Андрей Дасковский: Российский рынок пластиковых окон ощутил на себе давление кризиса позднее, чем Европа и США
В 2009 году скорее всего будет не просто существенное замедление роста рынка пластиковых окон. Впервые за последние годы рынок может сократиться. Однако у кризиса есть и положительные моменты. В оконной отрасли, несомненно, начнутся процессы, которые в среднесрочной перспективе будут способствовать ее оздоровлению.
Об этом в специальном интервью М2 рассказал генеральный директор компании «профайн РУС» Андрей Дасковский.
- Г-н Дасковский, как в целом развивалась индустрия пластиковых окон в России в 2008 году? Каков был спрос на окна и двери в 2008 году в России? Какие тенденции наблюдались?
- Если говорить о развитии российской индустрии пластиковых окон в 2008 году, то необходимо разделять периоды до кризиса и после него. В целом, конечно, рынок рос. Однако если первые полгода рост составлял 30%, по данным независимого отраслевого маркетингового центра «О.К.Н.А. Маркетинг», то во второй половине 2008 года под влиянием экономического кризиса он снизился до 10-12%. До кризиса российский рынок пластиковых окон развивался весьма динамично в отличие от европейского, колебавшегося в последние годы на уровне 1-2% роста в год.
Если говорить об объемах рынка, в 2008 году в России было продано 45 млн кв. м пластиковых окон и 540 тыс. т ПВХ-профиля (данные независимого отраслевого маркетингового центра «О.К.Н.А. Маркетинг», ноябрь 2008 года). Основной спрос при этом был в секторе B2C. Нужно отметить, что это отражает общую тенденцию рынка: «оконный парк» в России в большинстве домохозяйств устарел и морально, и с технической точки зрения, и потребители проявляли высокую заинтересованность в его обновлении. Потребители готовы были платить за улучшение условий жизни. Соответственно, основной доход был получен компаниями в данном секторе.
К другим тенденциям рынка пластиковых окон следует отнести быстрое развитие премиального сегмента, в котором представлены более дорогие и качественные системы. Сегодня они пользуются большим спросом как у корпоративных клиентов, так и у частных заказчиков.
Кроме того, в последнее время на всех уровнях значительно повысилась роль сервиса (сервисная поддержка дилеров, переработчиков, конечных потребителей). Все большее развитие получает комплексный подход к созданию и продвижению пластиковых окон. Российский рынок в целом стал более зрелым.
- Коснулся ли кризис рынка пластиковых окон в России? Когда это произошло, в чем выражалось? Изменились ли качественные и количественные показатели продаж? Что происходит со спросом? Уменьшилось ли предложение?
- Россия существует не в вакуумном пространстве, и избежать столкновения с кризисом ей, конечно бы, не удалось. Однако российский рынок пластиковых окон ощутил на себе давление кризиса позднее, чем Европа и США, поскольку, как я уже говорил, у него была высокая динамика развития. Первые признаки кризиса обнаружились в середине лета 2008 года: в секторе корпоративного строительства появились тенденции к замедлению роста. Осенью же началось снижение роста и в сегменте так называемых конечных пользователей.
Кризис ударил как по строительным компаниям, так и по частникам. У первых существенно сократились средства для инвестирования, и это сразу негативно отразилось на секторе массового и корпоративного строительства. Вторые из-за нестабильности в отношении работы, сокращения зарплат и т. п. заняли выжидательную позицию и отложили замену окон на неопределенное время. К тому же изменилась и кредитная политика банков: частник лишился доступа к дешевым кредитам. Снижение спроса, в свою очередь, привело к замораживанию планов производителей пластиковых окон по развитию производства. Многие вынуждены сокращать количество смен, концентрировать производство только в стабильных регионах, а также изыскивать новые пути для оптимизации бизнес-процессов.
Ситуация на строительном рынке сразу становится понятной, если посмотреть на официальные данные. Так, в планах правительства РФ в 2008 году предполагался ввод около 72 млн кв. м жилья. Однако, по результатам года, реально было введено только около 60 млн. Правительство рассчитывает, что в 2009 году будет сдано не меньше квадратных метров жилья, чем в предыдущем. Но при этом у нас пока нет адекватной государственной системы финансовой поддержки строительных компаний.
- Каким, по-вашему, будет 2009 год для индустрии пластиковых окон? Как будет происходить «естественный отбор» предприятий, изготовляющих окна, и будет ли он вообще?
- В 2009 году скорее всего будет не просто существенное замедление роста рынка пластиковых окон. Впервые за последние годы рынок может сократиться. Если и будет какой-то рост, то только за счет новых крупных клиентов или открытия новых филиалов в новых регионах. Однако данное развитие нельзя считать органичным. В лучшем случае ведущие игроки рынка смогут повторить результаты 2008 года.
Однако у кризиса есть и положительные моменты. В оконной отрасли, несомненно, начнутся процессы, которые в среднесрочной перспективе будут способствовать ее оздоровлению. Во-первых, компании будут консолидироваться и укрупняться, что положительным образом скажется на качестве продукции и услуг. Во-вторых, с рынка уйдут непрофессиональные компании-«однодневки», использующие примитивное оборудование и технологии. Они просто не выдержат конкуренции. В-третьих, скорее всего повысятся барьеры вхождения в отрасль, что будет хорошим препятствием для проникновения на рынок случайных игроков.
В условиях кризиса ведущие игроки должны более серьезно решать вопросы планирования, более тщательно изучать рынок, конкурентов и потребности своих клиентов. Кризис - хороший повод для сокращения общего уровня постоянных издержек. Наши партнеры при грамотном подходе смогут существенно оптимизировать норму прибыли в своих компаниях. И когда на рынке вновь начнется подъем, у них будут дополнительные конкурентные преимущества.
- Перспективы рынка в более долгосрочном плане...
- Строить прогнозы о масштабе кризиса и его последствий для российского рынка пластиковых окон сейчас достаточно сложно: пока не ясно, достигли ли мы его дна. Что же касается спроса, то потенциально он очень высокий. По данным экспертов, в России еще свыше 70% домохозяйств используют устаревшие окна, установленные еще в советские времена. Поэтому рано или поздно на рынке неизбежно начнется рост. Правда, когда это случится, полностью зависит от стабилизации экономической ситуации в целом. И это уже будет гораздо более здоровый рынок.
- Возможно ли снижение стоимости производства (если такое возможно, какова себестоимость производства одной оконной конструкции?) и установки пластиковых окон?
- На этот вопрос я могу ответить на примере нашей компании. ЗАО «профайн РУС» постоянно работает над снижением издержек. И нужно отметить, что на сегодняшний день наши показатели близки к оптимальным. Однако мы понимаем, что это не предел, и продолжаем активно двигаться в данном направлении. Так, ежегодно у нас внедряются в производство от восьми до десяти рацпредложений.
В 2008 году цены на сырье для производства ПВХ-профиля росли, соответственно, стоимость его производства не снижалась. А вот в 2009 году мы видим обратную ситуацию: стоимость ПВХ снижается, и через некоторое время, возможно, это отразится на цене окон. Однако в итоговой цене пластикового окна большая доля принадлежит стоимости монтажных работ, которую полностью определяют компании - поставщики готовых окон. Насколько нам известно, они тоже работают в направлении ее снижения.
- Существуют ли какие-либо новейшие технологии производства пластиковых окон?
- Все основные компании - производители ПВХ-профиля используют сегодня приблизительно одни и те же технологии. И в ближайшем будущем каких-либо революционных прорывов в этой области не предвидится. Но существуют различия в подходах к производству. Наша компания на сегодняшний день является единственным производителем ПВХ-профиля, исключившим из рецептуры свинец, как этого требует решение Комиссии Европейского союза по охране окружающей среды. И если официально свинец полностью должен быть выведен производителями из рецептуры к 2015 году, то мы это требование выполнили уже сегодня.
Одной из технологических новинок рынка является уникальная энергосберегающая система GlassWin. Она основана на идее структурного остекления, которая обычно применяется при строительстве зданий с полностью застекленными фасадами. Раньше полностью застеклить фасад можно было, только используя металлические или алюминиевые конструкции. Теперь же эта задача решается с помощью ПВХ-системы GlassWin. Благодаря особой конструкции стеклопакет перекрывает профиль створки, так что снаружи можно видеть только стекло и профиль коробки. Система GlassWin в эстетическом и экономическом отношении превосходит алюминиевые системы.
В целом, конечно, индустрия ПВХ-окон эволюционирует. Например, улучшается качество покрытия, стойкость цвета профиля, создаются многокамерные профили, системы с увеличенной шириной рамы. Важнейшим конкурентным преимуществом сегодня является наличие оригинальных дизайнерских решений. Так, мы разработали округлый штапик, придающий окну плавные формы. Профили с декоративной пленкой или цветными алюминиевыми накладками - хорошая возможность для создания собственного стиля в архитектуре и интерьере.
Беседовал Игнат Бушухин