставок, и к середине осени они зафиксировались на отметке 1 тыс. долл. за "квадрат", что вдвое меньше прошлогоднего показателя.

Об оживлении рынка аренды в торговой недвижимости единогласно говорят все консалтинговые компании. По данным Jones Lang LaSalle (JLL), в третьем квартале 2009 года количество незанятых помещений в столичных торговых центрах снизилось с 8 до 7%, или с 195,8 тыс. до 171,3 тыс. кв. м. В прошлом году такой объем простаивающих магазинов казался нереальным: до кризиса в качественных комплексах в ожидании арендаторов простаивал всего 1% площадей — порядка 20 тыс. кв. м.

В третьем квартале не было введено ни одного нового торгового центра, что помогло владельцам уже действующих комплексов найти арендаторов. По словам генерального директора компании "Магазин магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis Анны Ширяевой, спрос на помещения со стороны розничных сетей возрос более чем на 50%. "Несмотря на негативные макроэкономические показатели, многие торговые операторы к настоящему времени уже адаптировались к ведению предпринимательской деятельности в условиях кризисных явлений", — замечает она.

Директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская объясняет активность арендаторов наступившим деловым сезоном. Эксперт предупреждает, что говорить о росте рынка пока рано, однако "очевидно, что свое падение он остановил". Свидетельством стабилизации рынка является и прекращение падения ставок. Рухнув к концу 2008 года с 2,3 тыс. до 1,5 тыс. долл. за 1 кв. м, в течение этого года стоимость аренды плавно снизилась до 1,1 тыс. долл., подсчитали эксперты Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko. На начало ноября средняя ставка аренды "квадрата" в столичных торговых центрах составила 1 тыс. долл.

Эксперты замечают, что наибольшую активность проявляют ритейлеры, ориентированные на покупателей с невысоким доходом. Так, Auchan планирует развивать в России сеть дисконт-гипермаркетов "Радуга", говорят аналитики DTZ. Целые торговые центры сейчас переориентируются с учетом изменившейся покупательской способности. В качестве примера удачного реконцепта г-жа Ключинская приводит Lotte Plaza на Арбате, который предпочел покупателей со средним достатком. А в "Мега Белая дача" детские магазины были вытеснены более практичными: так, место "Банана-Мамы" занял одежный H&M, "Детского мира" — Habitat с товарами для дома.

Однако открытие новых торговых комплексов подпортит статистику свободных площадей: в течение ближайших двух лет этот показатель будет держаться на уровне 12%, считают в JLL. До конца года первых посетителей должны принять два крупных торговых центра — "Золотой Вавилон Ростокино" на проспекте Мира (торговая площадь 170 тыс. кв. м) и "Город" в районе шоссе Энтузиастов (110 тыс. кв. м). В результате из заявленных к открытию в этом году 960 тыс. кв. м девелоперы осилят не более 40% — 378 тыс. кв. м.

 НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО

Он-лайн заявки
на ипотеку
Новый раздел
РБК-Недвижимости
Подобрать квартиру