Ремонт офиса «по уму»
Сегодня все больше компаний привлекают внешних управляющих для реализации непрофильных проектов. Это касается и такого, на первый взгляд, несложного мероприятия, как ремонт офиса. Возникает логичный вопрос: почему?
«Возьмем для примера реконструкцию офиса FMCG-компании. Ремонт, модернизация и переезд - это сложно для тех, кто никогда подобными проектами не занимался, тем более что строительство не является для некоторых профильным видом деятельности, - рассказывает Вероника Семина, менеджер проектов компании PM Expert, специализирующейся на профессиональном управлении проектами. - Велика вероятность риска увеличения бюджета и срыва сроков реализации проекта. Управление ремонтом неизбежно отвлечет специалистов компании, включая менеджеров высшего звена! А это может отрицательно сказаться на основном бизнесе».
Проще, быстрее и экономически выгоднее заключить договор с управляющей компанией, которая реализует проект эффективно и без негативных последствий для заказчика. Действительно, ремонтом должны заниматься те, кто в этом лучше разбирается...
Привлекая на аутсорсинг специалистов из управляющей компании, заказчик нанимает на работу «коллективный разум», поскольку они в обязательном порядке обмениваются опытом и постоянно повышают свою квалификацию. Им доступна корпоративная база данных по управлению проектами. А это набор типовых процедур и фрагментов ранее реализованных проектов, шаблоны документов, информация о подрядчиках и поставщиках, условиях поставок, качестве работ и материалов и т.д. Уже на начальном этапе профессионалы проектного управления способны оценить сроки и бюджет, а на этапе реализации - эффективно управлять подрядчиками и поставщиками.
Ремонт, как известно, может включать работы различной степени сложности: от косметической отделки до полной перепланировки и реконструкции. Поэтому прежде всего необходимо определить, в каком состоянии находится офис и какого ремонта он требует. Дальше забот еще больше.
«Обычно сразу трудно представить, как отдельные идеи, подбор цвета, материалов и мебели будут смотреться в конечном виде, - честно предупреждает Вероника Семина. - Эту заботу берет на себя управляющая компания, она становится связующим звеном между заказчиком (владельцем или арендатором) и архитектурным бюро. Сначала аккумулирует требования заказчика, а затем согласовывает с ним разработанный архитектором дизайн-проект».
Планировку офиса необходимо продумать, основываясь на потребностях и назначении помещений. При частом общении сотрудников между собой и для оптимизации используемой площади оставляют открытое пространство (open space), выделяют переговорные (meeting rooms) и места для общения сотрудников (meeting points). Если работники принимают в офисе клиентов, то необходимо выделить больше пространства для проведения переговоров и установить дополнительные кресла у рабочих мест. Также при перепланировке необходимо учитывать потребности разных отделов компании.
Можно, конечно, все самим и подешевле. Однако учтите, что стоимость переделки иногда многократно превышает первоначальную стоимость, а сроки переделок превышают заявленные сроки выполнения работ.
Не так все просто и с подбором строительных организаций, считают специалисты. «Здесь управляющая компания также является связующим звеном между заказчиком и подрядчиками», - говорит Вероника Семина.
Специалисты управляющей компании квалифицированно проведут тендеры и экспертизу дизайн-проекта и обратят внимание заказчика на последствия выбора тех или иных отделочных материалов. Например, выбранный тип ковролина может оказаться слишком дорогим в эксплуатации, плитка - скользкой, а потолок - не подходящим в силу особенностей здания...
Управляющая компания совместно с заказчиком определит порядок, форму и вид оплаты, оптимальные условия договоров на проектирование и строительство. И даже застрахует строительно-монтажные работы для гарантии.
Также интересно заметить, что если проект реализуется с участием компаний из разных стран (например, заказчиком является европейская компания, владельцем здания - компания со штаб-квартирой в Азии, а подрядчиком - российская компания), то желательно, чтобы все стороны владели общепризнанной международной методологией управления проектами, понятной всем участникам проекта.
Теперь о сроках. Не выполненный вовремя ремонт может обернуться для заказчика большими убытками, так как упущенное время могло быть использовано компанией с целью получения прибыли. И еще немаловажный аргумент: если заказчик не может прерывать свою деятельность на время ремонта, то возможна переделка офиса в несколько этапов во время выходных или в другие, заранее оговоренные дни. В таком случае управляющий проектом составит оптимальный график ремонта и согласует его с заказчиком, проведет оптимизацию графиков разных подрядчиков и увяжет их между собой.
В конце концов, заказчику решать: самому делать ремонт офиса или, как говорят в России, «по уму». Если денег много, то делайте, конечно, сами.