Почему в Екатеринбурге строят так много небоскребов
[FL]- Е[/FL]катеринбург сегодня обладает более чем 40 зданиями выше 25 этажей. Из них четыре здания выше 100 метров и два здания выше 200 метров, - начинает интервью, не дождавшись и первого вопроса, исполнительный директор НП СРО "Гильдия строителей Урала" Вячеслав Трапезников. - В других городах, за исключением Москвы, такого нет. Нет ни 45-этажных зданий, ни жилых домов выше 100 метров. Екатеринбург в этом отношении обладает уникальной компетенцией.
- Эти 40 небоскребов в Екатеринбурге - жилые дома или бизнес-центры?
- Большинство небоскребов - 80% - жилые. В отличие от Москвы, массовый спрос на офисы на Урале закончился в 2008 году. И нельзя сказать, что он восстановился.
Я сам 10 лет назад строил одну из первых 25-этажек в нашем городе (Вячеслав Трапезников возглавлял строительную компанию "Астон-Групп". - Прим. РБК). И я прекрасно помню, сколько было сомнений и страха у проектировщиков и строителей. Этот первый проект получился неэффективным и неправильным. На нем не удалось заработать, зато удалось грандиозно потерять.
Тогда, 10 лет назад, как оказалось, мы просто не умели "готовить кошек", как в том анекдоте. Поэтому, когда строили вторую 25-этажку, все делали по-другому. Оказалось, что она может быть комфортной, правильно "посаженной", позволяет заработать. А сегодня уже можно зарабатывать и на зданиях "100+" - это 32 этажа и выше. Это остается недоступным многим российским регионам, кроме Москвы. Екатеринбург уже готов к тому, чтобы строить небоскребы более 200 метров высотой.
Первым таким объектом в Екатеринбурге стал "Высоцкий". Не все знают, насколько это сложный объект. Кстати, проектировался и строился он свердловчанами. Его архитектор - Владимир Юрьевич Грачев - один из ведущих российских специалистов. Кроме того, на "Высоцком" "выросло" несколько строительных компаний. Сегодня они строят по всей стране уникальные объекты - космодромы, атомные станции, взлетные полосы. Следующим высотным объектом будет "Башня Исеть". Она свергнет "Высоцкого" с позиции самого северного небоскреба. С учетом этих зданий Екатеринбург на десятилетия вперед обгоняет все российские города-миллионники.
- Вышеупомянутых 40 высоток достаточно для Екатеринбурга?
- Конечно, нет. Если градостроительная ситуация позволяет, то екатеринбургский застройщик "посадит" 25-этажку или даже более высокое здание. Могу уверить, что сегодня в стадии строительства находятся десятки объектов категории "25+". В основном это жилые здания. Екатеринбург еще в 2006-2007 годах достиг исторического рекорда по вводу недвижимости. Мы стали вводить по 2 млн кв. м ежегодно. Из них 1 млн кв. м - нежилые помещения. Еще никто из российских городов-миллионников не приближался к такой цифре.
- Как относятся к небоскребам местные власти? В Москве и Подмосковье есть ограничения по высотности. Новый архитектурный облик Московской области, к примеру, предполагает, что жилые дома должны быть не выше девяти этажей.
- Екатеринбург - самый компактный город-миллионник в стране. Объективно у нас резервы свободных земель под застройку были исчерпаны еще два года назад, когда закончились земельные аукционы. Рыночная цена 1 га под жилую застройку до кризиса доходила до 60 млн руб., после - до 100 млн руб. и выше. Резерв неразграниченных земель практически исчерпан. Все что осталось - это развитие застроенных территорий. А это дело богатых компаний. У нас были прецеденты: участок продали за 180 млн руб., доходило и до 300 млн руб. за 2 га.
- Власти как-то стимулируют высотное строительство?
- Застройщику, чтобы отбивать стоимость дорогой земли, выгодно строить небоскребы. Правда, их еще надо уметь строить. Гавриловский (Андрей Гавриловский, девелопер, владелец бизнес-центра "Высоцкий". - Прим. РБК), к примеру, не заработал на "Высоцком" - он сам об этом говорил во многих интервью. А начал он его строить таким высоким просто потому, что земля обошлась в огромные деньги.
Конечно, мы хотим строить трехэтажные дома европейского типа. Но мегаполис не может так жить. Он не может бесконечно расширяться. Соответственно, уменьшая пространство за счет высотности, мы экономику городского хозяйства серьезно лечим. Для небоскреба не нужно столько коммунальных сетей, столько благоустраивать территории. Ситуация с высотным строительством в Екатеринбурге обусловлена экономикой и сознательной политикой властей. Строительство "Высоцкого" было консолидированным решением Чернецкого (Аркадий Чернецкий, глава Екатеринбурга в 1992–2010 годах. - Прим. РБК) и Росселя (Эдуард Россель, губернатор Свердловской области в 1993–2009 годах. - Прим. РБК). Оно далось непросто, но было вполне сознательным. И оно поменяло градостроительную ситуацию в корне. Сейчас властями одобрено еще одно здание на улице Воеводина в 50 этажей. У Екатеринбурга есть все, чтобы быть высотным городом.
- А как покупатели относятся к такому предложению?
- 10 лет назад говорили, что 25-этажка - это муравейник. Сегодня это вообще не обсуждается, а люди спокойно заезжают в 100-метровые дома и готовы платить по 100 тыс. руб. за "квадрат". Я глубоко убежден, что и с 200-метровыми домами будет аналогичная ситуация. Это как с апартаментами. В Москве их уже строится 30% от общего объема предложения. У нас пока 7%. Но екатеринбуржцы уже это распробовали и готовы покупать апартаменты в небоскребах.
О "Екатеринбург-Сити"
- Вы упомянули "Башню Исеть", строящуюся на территории "Екатеринбург-Сити", который изначально задумывался грандиозным высотным деловым районом. Что стало с этим проектом?
- Я очень надеюсь, что "Екатеринбург-Сити" не повторит столичных ошибок. До сих пор не похоронен проект "Стражи Урала", хотя я не вижу под ним финансового ресурса. Но то, что "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК) продолжит осваивать "Екатеринбург-Сити", - это я знаю из первых рук. У них есть план, и они его выполняют. "Екатеринбург-Сити" - это будет высотный квартал с центральным бульваром, торговлей, развитой апартаментной функцией, это будет полноценный "сити". Но пока нет проектов по следующим - после "Исети" - башням.
- Во-первых, у "Екатеринбург-Сити" есть единый сильный оператор - УГМК, который не начнет нарезать эту площадку. Во-вторых, мы идем по следам "Москвы-Сити", а это намного легче. "Москва-Сити" - это проект, в котором победила жадность. Представьте, что вы московский девелопер, построили башню возле парка, вложив в нее миллиард. Ваш друг тоже вложил миллиард и тоже построил башню. И вам говорят, что все будет красиво, что люди будут покупать у вас апартаменты, гулять в парке. После этого какой-то чиновник берет и продает этот парк. А вместе с ним еще и тротуары, комфортные проезды. Вот это и есть градостроительное преступление. Мы сможем эти ошибки не повторять.
- А с точки зрения транспорта, транспортных потоков?
- У Екатеринбурга нет даже доли тех ресурсов на транспортное обеспечение, которые есть в Москве. Соответственно, чудес не будет. Что нам дадут к ЧМ-2018, то и будет. Хорошее решение проблемы - это подземные парковки. За них мэрия бьется нещадно.
Об экспансии екатеринбургских строителей
- Осенью прошлого года в мэрию позвонил чиновник из Челябинска, - рассказывает Вячеслав Трапезников. - Он спросил, нет ли в Екатеринбурге застройщика, способного построить здание в 25 этажей. Мы посмеялись и поняли, что у нас нет застройщиков, которые бы с этим не справились…
- То есть у местных застройщиков есть планы на "высотную" экспансию по Уралу?
- Если экспансия, то на уникальные объекты. Сегодня наши строители по всему большому Уралу представлены достаточно массово. В сфере уникальных и высотных объектов мы обладаем такой компетенцией, которая нам позволяет продвигаться по всей России. Мы убеждены в этом и поэтому задумали провести Международный форум небоскребов, который пройдет в Екатеринбурге 24-26 сентября 2014 года. Этот форум мы сделаем наиболее статусным ежегодным мероприятием в области строительства небоскребов в России. Оно будет собирать всю практику по высотному строительству в стране. Форум покажет, что не нужно нанимать для строительства иностранцев - турок, болгар, хорватов. Это дорого и проблемно. В Екатеринбурге была раньше такая мода - приглашать иностранцев. На всех объектах это заканчивалось одинаково: не сработались, и достраивать приходилось нашим. Кстати, в Екатеринбурге нет объектов, сданных иностранцами.
Игнат Бушухин