Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Где нам дальше жить. Строительство жилья в Тольятти
Городская недвижимость ,  
0 

Где нам дальше жить. Строительство жилья в Тольятти

Темпы ввода жилья текущего года ничем не отличаются от прошлогодних, когда по указанию губернатора Владимира Артякова был уволен заместитель мэра по строительству. Ни одна тольяттинская строительная компания не участвует в национальном проекте "Доступное жилье". В сторону застройки земли за Московским проспектом не сделано ни шагу. Требуемой по закону нормативно-правовой базы нет даже в разработке.
Где нам дальше жить. Строительство жилья в Тольятти

Сразу перейдем к сути дела: со строительством жилья в Тольятти все очень плохо. Темпы ввода жилья текущего года ничем не отличаются от прошлогодних, когда по указанию губернатора Владимира Артякова был уволен заместитель мэра по строительству. Ни одна тольяттинская строительная компания не участвует в национальном проекте "Доступное жилье". В сторону застройки земли за Московским проспектом не сделано ни шагу. Требуемой по закону нормативно-правовой базы нет даже в разработке.

Самое красивое в футболе — счет на табло. Самое красивое в строительстве — данные о вводе жилья. Генеральный план развития городских территорий подразумевает ежегодный ввод минимум 300 тысяч квадратных метров жилья. В 2006 году было введено в эксплуатацию 169,3 тысячи квадратных метров жилья вместо запланированных 363 тысяч. В 2007 было сдано 200,2 тысячи вместо 593 тысяч (в план 2007 года включили долг по 2006 году). При этом заместитель мэра по строительству Владимир Бондаренко фактически был уволен по указанию губернатора именно за низкие темпы ввода жилья.

В 2008 году нового мэра Анатолия Пушкова пощадили — ему поставили план сдать к концу года всего 276,2 тысячи квадратных метров жилья. Но уже сегодня понятно, что даже эти явно заниженные требования не будут выполнены. По данным на 1 июля введено в эксплуатацию всего 34,7 тысячи. Есть шанс, что к концу года количество введенных площадей составит 210—220 тысяч, но не больше. Ибо по оставшимся 55 тысячам квадратных метров существуют серьезные проблемы. Речь идет о шести строительных площадках, застройщиками на которых являются ООО "Электрожилстрой", ООО ПКФ "Аннавит", ЗАО "ТДСК", ООО "Полиэкспресс", ООО "Доминион" и ООО "ЛАНТ". Все они в силу разного рода обстоятельств (по большей части юридических) не успевают сдать свои объекты в 2008 году.

Результаты этих "достижений" уже не замедлили вылиться в иные показатели: на сегодняшний день обеспеченность жильем в Тольятти на одного человека составляет 18 кв. м. Для сравнения: в Московской области на одного человека приходится 26 кв.м жилья, а Санкт-Петербург к 2010 году выйдет на 31 кв.м.

Нужны еще цифры? Пожалуйста. По итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года департамент строительства показал рекордно низкий процент освоения средств — 1,1% от годового плана. Всего на капитальное строительство было предусмотрено 344,5 миллиона рублей, но потрачено было лишь 4 миллиона.

Так что "счет на табло" получается некрасивый. А дальше будет еще хуже. Если чиновники хоть чуть-чуть следят за новостями, то они могли обратить внимание на прошедшее в конце июля совещание правительства России, посвященное жилому строительству. В ходе него премьер Владимир Путин заявил, что только 18 процентов наших граждан могут сами, без государственной поддержки, решать жилищные проблемы. Поэтому надо значительно увеличить объемы жилищного строительства. В 2007 году в России было введено 61 млн кв. метров жилья. Но уже к 2012 году в России необходимо вводить 115 млн кв. метров жилья, а к 2020 году — 154 млн кв. метров. Для Тольятти это означает, что к 2012 году у нас нужно строить не менее 600 тысяч кв. метров жилья в год, а к 2020 — не менее 800 тысяч…

За счет чего, где и как мы могли бы столь заметно увеличить темпы строительства? Теоретически земля в городе есть. Есть 1200 гектаров девственной земли за Московским проспектом. Но рассуждать о перспективах ее застройки сегодня серьезно нельзя. Дело даже не в том, что еще никто ни о чем не договорился с собственниками земли (самое оптимистичное официальное сообщение на этот счет — "идет процесс переговоров"). Вопрос упирается в набившие оскомину очистные сооружения, без их наличия даже колышек за Московским проспектом вбивать нельзя. Вазовские очистные сооружения уже много лет работают с перегрузкой и ставшими ежегодными авариями. Меж тем, по сей день нет ясности, где будут находиться новые очистные: то ли это будет апгрейд вазовских очистных, то ли апгрейд мощностей Тольяттикаучука, то ли будут построены муниципальные очистные сооружения. Острейший вопрос не решен.

Ну хорошо, оставим пока земли за Московским в покое. Есть "Треугольник". Есть "Прибрежный парк", есть микрорайон "Северный". Тут главный вопрос — деньги. Долевым строительством такие объемы не потянуть, следовательно, нужны инвестиции, частные или государственные.

И вот тут начинается самое интересное. Теоретически, частные инвесторы есть. Но, приехав в Тольятти, они с удивлением обнаруживают, что у нашего города нет инвестиционного паспорта: нет внятных планов территориального развития, детальных проектов планировки, инвестиционной программы развития инженерных сетей и многого другого. Малопривлекательна и местная деловая атмосфера: чтобы получить разрешение на строительство, надо либо нести взятку в мэрию (да-да, все еще надо!), либо несколько лет судиться с мэрией же. Плюнув и перекрестившись, инвесторы едут в другие города, где все правовые вопросы урегулированы.

С другой стороны, деньги сегодня есть у государства. Государство осознает важность жилого строительства и, как заявил на том же совещании премьер Путин, "готово предоставлять регионам единую федеральную субсидию на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, поскольку это самый острый вопрос при решении проблемы в целом". Но при одном условии: деньги дадут только тем, кто "выполнит установленные требования". А они все те же: инвестиционный паспорт, комплект местных нормативно-правовых актов. Полный их перечень разослан по всем городам. И почему в Тольятти их никто не разрабатывает — нам лично непонятно. Хотя предположение есть, о нем чуть ниже.

Завершая же тему госсубсидий на строительство, следует обратить внимание на один характерный момент: ни одна тольяттинская строительная компания не участвует в реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье". Ни одна! А разве плохо, когда государство субсидирует строительной компании выплату процентных ставок по кредитам? Когда оно обеспечивает строителя госгарантией перед банком? Когда оно просто дает строительной компании деньги, прямо в руки?

Конечно, это хорошо. Но тольяттинским компаниям никто ничего не даст. И все по той же причине: муниципалитет не разработал необходимый пакет нормативно-правовых актов.

А почему? А потому что строительная отрасль — коррумпирована. Основой коррупции является административный метод регулирования отрасли: выделение земли, выдача разрешения на строительство, определение технических условий и объема обременений. При административном методы регулирования все эти вопросы чиновник решает единолично, на свое усмотрение. И с этого живет (или не живет, или сидит — смотря на кого нарвется).

А правовое регулирование тем и отличается от административного, что чиновника можно ни о чем не спрашивать. Где и что можно строить — определяет не чиновник, а проект планировки территории. Когда можно строить — определяет не чиновник, а генплан развития. Кто может строить — определяет не чиновник, а открытый аукцион. И никакого разрешения на строительство, соответствующий отдел в департаменте можно будет сократить в полном составе.

Удивительно ли, что чиновники даже и не собираются разрабатывать убийственные для себя нормативно-правовые акты? Меж тем, только при таких условиях в городское строительство пойдут инвестиции и государственные субсидии. И Анатолий Пушков сможет отрапортовать о высоких темпах строительства жилья в Тольятти.

Тут ведь вот какой еще момент. К 1 сентября 2008 года правительство грозится разработать критерии оценки деятельности глав муниципальных образований. Оценка будет складываться из тридцати пунктов. В числе которых есть и состояние городских автодорог, и общая площадь жилья в пересчете на одного жителя, и даже площадь земли, предоставляемой под строительство. Оцениваться будет и "средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство". И уже до 1 мая 2009 года наш мэр должен будет отчитаться по всем тридцати пунктам. А дальше последуют оргвыводы.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минфин предложил ограничить строительство в местах подтоплений Жилье, 24 апр, 18:44
В Москве построят кластер с аквапарком и отелем по льготной программе Город, 24 апр, 18:17
Аналитики оценили рост цен на новостройки в Сочи в 2024 году Жилье, 24 апр, 15:47
Россияне стали чаще оформлять брачные договоры и делить имущество Жилье, 24 апр, 14:06
Как оспорить или отменить дарственную на квартиру или дом Жилье, 24 апр, 12:17
Что такое новостройки бизнес-лайт — Леонид Вавилкин, Plus Development Город, 24 апр, 12:09
Ипотеку под 2% расширили на вторичку в новых регионах Деньги, 24 апр, 11:54
Названы районы Москвы с наибольшим снижением цен на жилье за год Жилье, 24 апр, 10:23
4 прорывных решения: как новые технологии помогают продавать квартиры Жилье, 24 апр, 09:43
Росреестр зафиксировал новый рекорд по доле сделок с эскроу в Москве Жилье, 24 апр, 09:23
Названы города, где для ипотеки нужно получать две-три средних зарплаты Деньги, 23 апр, 17:46
В Минстрое оценили ввод жилья в России в марте Жилье, 23 апр, 17:27
Эксперты выяснили, чем отличаются желаемые квартиры от приобретаемых Жилье, 23 апр, 17:03
Мишустин заявил о продлении выплат многодетным на погашение ипотеки Деньги, 23 апр, 16:22
Главное Лента