Ландшафт является продолжением загородного дома, а потому с ним надо считаться, полагают архитекторы
В Екатеринбурге запущен очередной выставочный проект, популяризирующий ландшафтный дизайн. Событие примечательное, поскольку специальность "ландшафтная архитектура" в УрГАХА была ликвидирована, и лишь лет пять назад ее возродили.
Уральские дизайнеры еще только делают первые шаги на ниве обучения этой сложной профессии, а элементы дизайнерских решений уже востребованы владельцами загородных домов: каменистые участки, водопады, ручьи, декоративные огороды, цветники, площадки для барбекю – все это воочию можно наблюдать в коттеджных поселках.
Отсутствие опыта и особая ментальность россиян вынуждают совершать их ошибки, характерные для развивающегося рынка. Что же должен знать хозяин земельного участка, прежде чем приступить к его обустройству?
Специалисты утверждают, что уральцы предпочитают классический стиль, в котором было выполнено большинство старинных русских усадеб. Тягой к корням можно объяснить наличие многочисленных садов правильной симметричной формы, с прямыми дорожками, статуями, стрижеными растениями.
Встречаются, безусловно, и любители этнического – в основном, восточного - стиля. В городе уже появились компании, специализирующиеся на обустройстве японских садов. Эффект достигается с помощью определенного набора растений, атрибутов (мостики, водоемы, характерные для японцев чаши для мытья рук, сооружения из бамбука, по которым течет водичка и т.д.), композиций и элементов, решенных в определенном стиле. В качестве элемента дизайна может использоваться сухой ручей или сухой каскад, который вызывает те же ассоциации, что и водный: каменистые терраски, где вместо воды – гравий. Рядом высаживаются соответствующие растения, ради которых все, собственно, и затевается. Основы стиля обычно берут начало в традициях чаепития, в японской культуре вообще.
Однако, по словам директора студии "Мир сада" Елены Комаровой, россияне часто не знают меры. Японский стиль предполагает минимализм, а в нашей интерпретации японский сад нередко превращается в китайский: более насыщенный, яркий, перегруженный деталями и витиеватыми элементами. Стиль подменяется кичем.
Недавно у соотечественников проснулся интерес к природно-ландшафтному стилю – возможно, потому, что мы устали от всего искусственного и непроизвольно стремимся отдохнуть от цивилизации, слившись с природой. Москвичи уже несколько лет контактируют с английскими и голландскими дизайнерами, которые всерьез осваивают композиции в стиле а ля пейзаж. Последний предполагает высаживание растений, произрастающих исключительно в данной местности.
Уральцы, по словам Елены Комаровой, нередко ошибочно полагают, что изюминка ландшафтного стиля заключается только в том, чтобы оставить природу нетронутой. На самом деле речь идет о том, чтобы смоделировать природный ландшафт - лужайки, окруженные массивами посадок, - таким образом, чтобы у человека оставалось ощущение, с одной стороны, что он находится в замкнутом пространстве, а с другой – что за пределами участка находится нетронутая природа. Таким образом создается иллюзия единства с природой. Причем сами посадки могут быть двух вариантов: либо яркие культурные цветы, характерные для нашего усадебного стиля, либо дикие травы и цветы, которые растут в природных условиях. Они высаживаются так, чтобы выигрышно смотреться на фоне друг друга. Интересная деталь: в местной флоре может не быть больших ярких цветков, но, собранные в композицию, они могут создавать сильное впечатление.
Елена Комарова говорит, что ощущение – это главное в дизайне: "Попадаешь в сад и чувствуешь, как он тебя обволакивает. Ты растворяешься в нем, не понимая даже почему тебе хорошо. И только дизайнер знает, что такой эффект достигается с помощью художественно- образного решение. Оно накладывается на какое-то стилистическое решение в зависимости от того, кому что больше нравится".
Природные сады, по мнению Комаровой, предпочтительнее классических, потому что там себя человек чувствует комфортно. Тут уместно вспомнить фэн-шуй – науку, которая, утверждает дизайнер, присутствует в любом грамотном архитектурном решении. Фэн - шуй – это как сделать так, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Классические сады, полагает Комарова, сделаны не по науке фэн – шуй – в отличие от природных.
Между тем, специалисты утверждают, что в конце 20-го и начале 21-го века в архитектуре царствует эклектика. Ощущение, что все было придумано еще до нас, а также необычайная динамика жизни, приводит к смешению стилей. В ландшафтной архитектуре особой чистоты тоже нет: людям хочется всего и сразу. Поэтому на участках могут присутствовать и гравийные сады, и альпийские горки, и мельницы, и перголы (деревянные арки), и фонтаны, и другие элементы непохожих стилей. Правда, архитекторы советуют помнить о том, что ландшафт, хотя и не напрямую, все же является продолжением дома, то есть, если дом запроектирован в классическом стиле среднерусской усадьбы, то ландшафт не может быть выполнен в этническом стиле.
Впрочем, сами архитекторы говорят, что разговоры о стиле – от лукавого, потому что надо быть настолько изысканным человеком, чтобы сказать, что я, допустим, люблю кантри. "Чтобы говорить о стилях, - говорит ландшафтный архитектор Игорь Костин, - надо иметь подготовленный рынок и профессиональные кадры. У нас пока все находится на детском уровне. Стиль – это хай энд, а у нас пока хай фай. Поэтому главная задача – правильно понять заказчика и правильно запроектировать". Ландшафтный дизайн, полагает архитектор, это не владение какой-то технологией, а умение выслушать заказчика и грамотно перенести на бумагу, чтобы было красиво и удобно.
Поскольку ландшафт – дело очень личное, необходимо хорошо знать заказчика. В Англии, говорит Костин, ландшафтный архитектор с месяц живет в семье клиента, чтобы изнутри узнать внутренний мир этих людей. По большому счету, ландшафт должен быть зеркалом жизни конкретной семьи. Поэтому жизнь эту надо знать. Легко, по словам Костина, проектировать, когда человек по ментальности тебе близок: "Если человек тебе чужой, а его образ жизни вызывает отторжение, то никакой профессионализм не помогает найти правильное решение".
Очень часто ландшафтному архитектору просто не дают найти это художественное решение в силу материальных возможностей заказчика или его культурологических предпочтений (совпадение этих двух составляющих, говорят специалисты, весьма редко). Иногда хозяин настаивает: хочу так, как на этой заграничной картинке. Ландшафтный архитектор Игорь Костин говорит, что если проект нецелесообразно переносить на российскую почву, надо попытаться переубедить клиента. Если не сумел, то делай то, что он хочет.
При этом, однако, заказчику надо иметь в виду, что любое творение, вырванное из родной среды и пересаженное в другую почву, может и не прижиться. В силу разных причин: другие ландшафты, разная глубина промерзания, иная роза ветров и среднегодовая температура и т.д. Допустим, камышовая крыша хорошо смотрится где-нибудь рядом с океаном, а не в глухой российской глубинке. Тем не менее, есть на Урале такие оригиналы, которые сделали на бане крышу из камыша. По стоимости она превышает обычную кровлю в десять раз, и еще непонятно, как она будет жить в условиях нашей зимы. Но человек, тем не менее, реализовал свою задумку, для чего ему пришлось везти камыш из порта. Это уже вопрос внутренней ментальности.
Безусловно, если человеку нравится, он может на своем участке установить и прожекторы с космическими тарелками, и сад разбить на болоте. Однако, считает Елена Комарова, во всем должно быть чувство меры: если хочется смоделировать холмистую местность, то надо делать это грамотно. Недостаточно поставить горку посреди ровной местности – нужно сделать геопластику, то есть создать иллюзию, что эта местность такой и была.
В низких местах, где высоко стоят грунтовые воды, имеет смысл не осушать их или поднимать поверхность, а сделать там болотистый сад, основу которого составляет композиция из растений, хорошо чувствующих себя во влажной среде. Причем такой сад, по словам дизайнеров, можно создать даже там, где отсутствуют низкие места: строится водоем, моделируется болотистая местность, где разбивается сад.
Архитекторы утверждают, что всегда можно найти вариант, чтобы элементы дизайна смотрелись красиво и не выглядели нелепо. Впрочем, ландшафтных архитекторов, как и дизайнеров, в Екатеринбурге еще мало: люди пока не готовы платить за идею.
Заниматься проектированием, утверждает Игорь Костин, не очень выгодно: за работу на участке в 20 соток больше 40 тысяч рублей не получить, поэтому работать над проектом больше месяца архитектор не может. Проектирование же, полагает Костин, определяет лицо участка: важно понимать, где и что надо посадить, а не как. У нас пока более ценятся строительные работы: обустройство сотки стоит в среднем 3-4 тысячи долларов.
Заказчики ошибочно думают, что все работы на участке делают под ключ конкретные компании. Вот что говорит по этому поводу Игорь Костин: "Я знаю, что в городе нет фирм, которые имеют своих ландшафтных архитекторов, дизайнеров, дендрологов, строителей. Обычно всех этих людей нанимают для выполнения конкретного заказа. Естественно, менеджер фирмы думает не столько о красоте, сколько о том, чтобы и заказчику угодить, и заработать на комиссионных и прочих вещах. Это объективно: у менеджера и проектировщика разные задачи и разная мораль. Заказчик сам должен делать вывод: кому с кем легче работать, пусть с тем и работает".
В любом случае, ландшафтный дизайн – вещь не дешевая. Директор архитектурно-ландшафтной мастерской "Дизайн Град" Наталия Губайдуллина рассказывает, что иногда просят обустроить участок за тридцать тысяч рублей. О несерьезности данного предложения говорят следующие цифры: укладка дорожки природным камнем, по словам Губайдуллиной, вместе с материалом стоит 780 рублей за квадратный метр; беседка – от 80 до 500 тысяч рублей (со стеклопакетом); фонтан размером три на два метра – 70 тысяч рублей; альпийская горка – 80 тысяч рублей; пергола деревянная односекционная шириной полтора метра – 13 тысяч рублей; мельница высотой 1,2 метра – 42 тысячи; мостик – 30 тысяч.
Архитекторы говорят, что высокая стоимость дизайна окупается полученным результатом: профессионал, по словам Игоря Костина, с помощью ландшафта корректирует представления человека о себе самом и окружающем мире, сглаживая то, что бросается в глаза, и добавляя то, чего нет. По большому счету, ландшафтная архитектура подтягивает человека, но при этом не давит на него.
Специалисты, между тем, дают понять, что никакой дизайн не поможет, если сам дом не увязан с ландшафтом. Начальник "Мастерской генплана" Уралгражданпроекта Валерий Путилов полагает, что у нас даже одноэтажные здания строятся крупноватые: "Русские деревни легко вписывались в ландшафт и производили приятное впечатление и зимой, и весной. Потому что строились по необходимости. А новые поселки вокруг Екатеринбурга – всегда жесткие, поскольку строятся скорее для развлечения. Мне кажется, поселки должны быть небольшими по размеру – на 2-3 тыс жителей, и проектирование - более свободным. Улицы не должны быть прямые, как на целине, следует предусматривать разрывы какие-то, криволинейность, разные по размеру участки. И, возможно, задавать определенные регламенты: здесь, допустим, строится здание такого-то размера, а сами дома не обязательно должны стоять четко вдоль красной линии. Дороги тоже должны быть криволинейные, а главное - побольше озеленения".
Владимир Терлецкий