Гипермаркеты занялись ремонтом в квартирах покупателей
Петербургская розница, торгующая товарами для дома (формат "сделай сам", или do it yourself, - DIY), переживает настоящий бум. Как пишет газета "КоммерсантЪ", рынок растет на 25-30% в год, и целый ряд компаний уже объявили о намерении построить в Северной столице свои собственные сети DIY - несколько десятков гипермаркетов площадью от 10 тыс. кв. м и магазинов меньшего формата. И отраслевые эксперты, и сами участники рынка указывают на то, что, если все проекты будут реализованы, рынок, возможно, ждет избыток предложения.
К формату DIY относятся магазины, торгующие строительно-отделочными материалами и интерьерными товарами для дома. Аудиторию этих магазинов составляют потребители, которые предпочитают самостоятельно выполнять строительные или ремонтные работы дома или на даче. В развитых странах DIY представлен, как правило, в виде гипермаркетов, которые по низким ценам предлагают 30-40 тыс. наименований товаров. Новые проекты в сфере "сделай сам" растут в Петербурге как грибы после дождя. ООО "Корпорация СБР", в которую входит стройбаза "Рыбинская", уже имеющая пять торговых точек, построила в этом году два гипермаркета "Метрика" и еще четыре планирует ввести в строй к 2008 г.
Корпорация "Искрасофт", также специализирующаяся на торговле стройматериалами, объявила о запуске сети "Стройбург" из шести магазинов, первый из которых будет построен в 2006 г. На этот же год планируют открытие своего первого петербургского гипермаркета немецкая сеть Obi и британская Kingfisher (под брендом Castorama). Всего Obi рассчитывает открыть за несколько лет четыре магазина, Castorama - пока два. В следующем же году собирается запустить свой первый гипермаркет и девелоперская компания ЗАО "Старт". Сеть "Строймастера" вырастет в ближайшие три года, по заверению его собственника, финской Rautakesko, с пяти до 10-11 магазинов. Сама Rautakesko до конца 2006 г. собирается построить в Петербурге два гипермаркета под брендом K-Rauta. Сеть товаров для дома "Домовой", которая в настоящий момент насчитывает четыре магазина, увеличится до 10 точек в течение нескольких лет. Наконец, компания "Ленстройматериалы" совсем недавно заявила о том, что в скором будущем приступит к розничной торговле стройматериалами - в формате стройбаз. Еще одна компания - ООО "Лавента" собирает за три года построить 10 гипермаркетов, торгующих товарами для дома.
В итоге в ближайшие три-пять лет в Петербурге вдобавок к уже существующим точкам разного формата будет построено в общей сложности около 30 магазинов различной площади, преимущественно - гипермаркеты от 10 тыс. кв. м.
Любопытно, что участники рынка, зная о проектах своих конкурентов, вовсе не опасаются, что, если они будут реализованы, наступит избыток предложения. Компания "Старт" в экономическом обосновании своего проекта указывает, что объем петербургского рынка строительно-отделочных материалов в 2004 г. оценивался в размере 2 млрд 400 млн долл. и растет ежегодно на 30-40%. По оценке "Старта", спрос будет расти пропорционально объемам жилищного строительства. В финской Rautakesko, купившей в этом году "Строймастер", и сам рынок, и его темпы роста оценивают несколько скромнее: оборот - всего в 600 млн евро в год, рост - примерно в 15%. Финны пошли на приобретение активов в России, будучи уверенными в том, что потребление стройматериалов будет только расти.
Аналитики тоже верят в то, что рынок DIY ждет стремительный рост. "При сохранении положительной динамики строительства нового городского и загородного жилья и при развитии программ ипотечного кредитования, которые позволят приобретать жилье более широким слоям населения, продолжится рост спроса на товары для строительства, ремонта и благоустройства", - отмечает начальник отдела маркетинга консалтинговой компании ООО "Астера" Наталья Малеева.
Однако не все участники рынка разделяют оптимизм своих коллег. Генеральный директор ООО "Корпорация СБР", в которую входит стройбаза "Рыбинская", Евгений Лебедев говорит, что сегмент DIY ожидает, вслед за продуктовым ритейлом и продавцами электроники, "консолидация и укрепление сетевых компаний", а "из комплексной продажи широкого ассортимента мелким игрокам придется - однозначно - уйти" (см. комментарий). Директор "МИК Гортис" Дмитрий Канаев утверждает, что "обвала не произойдет", однако "при относительной избыточности предложения будет снижаться рентабельность" (см. комментарий). Финансовый директор "Строймастера" Николай Захаров уверен, что "конкуренция будет, безусловно, нарастать и местным игрокам стоит опасаться новичков в лице крупных западных компаний". Гендиректор сети "Домовой" Игорь Кукушкин полагает, что расставить все по своим местам может только время, но при этом не скрывает своего скепсиса. "Многие компании заходили в России через Москву и в своих оценках перспектив регионов опирались на столичный опыт", - говорит он. Покупательская способность жителей Северной столицы, указывает господин Кукушкин, ниже, чем у москвичей, к тому же в Петербурге довольно высок процент пожилых людей, не являющихся активными покупателями.
Наконец, стоит обратить внимание на тот факт, что многие компании объявили о своих планах по освоению петербургского рынка DIY еще несколько лет назад, однако до сих пор ничего так и не построили. Так, Obi планировала открытие своего первого магазина в Северной столице еще в 2003г. и отложила его на целых три года.
Не исключено, что и остальные игроки, хорошо изучив спрос и планы конкурентов, предпочтут либо вовсе отказаться от анонсированных намерений, либо заметно умерить свои амбиции. "Наши дальнейшие планы будут уточняться в зависимости от рыночной ситуации и успеха уже реализованных проектов", - осторожничает господин Захаров из "Строймастера". При этом опрошенные Ъ эксперты рынка недвижимости утверждают, что стагнация на рынке жилья Петербурга заставит многих продавцов стройматериалами, даже вне зависимости от плотности конкурентного окружения, пересмотреть свои планы.