Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
АФК «Система» пожаловалась на судью по иску «Роснефти» 14:18, Бизнес Вертолет аварийно приземлился на водозаборе в Сочи 14:17, Общество Алишер Усманов выйдет из телевизионного бизнеса «Муз ТВ» и СТС 14:15, Технологии и медиа Сбербанк лишили монополии на выплату военных пенсий 14:13, Финансы Google назвал быстрее всего набиравшие популярность запросы 2017 года 14:07, Общество С 1917 до 2017: хорошо ли вы знаете историю российских денег 14:05, РБК и Ситибанк Путин поручил ограничить рост тарифов на электроэнергию 14:02, Экономика Чубайс предложил построить 80-метровую энергетическую станцию в Сколково 13:58, Технологии и медиа Трое детей пострадали при взрыве газа в Чечне 13:57, Общество Facebook начал блокировку публикаций со ссылками на Telegraph 13:54, Общество Роухани обвинил США в неуважении прав палестинцев 13:45, Политика Четырехкратного победителя «Тур де Франс» поймали на допинге 13:40, Спорт Роскомнадзор пригрозил Twitter блокировкой из-за «Открытой России» 13:37, Общество Окно в мировые финансы: глобальный агрегатор бирж 13:30, РБК и Thomson Reuters Путин подарил пианино девочке из Удмуртии 13:30, Общество Пенсии следователям и прокурорам поднимут на 30% 13:25, Политика Песков рассказал о подготовке Путина к пресс-конференции «с утра до ночи» 13:19, Политика Первые переселения по программе реновации начнутся в феврале 2018 года 13:17, Город Кремль ответил на обвинения США в «подрывной деятельности» 13:11, Политика Московская мэрия сочла провокацией праздничное мероприятие депутата Яшина 13:11, Политика Как вернули голос молчаливому гению Стивену Хокингу 13:08, Lenovo и РБК Совет Федерации назначит дату выборов президента 15 декабря 13:04, Политика В Кремле прокомментировали аварию на газовом хабе в Австрии 13:04, Экономика Бизнес не игрушки: как преуспеть в сфере продаж и дизайне 13:00, Стиль ФСБ не нашла в словах Собчак о Крыме призывов к сепаратизму 12:52, Политика Эрдоган призвал признать Иерусалим столицей Палестины 12:50, Политика Росреестр зарегистрировал более 550 тыс. ДДУ за 10 месяцев 2017 года 12:39, Жилье Volkswagen отозвал в России 137 пикапов из-за возможной утечки масла 12:30, Бизнес
А. Могила: "Оптимальным становится строительство торговых центров формата ритейл-парка"
01 фев, 2010 13:49
0
А. Могила: "Оптимальным становится строительство торговых центров формата ритейл-парка"
Алексей Могила, директор департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty, рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о посткризисных тенденциях сегмента торговой недвижимости. Эксперт отмечает, что у многих игроков возрождается интерес к региональным рынкам.

Алексей Могила, директор департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty, рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о посткризисных тенденциях сегмента торговой недвижимости. Эксперт отмечает, что у многих игроков возрождается интерес к региональным рынкам.

- Как сегодня себя чувствуют игроки торгового сегмента?

- Кризис затронул всех участников рынка: и собственников торговых помещений, и сетевых операторов. Разница в реакции на кризисные явления в экономике заключалась в подготовленности игроков. Некоторые сетевые операторы не смогли справиться с большой кредитной нагрузкой, большим количеством нерентабельных торговых точек и пр. Это привело не просто к сокращению деятельности компаний, но даже к уходу с рынка (как по собственному желанию, так и под давлением обязательств). Более устойчивые игроки смогли своевременно пересмотреть свои планы развития (например, произошло сокращение региональной экспансии, нерентабельных торговых точек) и даже воспользоваться кризисом (приобретение конкурентов, вывод на рынок новых форматов).

Можно говорить о том, что в настоящее время прекратилось обвальное падение ставок и происходит их фиксация на текущем уровне, при этом о новом росте арендных ставок пока рано говорить.

Если говорить о финансовом положении сетевых операторов, то большое значение имеет сегмент, в котором они работают. Продовольственные операторы в меньшей степени ощутили снижение оборотов. В целом по сети некоторые ритейлеры даже продемонстрировали рост показателей (что в большей степени, скорее всего, связано с увеличением количества магазинов). В сегменте непродовольственного ритейла снижение оборотов скорее отразилось на операторах, специализация которых - товары длительного пользования (бытовая техника и пр.).

- Какие новые тенденции вы бы сейчас выделили на рынке торговой недвижимости?

- Мы отмечаем, что сейчас у игроков возрождается интерес к региональным рынкам. Если в первом полугодии 2009 года торговые компании практически остановили свое развитие, не рассматривали никакие новые проекты, работа шла по оптимизации существующих форматов, то с конца 2009 года они вновь стали проявлять активность, которая пока еще, конечно, далека от докризисной, но по крайней мере уже очевидна. Ярко выраженный интерес есть к Южному федеральному округу, остаются востребованными также города-миллионники.

В настоящий момент наша компания одна из немногих активно продвигает торговые центры в регионах. Мы работаем со всеми ведущими сетями по подбору для них новых площадок - это группа компаний "Ашан", "Метро", "Реал", плюс наши российские компании - "Спортмастер", "Техносила", "М.видео", "Эльдорадо", а также практически вся продуктовая группа (гипермаркеты и супермаркеты) - "Окей", "Перекресток", "Х5" и т. д. Все они сейчас активно продвигаются.

- Чем можно объяснить эту активность?

- Этому способствует то, что сейчас на рынке сложилась достаточно уникальная ситуация. Если до кризиса у нас был рынок арендодателей, которые диктовали свои условия, то сейчас мы имеем рынок арендатора, у которого появилась возможность заходить на достаточно интересные объекты на льготных условиях. Это связано с тем, что многие девелоперские проекты встали - либо они были заморожены, либо перенеслись сроки их открытия. Соответственно, арендаторы сегодня могут диктовать собственнику свои условия и получать более интересные позиции. Например, если раньше собственник соглашался только на фиксированную ставку, то сейчас готов идти на оплату процента с оборота. Если раньше арендаторы заходили в помещение, которое только строится, то сейчас - только в готовое. Если раньше просили 500 кВт мощности, то сейчас 700. Раньше просили парковку на 200 мест, сейчас на 350. И девелопер оказывается в такой ситуации, что вынужден либо выполнять требования арендатора, либо договариваться с ним о более лояльных условиях. И ритейлеры очень хорошо "сканируют" эту ситуацию и не упускают возможности "отжать" девелопера по максимуму. Конечно, это не касается каких-то уникальных проектов (таких как "Европейский", "Атриум", "Охотный ряд", "Метрополис"), которые по-прежнему остаются топовыми и могут каким-то образом диктовать свои особые условия. В связи с этим многие сети сегодня стараются не упустить момент и завоевать новые рынки. И наша задача в том, чтобы помочь торговым операторам расположиться там, где они хотят.

- Обладают ли регионы необходимым для этого потенциалом?

- Да, обладают, но, как ни странно, больше проблем возникает не с поиском самих площадок, а с их собственниками. Подписывая договор на сдачу ТЦ в аренду, мы в первую очередь тратим силы на то, чтобы вернуть арендодателя на грешную землю и объяснить ему, что тысячу долларов за квадратный метр в супермаркете никто платить не будет. То есть у многих по-прежнему завышены аппетиты. И мы проделываем большую работу для того, чтобы арендатор и арендодатель получали объективную информацию о рынке и придерживались адекватной позиции в переговорах.

- Поменялась ли сама стратегия аренды торговых площадей в кризис?

- Да, стратегия меняется, и это связано в первую очередь с экономией средств. Если раньше концепция торговых центров предусматривала наличие 1-2 "якорей", зоны развлечения, фастфуда и торговой галереи, то сейчас, учитывая высокую стоимость заемных денег и себестоимость строительства, оптимальным становится строительство торговых центров формата ритейл-парка, когда на одну площадку садится 1-3 "якоря" (крупные монобренды), которые соединены между собой торговой галереей. В Европе этот формат очень популярен и хорошо отработан. В Москве по этому принципу построены торговые центры "Ашана", "Меги" и "Икеи". Мы считаем, что подобный формат будет востребован в ближайшие год - три. Такой подход позволяет значительно экономить время и средства при строительстве. Гораздо проще договориться с одним крупным арендатором, который даст тебе оферту, под нее можно получить кредит и реализовать проект. Эта концепция сейчас актуальна для всех регионов, но в Москве ее труднее реализовать из-за дефицита площадок. Поэтому мы прогнозируем увеличение числа  проектов ритейл-парков в ближайшее время в регионах.

- Каков ваш прогноз на ближайший год для сегмента торговой недвижимости и для ритейла?

- Если говорить о сегменте торговой недвижимости в разрезе девелоперов/собственников, то ближайший год видится как время введения объектов высокой степени готовности, без планов нового строительства (это по большей части связано с заемным финансированием, точнее - с практически полным его отсутствием). Ритейл в свою очередь будет искать предложения в сегменте уличной торговли (стрит-ритейл) либо прибегнет к собственному строительству (в зависимости от формата оператора) в связи с ограниченным предложением в сегменте торговых центров.

- А рост ставок ожидается?

- Что касается ставок, то многие крупные (якорные) арендаторы уже перешли на систему взаимоотношений с собственниками "процент с оборота". На рынке присутствуют и смешанные схемы расчетов - фиксированная минимальная арендная ставка плюс процент с оборота. Данная форма позволяет более точно прогнозировать собственникам объектов хотя бы минимальные гарантированные поступления от аренды. Бесконечное снижение фиксированных ставок невозможно - у собственников тоже есть финансовые обязательства перед третьими лицами. Поэтому мы не ожидаем дальнейшего снижения ставок. По нашему мнению, все, что можно было снизить, уже снизили за прошлый год. Мы говорим о некоей стабилизации ставок, в ближайшие год-два резких колебаний ни вверх, ни вниз мы не ждем. Нового роста можно ожидать не ранее середины 2010 года. Это связано в том числе и с тем, что при получении скидок по аренде в основном рассматривался горизонт снижения в один год.

Беседовал Игнат Бушухин 

Об авторах
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости