Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Емельяненко отказался назвать Нурмагомедова величайшим бойцом UFC Спорт, 20:24 Как ядерная медицина лечит рак без хирургии «РБК Стиль» и «Росатом», 20:23 Правозащитники сообщили о почти 140 задержанных на акциях в Белоруссии Общество, 20:12 Бывший игрок «Зенита» напомнил восторгающимся Мозесом о Шюррле Спорт, 19:59 МЧС решило завершить активные поиски трех моряков в Азовском море Общество, 19:44 Александр Шмеркевич: где в мире самая передовая медицина РБК и ВТБ Привилегия, 19:30 Премьер-министр Болгарии заразился коронавирусом Общество, 19:26 Анна Щербакова выиграла третий этап Кубка России по фигурному катанию Спорт, 19:10 Милиция применила спецсредства против протестующих в Минске. Видео Общество, 19:03 Газизов ответил на слова гендиректора «Краснодара» о предвзятом судействе Спорт, 18:59 Власти Испании одобрили новые ограничения из-за коронавируса Общество, 18:52 Протестующие в Минске направились к резиденции Лукашенко Политика, 18:44 Здоровое долголетие: антивозрастные достижения современной медицины РБК и Bayer, 18:35 «Химки» вырвали победу у «Ростова» в дополнительное время Спорт, 18:34
Креативный кластер — решение для центра Санкт-Петербурга
Городская недвижимость ,  
0 

Креативный кластер — решение для центра Санкт-Петербурга

В европейских городах промышленные зоны активно замещаются креативными территориями - art & design districts, art retail streets, центрами современного искусства, дизайн-фабриками и так далее.

Газета РБК daily организовала дискуссию, посвященную креативным кварталам в городском центре Санкт-Петербурга

В европейских городах промышленные зоны активно замещаются креативными территориями - art & design districts, art retail streets, центрами современного искусства, дизайн-фабриками и так далее. Креативные индустрии восполняют снижение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях. К тому же, креативная "начинка" позволяет создать привлекательные городские пространства на месте депрессивных районов. Обе функции - экономическая и градостроительная - крайне важны Петербургу. На дискуссии, организованной РБК daily в рамках проекта "Будущий Петербург", городские элиты - власть, бизнес, представители творческих профессий - впервые вместе обсудили концепцию креативных кварталов и пути ее реализации.

Участники дискуссии отметили, что креативные индустрии для современных городов - источник доходов, а не расходов. Как подчеркнула Виктория Желтова, руководитель проектов Центра стратегических разработок "Северо-Запад", научного партнера дискуссии, "спрос на продукцию креативных индустрий в Европе растет быстрее, чем на продукты питания". Более того, эти индустрии являются инструментом модернизации экономики, "так как основная их часть - инновационна, и способствует развитию инноваций в смежных отраслях". Средоточение креативных проектов на одной территории, где творческая продукция (от дизайнерской одежды и мебели до фэшн-фестивалей и клубных вечеринок) производится, презентуется и продается одновременно, позволяет таким проектам увеличить масштаб деятельности и расширить долю рынка, а городу - получить новое публичное пространство, привлекательное, в том числе, для туристов. Причем, по мнению ЦСР "Северо-Запад", для того, чтобы это пространство повлияло на городскую среду, оно должно занимать целую площадь или квартал. Несколько "креативных" этажей в том или ином ТРК, офис-центре или лофте мало что решают.

"В 1980-х годах мы были "продвинутым" городом в области не только традиционной, но и новой культуры. У нас был Ленинградский рок-клуб, к нам тянулись передовые творческие люди, - согласен с актуальностью темы Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству Спб, - а потом мы потеряли свою аутентичность. Туристы сюда едут, но получают довольно однообразный - открыточный - набор впечатлений. Мы демонстрируем наше великое историческое наследие, и это прекрасно, но дальше - тишина. Не происходит ничего нового, не расширяется палитра интересных событий, даже формы презентации наследия прошлого - не меняются. Эта пауза очень затянулась. Нам будет не только трудно привлекать туристов - наши лучшие жители будут уезжать из города". Как он резюмировал, "я уверен, что Петербургу нужны новые идеи, и дело истэблишмента - их настойчиво предлагать".

По словам Вадима Волкова, проректора Европейского университета в СПб, местом локализации новых идей может стать, например, Коломна. Креативные кварталы будут уместны в районе, который хранит наследие творческой индустрии X1X века, но сейчас является "полупериферией". Назывались и другие территории, центральные географически, и периферийные - по состоянию недвижимости и социальным функциям: Лиговский проспект, Обводный канал, часть Петроградской стороны. Однако многие участники разговора посчитали неуместным появление "нетрадиционных" пространств в центре Петербурга.

"Петербург XX1 века, безусловно, должен создаваться за пределом исторического центра", - отметил Вячеслав Семененко. Еще более радикальную позицию высказал художинк и продюсер Виктор Тихомиров: "я - сторонник того, чтобы все больше обращаться к традиции, а не создавать современные проекты, в основе которых нет качества. Пусть Петербург остается городом-музеем, и не надо в него вмешиваться, потому что другого такого не будет". Как прокомментировал Владимир Княгинин, директор ЦСР "Северо-Запад", "противоборство охранителей и новаторов - закономерно".

Он пояснил: «если я уже - царь горы, который занял недвижимость в центре, стянул на себя транспортные и туристические потоки, то зачем мне пускать кого-то нового? Конечно, нужно вынести креативные индустрии на 101-й километр - например, в Купчино. Только Купчино их поглотит. Нам не поднять этот район до настоящего петербургского уровня. И если меня спросят: стоит ли вкладывать ресурсы в создание передовых территорий в Купчино, я отвечу: ни за что! Ресурсов - мало, и мы бессмысленно их уничтожим». Владимир Княгинин предложил новую постановку вопроса: креативные кварталы - это разрушение или спасение исторического центра?

В этом контексте Вадим Волков привел опыт Восточного Берлина. После падения Берлинской стены осталось наследство в виде огромных депрессивных зон - почти все заводы давно "умерли" или перебрались в другие города Германии, а за пределами брошенных промзон тянулась низкокачественная, обветшавшая, жилая застройка. Чтобы реновировать такие пространства "сверху", требовались средства, многократно превышавшие возможности городских властей (даже с учетом финансовых ресурсов программ восстановления Восточной Германии). Тогда власти создали условия для реновации "снизу" - привлекли в Восточный Берлин, в том числе, благодаря политике низких арендных ставок, творческих людей со всего мира. И в центральных районах немецкой столицы (например, районе Митте) креативная функция - шоу-румы, арт-кафе, клубы, мастерские - "заселила" бывшие квартиры первых этажей, распространившись на целые кварталы. В шоу-румы, выставочные центры и клубы также преобразованы "точечные" промышленные объекты (помещения с высотой потолков в 5 - 10 метров идеальны для решения творческих задач).

Таким образом, для Восточного Берлина формирование креативных территорий было безальтернативным решением, позволившим остановить разруху. Как считает Владимир Княгинин, то же можно сказать о Петербурге: создание пространств, в основе которых лежит неординарная идея, является единственной возможностью сохранить Адмиралтейский и подобные ему районы. "Старый центр, не попадающий в зону Невского проспекта, становится гирей на шее города. Он будет ветшать, и денег на его сохранение не хватит", - заключил Княгинин.

"Но где взять деньги на великолепную идею, которую я целиком поддерживаю? - задал вопрос Евгений Лотвинов, президент Банка БФА. - Муниципальные власти должны бы ее профинансировать, но в их планах такая поддержка не просматривается. Частным же инвесторам эта идея объективно не интересна". "На вложенный инвестором рубль хотя бы рубль должен вернуться, - продолжил мысль Александр Ольховский, управляющий директор Банка ВТБ. - И в этом будет проявлена социальная позиция бизнеса, потому что в иных случаях возврат должен составлять 1,10 рубля и больше". По мнению Александра Дыбаля, заместителя генерального директора "Газпром-нефти", рост креативных индустрий и создание творческих кварталов в Петербурге возможны только как следствие появления в городе офисов крупных компаний. "Когда в Петербурге заработают полноценные офисы нескольких по-настоящему крупных компаний, то сформируется спрос на продукцию креативной индустрии: будут открываться галереи и центры современного искусства; появятся необычные ресторанные, клубные, фестивальные проекты, - отметил он. - Только мощная бизнес-среда способна спонсировать большое число творческих проектов и быть покупателем их продукции".

Говоря об объективных трудностях, бизнесмены, тем не менее, обозначили возможности для реализации концепции креативных территорий в Петербурге. "Может сработать субъективный фактор, - говорит Евгений Лотвинов. - Вполне вероятно, что появится инвестор или политик, которому идея креативных кварталов безумно понравится. А поэтому нужно доводить ее до ума. Нужно, в частности, решить, где строить - в Колпино или в Адмиралтейском районе - чтобы не начинать спор по этому поводу в тот момент, когда люди будут готовы вкладывать деньги".

Александр Ольховский предлагает сделать ставку на механизм государственно-частного партнерства. "Именно по этой модели должны финансироваться проекты, которые находятся на стыке экономической эффективности и социальной значимости", - подчеркнул он. По словам Юрия Воропаева, генерального директора Холдинга МКД, при наличии заказа со стороны города на проекты креативных кварталов, найти инвесторов будет возможно и, более того, такие проекты окупятся.

Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента