"Парк-Хаус" может ухудшить экологию Тольятти
Начало работы торгового центра "Парк-Хаус" в Тольятти может вызвать очередной виток конфликта между властями и общественностью, касающегося строительства дороги через зеленую зону. После открытия торгового центра загруженность и без того переполненного Южного шоссе значительно увеличится. Тем самым актуальность создания еще одной транспортной магистрали между Старым и Новым городом возрастет. Но строительство лесной дороги может негативно отразиться на экологической обстановке в Тольятти. Споры об этом ведутся уже несколько лет, и чем закончится конфликт, неизвестно.
Торговая недвижимость Тольятти интенсивно развивается в последние годы: действуют ТЦ "Русь", "Аэрохолл". На этой неделе будет запущен ТЦ "Парк-Хаус". По мнению генерального директора компании "Индэст-девелопмент" Виктора Антипова, торговые центры подобного масштаба всегда являются магнитом для большого числа покупателей, в том числе из отдаленных районов, в особенности если торговый центр представляет "раскрученный" игрок, например, тот же "Парк-Хаус".
Появление нового торгового центра с известным якорным арендатором способно серьезно изменить предпочтения покупателей. Это накладывает отпечаток не только на ритейл как бизнес, но и на изменение транспортных потоков на близлежащих транспортных магистралях. По мнению Виктора Антипова, значительно возрастет увеличение потока транспорта после строительства торгового центра. Кроме того, ситуацию усугубит решение мэрии Тольятти превратить улицу Карла Маркса в пешеходную зону. В этом случае перегруженность Южного шоссе, которое сегодня является основным транспортным коридором между Старым и Новым городом Тольятти, и без того сильно загруженного (поток транспорта сегодня превышает 50 тысяч автомобилей в сутки), станет очевидной и глобальной проблемой для города.
Помимо Южного шоссе, Старый и Новый Тольятти связывает еще она дорога – через зеленую зону. Но проезд по ней разрешен ограниченному числу транспорта. В связи с повышенной нагрузкой на Южное шоссе возникнет очередной виток конфликта вокруг строительства третьей трассы через лесной массив Тольятти.
Проект дороги через лесную зону из Автозаводского района в Центральный (от Ленинского проспекта до ул. Баныкина) был заложен в первом генплане Тольятти еще в конце 1960-х годов. Но до 1998 года эта идея так и не была реализована. Летом 1998 года Тольяттинская городская Дума издала постановление о разработке проекта магистрали. Спустя год первый заместитель мэра Тольятти Виктор Голованов подписал постановление о предварительном согласовании и резервировании земельного участка в лесной зоне. Этот участок отводился под строительство дороги ОАО "Магистраль", с которой мэрия Тольятти подписала соответствующий договор.
Собственниками компании на тот момент являлись ОАО "МФК" (25%), бывший акционер банка "Потенциал" Анатолий Кравец (12,5%), генеральный директор ОАО "МФК" Максим Вайнштейн (12,5%), директор компании "Магус" Алексей Сидоров (25,5%), предприниматель Игорь Маркелов (25,5%). Анатолий Кравец и Максим Вайнштейн были близки к мэру Тольятти Сергею Жилкину, Алексей Сидоров известен своими налаженными отношениями с чиновниками мэрии, курирующими вопросы отвода земли.
В 2000 году состоялись первые проектные изыскания и экологические экспертизы. Городские службы, от которых зависело принятие решения (ГАИ, Санэпиднадзор, Государственный пожарный надзор, ГО и ЧС), дали свои положительные заключения на проект. Однако, по словам председателя правления тольяттинского городского отделения Российского социально-экологического союза Григория Гасича, заключения об экологической безопасности проекта были искажены. Трасса располагалась бы на территории водозабора "Соцгородской", который обеспечивает питьевой водой весь Центральный район, и альтернативы этому водозабору нет. Кроме того, лесной массив защищает не только водоносные пласты, но и выполняет функцию "легких" Тольятти. В результате специально созданная комиссия общественной экологической экспертизы заявила о недопустимости строительства дороги, и проект под давлением общественности и экологов был временно свернут – до конца 2002 года, пока новый мэр Тольятти Николай Уткин не издал распоряжение о предоставлении ОАО "Магистраль" земельного участка площадью 316,2 тыс. кв. м в аренду сроком на 11 месяцев.
Постановление Уткина попыталась отменить прокуратура Самарской области по инициативе начальника Ставропольского лесхоза Ивана Улитина и Государственного комитета по охране природных ресурсов. Но в октябре 2003 года арбитражный суд Самарской области отказал в удовлетворении этого заявления. Кассационная жалоба была удовлетворена: мэр не имел права распоряжаться землей, которая является федеральной собственностью.
Тем не менее вопрос строительства дороги через лесную зону был поднят менее чем через год. Новый генеральный план Тольятти до 2015 года, принятый 7 июня 2004 года, по словам Григория Гасича, предусматривает строительство злополучной магистрали длиной около 6 км и еще одной, тоже лесной, протяженностью 2,5 км от ул. Дзержинского до ул. 50 лет Октября. Гасич говорит, что экологи намерены продолжать борьбу за запрещение строительства и предлагают свои решения о внедрении экологически чистого транспорта. Мэрия Тольятти также намерена отстаивать свою точку зрения и внедрить в сознание общественности необходимость создания дорог. По информации "Времени", стоимость строительства может составить 10-12 млн долл.
Елена Чеченина