Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу Стиль, 19:28 Метафора, дефицит и мечта: как появились облачные сервисы РБК и Онланта, 19:17 Крестный ход в Москве отменили из-за COVID Общество, 19:15 Тунис охватили протесты после решения президента взять на себя всю власть Политика, 19:09 Названы больше всего заработавшие в Москве в 2021 году девелоперы Недвижимость, 19:02 Какие продукты появятся в финтехе в ближайшем будущем: мнения экспертов Индустрия 4.0, 19:00 В монастыре в Ленобласти три человека избили древком флага полицейского Общество, 19:00 Отстыкованный от МКС российский модуль затопили на «кладбище кораблей» Технологии и медиа, 18:55 Как планировать командировки без штрафов за отмену билетов РБК и Smartway, 18:53 Вслед за Facebook и Google: как заработать на искусственном интеллекте Инвестиции, 18:41 В России начнется эксперимент по маркировке антисептиков Общество, 18:40 Главврач московской больницы рассказал, кто попадает в госпиталь с COVID Общество, 18:34 В ЦИАН назвали мегаполисы с резким падением вывода новостроек Недвижимость, 18:29 Куда и сколько инвестирует сооснователь Genotek Артем Елмуратов РБК и Сбер, 18:29
Рынок торговой недвижимости Москвы в краткосрочной перспективе ждут тяжелые времена
Городская недвижимость ,  
0 

Рынок торговой недвижимости Москвы в краткосрочной перспективе ждут тяжелые времена

Рынок торговой недвижимости Москвы в краткосрочной перспективе ждут тяжелые времена. Пессимистический сценарий развития ситуации предполагает дальнейшее падение ставок для якорных и неякорных арендаторов. При этом объем вакантных площадей будет расти, а предложение торговых площадей стабилизируется. Такой прогноз дают эксперты компаний "Неокон" и Panorama Estate в своем отраслевом аналитическом отчете, написанном под руководством Михаила Хазина, известного эксперта в области экономики, специализирующегося на проблемах мирового экономического кризиса.

По мнению аналитиков, на данный момент есть все предпосылки для реализации именно такого сценария развития событий: ставки для якорных арендаторов уже упали ниже уровня начала 2003 года и близки к эксплуатационным расходам. Потоки посетителей торговых центров сократились практически повсеместно, многие неякорные арендаторы сокращают свое присутствие в центрах, закрывая убыточные торговые точки.

Такая ситуация обусловлена тем, что рынок торговой недвижимости подошел к началу кризиса с «пузырем» потребительских расходов, который сейчас стремительно сдувается. В докризисный период спрос на потребительские товары базировался на росте постоянно растущих реальных доходов населения и поддерживался стремительным увеличением объема кредитования физических лиц. Именно рост кредитования побуждал население расходовать средства, превышающие объем их текущих доходов. Для компенсации растущей разницы между текущими расходами и доходами, как правило, использовались будущие доходы, а не сбережения. Таким образом, с одной стороны, спрос на торговые помещения формировался активно кредитуемыми арендаторами (при этом он базировался на росте реальных доходов населения), с другой стороны - строившими ТЦ девелоперскими компаниями, которые осуществляли свою деятельность, в основном, на заемные средства.

В условиях кризиса кредитный ресурс для всех участников процесса фактически исчез (вместо этого надо выплачивать ранее взятые займы), а реальные доходы населения существенно упали, поэтому потребители не в состоянии поддерживать прежний уровень расходов. Спрос на товары снижается, поток посетителей редеет, а сами посетители сокращают свои траты. В итоге, выручка и прибыль как арендаторов, так и арендодателей, сокращается. Часть арендаторов уходит из торговых центров - для сохранения оставшихся управляющие компании вынуждены снижать арендные ставки и переходить на более льготные условия оплаты (процент с оборота и т.п.). Ставки для якорных арендаторов уже снижены до уровня, близкого к эксплуатационным расходам, поэтому дальнейшее снижение затронет в основном арендные ставки для неякорных арендаторов, но одинакового уровня с якорными арендаторами они не достигнут.

Эксперты компаний "Неокон" и Panorama Estate прогнозируют долгосрочное снижение спроса на потребительские товары, которое будет связано с длительным кризисом в мировой экономике и экономике страны. Продолжится снижение спроса на непродовольственные товары: в первую очередь, на товары длительного пользования (мебель, бытовая электроника и т. п.), затем - товары повседневного спроса (одежда, обувь и т. п.). Это сильнее всего ударит по неякорным арендаторам - они будут вынуждены сокращать значительную часть точек в торговых центрах. Также пострадает индустрия досуга и развлечений - расходы на них уже существенно снизились. В последнюю очередь падение спроса затронет продуктовый ритейл - здесь предпочтения потребителей будут смещаться в сторону более дешевой продукции (впрочем, как и в других группах потребительских товаров).

"На наш взгляд, реализация этого сценария, вероятно, вызовет трансформацию на рынке торговой недвижимости, - говорится в отчете. - Пройдет эпоха стандартных торгово-развлекательных центров для среднего класса, важной тенденцией станет процесс смены якорных арендаторов: операторы, предлагающие сравнительно дорогой ассортимент продукции, будут заменяться на арендаторов, реализующих более дешевые товары или будут вынуждены пересматривать свой ассортимент".

По мнению экспертов "Неокон" и Panorama Estate, в ближайшее время станут востребованы более эффективные с точки зрения издержек торговые форматы, которые до сих пор не были в полной мере представлены на российском рынке - такие как Retail Park (торговый центр целевой покупки, состоящий из нескольких "якорей", как правило, формата гипермаркетов, находящийся за городом с целью минимизации инвестиционных издержек и обеспечения, тем самым, минимальных ставков аренды), Outlet mall (торговый центр, в котором арендаторами являются производители одежды/обуви и дисконтные магазины; расположение и арендная политика аналогична Retail Park).

Вместе с тем, в наименее востребованных в период кризиса торговых центрах будут оставаться низкие арендные ставки и большое количество вакантных площадей, если только собственники не решат перепозиционировать данный торговый объект для частных предпринимателей и небрендовых арендаторов, что, несомненно, кардинально повлияет на имидж объекта даже после выхода из кризиса.

РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента