Лента новостей
Все новости Недвижимость
Почему капитализация Tron упала на $40 млн за час 10:14, Крипто СМИ оценили число потенциально невыездных россиян-должников 10:10, Общество Время пошло: как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов 10:06, PRO Маркеры потепления: как сбываются предсказания климатологов 10:00, Мнение Драка Войнова, сейв Челиоса и буллит Пяярви. Лучшие моменты КХЛ 10:00, Спорт 20-летний фермер: «Я променял Мерседес на Газель» 09:58, РБК Стиль и YE’S apartaments Железный дровосек: превратит ли человек умных роботов в своих рабов 09:58, Индустрия 4.0  Пожарные ликвидировали открытое горение на крейсере «Адмирал Кузнецов» 09:50, Общество Джонсон переизбрался в парламент 09:38, Политика Кризис как подарок: увеличить выручку в 3 раза на падающем рынке игрушек 09:29, РБК и Открытие Три человека погибли при пожаре в частном доме в Подмосковье 09:29, Общество Русский «Prado»: агрегаты, оснащение и дата премьеры 09:27, Авто Нестареющая классика: как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» 09:12, PRO В результате аварии с участием грузовика на МКАД погиб человек 09:10, Общество Россия показала худший результат в таблице коэффициентов УЕФА за 17 лет 09:07, Спорт Курс рубля, Oracle, Adobe: за какими котировками следить сегодня 09:02, Quote Вредные советы для вашего бизнеса 08:59, РБК и УРАЛСИБ Суд оштрафовал отца предполагаемого виновника ДТП в Нижнем Новгороде 08:56, Общество ЦБ отозвал лицензии у двух банков 08:53, Финансы В России рекордно упала стоимость самого дорогого iPhone 08:45, Бизнес Мексика одобрила поправки к торговому соглашению с США и Канадой 08:34, Экономика Путин присвоил врио главы Иркутской области звание генерал-полковника 08:33, Общество Сериальный убийца или прожигатель фейерверков: кто вы на Новый год. Тест 08:30, РБК и Huawei 10 идей подарков для домашнего уюта 08:28, Недвижимость Минкомсвязь предложила ввести госконтроль в СП операторов по 5G 08:20, Технологии и медиа Главные принципы удачного общения с бизнесменами из Китая 08:15, РБК и Открытие На Украине заявили о готовности к компромиссам при обмене заключенными 08:08, Политика Роскачество дало советы по выбору гирлянд на Новый год 08:00, Общество
Черноморская недвижимость в России не ориентирована на яхтсменов
Материалы по теме Как Москву будут превращать в город яхт Сколько стоят дома в поселках для яхтсменов в Подмосковье "БЕСТ-Новострой" и "РБК-Недвижимость" проведут парусную регату в Каннах
0
Черноморская недвижимость в России не ориентирована на яхтсменов
Покупатели недвижимости, интересующиеся яхтенным спортом, составляют менее 5% от общего спроса на российскую курортную недвижимость
Фото: Depositphotos/Subbotina

Яхтенный туризм на Черноморском побережье России тормозят отсутствие достаточного количества марин, высокие цены на стоянки и сложный пограничный режим. В результате местная инфраструктура теряет богатых потенциальных покупателей-яхтсменов, которые могли бы тратить свои деньги на российском курорте, а любители предпочитают экономные варианты отдыха и содержания своих яхт, рассказали эксперты "РБК-Недвижимости".

Упущенная выгода

Наличие профессиональных яхт-клубов в современных жилых комплексах - интересный момент, но даже в таком небольшом курортном городе, как Геленджик, доля покупателей, интересующихся яхтенным спортом, настолько мала, что составляет менее 5% от общего покупательского спроса на недвижимость, рассказывает коммерческий директор ФСК "Лидер" Григорий Алтухов.

"Во многом поэтому наша компания, к примеру, и не ориентирует свои жилые комплексы на такую узкую аудиторию. Если яхтенный спорт в Геленджике (где компания строит свои объекты. – Прим. ред.) станет более популярным и число спортсменов увеличится, то их можно будет рассматривать как перспективную целевую аудиторию", – поясняет он.

Но дело не только в том, что в России яхтсмены составляют небольшой круг потенциальных покупателей. Причина, по которой российские туристы предпочитают проводить свои яхтенные каникулы не на отечественном побережье, а на курортах Франции, Хорватии, Турции и Испании, кроется в том, что в настоящее время яхтенная инфраструктура ни одного из регионов России не соответствует международным стандартам, считает генеральный директор яхтенного агентства ООО "Белингер" Софья Саркисян.

Морской порт в Сочи

Между тем, по оценке аналитиков консалтинговой компании GVA Sawyer, недвижимость в комплексах, расположенных на территории марин, стоит выше, чем в аналогичных комплексах, расположенных в других местах, на 15–35%. Увеличение количества яхт ежегодно формирует неудовлетворенный спрос со стороны яхтсменов на существующие марины.

На сегодняшний день инфраструктура марин Черноморского побережья не развита
"На сегодняшний день основную прибыль яхт-клубы в Европе получают от рекреационной составляющей (баров, ресторанов, гостиниц, саун, проката и т. п.). В среднем она приносит 60% от прибыли, 30–40 % прибыли дает сдача в аренду стояночных мест для яхт и катеров", – уточняют эксперты.

По словам Софьи Саркисян, в Европе располагается около 1,5 млн якорных стоянок для яхт. Во Франции с населением 55 млн человек парусным спортом и яхтенным туризмом активно занимаются более 3 млн человек, используя для этих целей 120 специально оборудованных яхтенных гаваней и яхтенных марин. В Турции яхтенный туризм приносит 25% прибыли от туризма; только в акватории Восточного Средиземноморья годовой яхтенный транзит составляет в среднем 2 млн судов, что в денежном эквиваленте составляет порядка 12 млрд евро.

Как отмечает директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта Алексей Жиров, в Москве уже возникло понимание, что мероприятия, связанные с регатами, – это бизнес. Но, по его мнению, чтобы бизнес, который строится вокруг яхтенного спорта, развивался, необходимы реальные решения на федеральном уровне. "Сейчас с яхтенным спортом в России происходит примерно то же, что и с внутренним туризмом", – говорит он.

Раз, два и обчелся

На сегодняшний день инфраструктура марин Черноморского побережья не развита. По данным GVA Sawyer, общая вместимость яхт-клубов и частных эллингов на территории Черноморского побережья РФ превышает 1,3 тыс. мест. При этом Черноморское побережье считается главным курортным направлением страны, а его протяженность вдоль береговой линии составляет 145 километров.

Сочи

Как заметил заместитель директора стратегического консалтинга компании JLL Михаил Якубов, важна не сама марина, а ее соседство. "Недалеко от нее, не более чем в сутках пути, должна располагаться другая марина, сопоставимая по классу. Сейчас в непосредственной близости от Сочи на Черноморском побережье марины есть в Новороссийске и Анапе – фактически яхтам ходить некуда, и это большая проблема", – поясняет он.

В Краснодарском крае в будущем могут действовать от 14 до 25 объектов базирования и обслуживания маломерных судов
По словам управляющего директора НП "Сочинский морской клуб" Алексея Николаева, на Черноморском побережье России активно действуют яхт-клубы с оборудованными стоянками, из которых можно отметить "Русское море", "Семь футов", порт "Алексино" в Новороссийске. Другие гавани имеют большие ограничения, например, по глубине, наличию мест и необходимого сервиса.

В морском порту города Сочи построена современная "Сочи Гранд Марина", способная обеспечить высокий уровень сервиса, на уровне международных стандартов, и вместить большое количество судов – до 300.

Как отмечает Софья Саркисян, на сегодняшний день самая большая стоянка на Черном море – это яхт-клуб Новороссийского морского пароходства (ОАО "Новошип"), открытый в 1966 году. В нем созданы все необходимые условия. Однако у самого большого черноморского клуба есть проблемы. Во-первых, нехватка мест для всех желающих. Во-вторых, недостаточные глубины: яхты с осадкой более 2 метров с трудом подходят под кран.

По экспертным оценкам, в Краснодарском крае в будущем могут действовать от 14 до 25 объектов базирования и обслуживания маломерных судов, способных обеспечить стоянкой порядка 10 тыс. яхт и катеров на морской береговой линии. Количество судов, размещаемых в навигационный период, может быть увеличено за счет использования акваторий, находящихся в региональной и федеральной собственности.

Тем не менее на сегодняшний день на российском побережье Черного моря нет ни одной действующей марины, а имеющиеся бывшие яхт-клубы в основном рассчитаны на небольшое количество яхт – до 100, причем большая часть мест для швартовки рассчитана на спортивные модели, которые не являются круизными вариантами и пригодны не для отдыха, а только для спорта, говорит гендиректор яхтенного агентства ООО "Белингер".

Работа на перспективу

Одним из немногих исключений стал порт "Имеритинкий". В июле 2013 года он принимал флот международного яхтенного фестиваля "Черное море".

После Олимпийских игр в порту будет создана яхтенная марина международного уровня, которая сможет предложить владельцам судов полную современную инфраструктуру для стоянки, хранения и обслуживания судов. К работам по перепрофилированию порта планируется приступить в конце 2014 года – начале 2015 года.

На сегодняшний день работы по формированию проекта перепрофилирования порта находятся в стадии завершения. Планируется инвестировать от 50 млн до 100 млн долл. в зависимости от проекта. "Яхтенная марина – это часть курортного района "Имеретинский". Также здесь реализуется ряд объектов жилой и коммерческой недвижимости", – рассказывает заместитель генерального директора группы "Базовый Элемент" Андрей Елинсон.

Что мешает развивать яхтенный отдых в России?

Черноморское побережье России имеет большой потенциал для развития яхтинга и связанной с ним туристской индустрии.
Директор НП "Сочинский морской клуб" уверен, что синергия усилий государства и частных инвесторов при должной ей реализации позволит в короткое время обустроить Черноморское побережье, создать почву для развития яхтенного бизнеса и рынка услуг.

Однако до прошлого года в России были тяжелые правила таможни и пограничного контроля, в соответствии с которыми иностранные суда могут заходить в акваторию и передвигаться в наших водах. В 2013 году этот режим немного ослабили, но он по-прежнему гораздо более строгий, чем правила, к примеру, Средиземноморья, указывает Михаил Якубов.

Кроме того, по словам аналитиков GVA Sawyer, на Черноморском побережье не везде можно построить марину. Во-первых, Черноморское побережье Краснодарского края – это сплошные скалы с очень узкой прибрежной полоской. Естественных бухт чрезвычайно мало. Во-вторых, у подходного фарватера должна быть достаточная глубина, чтобы позволить находиться в марине крупным судам. Наконец, акватория марины должна быть достаточных размеров не только для стоянки судов, но также для их маневров при подходе и отходе от стояночного места.

Ближайшие соседи

На Украине ситуация с маринами такая же, как и в России: это не марины, а бывшие яхт-клубы, которые приватизированы, их пытаются коммерциализировать, но не больше, говорит Софья Саркисян. "На Украине пытались принять программу развития парусного спорта, но пока ничего не сделали, дальше законопроектов дело не продвинулось", – добавляет она.

Что касается Болгарии, то там всего несколько марин, неблагоприятные для яхтинга береговая линия и линия дна. Количество яхт также минимальное; система аренды так называемого чартера яхт отсутствует.

Вся яхтенная инфраструктура Турции сосредоточена на Средиземноморском побережье. В настоящее время там порядка 30–40 марин и стоянок. Помимо этого, яхтенная инфраструктура является одной из приоритетных отраслей, в развитии которых государство принимает активное участие. В Турции реализуется программа развития яхтенной инфраструктуры, что говорит о высокой важности этого направления для государства.

К сожалению, в отличие от Турции в России отдельные государственные структуры и региональные власти хоть и пытаются разработать системный подход к созданию единой яхтенной инфраструктуры, тем не менее все заканчивается отдельными инициативами в рамках корректировки законодательства или одобрением общего плана развития яхтенной инфраструктуры.

Напомнимаем, что в середине марта, в дни проведения юбилейной 25-й Международной инвестиционной выставки недвижимости MIPIM в Каннах, состоится парусная регата - самое яркое событие весеннего сезона на Лазурном Берегу. Организаторами мероприятия выступают компания "БЕСТ-Новострой" и "РБК-Недвижимость". Подробнее - см. "Читайте также".

Елена Лыкова