Самые распространенные ошибки офисных интерьеров
Специалисты в области дизайна офисных интерьеров собрали для "РБК-Недвижимости" наиболее распространенные стереотипы, ошибки и неэффективные решения архитекторов и проектировщиков при создании офисов. По их мнению, главными ошибками при создании офисов являются неправильное зонирование помещений и их функциональное наполнение. Также дизайнеры отмечают неудачное использование света и других элементов, не соответствующих офисным пространствам.
Open space
Большинство компаний, переезжая из бизнес-центров класса B и C в современные здания, стремится сохранить привычные им кабинетно-коридорные планировочные решения. Такой подход приводит к существенному удорожанию проектов отделки из-за повышения плотности инженерных сетей и необходимости возведения дополнительных перегородок. В результате стоимость сметы возрастает на 15-20% при снижении уровня эффективности использования арендуемых площадей, отмечает управляющий партнер компании Pridex Сергей Кудрявцев.
В данном случае привычка снимать офис в здании с фиксированной планировкой подразумевает условия, которые невозможно изменить и под которые необходимо подстраиваться. Тогда как свободная планировка позволяет максимально эффективно использовать площадь в соответствии с задачами конкретной компании, а также учитывать экономическую эффективность этих решений, выбирая наиболее рациональные варианты.
Спроси сотрудников
Зачастую задание на проектирование офиса составляется несколькими топ-менеджерами, не обладающими объективными данными о проблемах и предпочтениях рядовых сотрудников. Как показывает практика, подобный подход негативно сказывается на соответствии офиса своим первостепенным задачам - созданию комфортной и эффективной рабочей среды.
Как рассказал "РБК-Недвижимости" Сергей Кудрявцев, наиболее эффективным способом изучения мнения персонала является анонимный опрос сотрудников на предмет того, что им нравится и не нравится в существующем офисе и что они хотели бы видеть в новом. Офисный персонал располагает вполне конкретными требованиями к интерьеру и готов поделиться своим мнением. Как правило, большинство участвующих в опросе сотрудников обращают внимание на следующие "болевые точки": некомфортные или небольшие по площади рабочие места, неудобную мебель, плотную рассадку, нехватку переговорных комнат, отсутствие или нехватку мест для общения по телефону, отсутствие кофе-поинтов, неудовлетворительный уровень звукоизоляции, а также высказывают претензии к системам вентиляции и освещения.
Зонирования офиса
В случае если офис используется для активной работы с клиентами, что подразумевает проведение постоянных презентаций или обучений, многочисленные посетители могут стать настоящей проблемой для рядовых сотрудников компании. Довольно распространенной является ситуация, когда работоспособность клерков, чьи рабочие места расположены рядом с наиболее оживленными потоками посетителей, заметно снижается из-за того, что сотрудники вынуждены постоянно отвлекаться.
Решением для подобной ситуации является зонирование офиса на клиентскую и рабочую части, а также создание продуманной системы навигации, корректно направляющей посетителей. Несмотря на некоторое снижение показателей эффективного использования арендуемой площади, зонированная планировка обеспечит комфортное сосуществование оживленной клиентской части с камерной рабочей зоной.
Дорого - не значит хорошо
В привычном понимании престижный офис - это офис, в отделке которого используются яркие архитектурные решения и дорогие отделочные материалы. Тем не менее наиболее стратегически выверенным вложением в офисный интерьер являются инвестиции в современные инженерные системы. Подобный шаг позволит сделать офис более гибким, а значит, более долговечным и комфортным. Учитывая, что требования к офису у современного бизнеса постоянно эволюционируют, заранее продуманные инженерные решения сделают интерьер готовым к подобным вызовам.
Имиджевые решения
Традиционно специфика бизнеса отражается на устройстве офисных интерьеров. Тем не менее такой подход уже доказывает свою неэффективность. Стереотип о том, что банку нужен суровый офис, IT-сектору - креативный, мусоропереработчику - … офис, постепенно изживает себя. В каждом отдельном случае существует индивидуальный комплекс задач, который создателям нового офисного пространства нужно решить с помощью планировок, различных инфраструктурных объектов, материалов и инженерного оборудования, выбрав оптимальный вариант, максимально соответствующий требованиям арендатора. Тогда как заранее выбранный строгий алгоритм действий может привести к ярким имиджевым решениям, впоследствии бесполезным с практической точки зрения.
Построить офис - это легко
Специалисты компании Pridex отмечают, что недооценка сложности процесса строительства офисного интерьера сопровождает почти половину проектов fit-out. Несмотря на значительные отличия от капитального строительства, такие проекты обладают собственной уникальной спецификой и являются не менее сложными. Свою специфику имеют абсолютно все составляющие проектов интерьеров: расположение и параметры рабочих мест, системы вентиляции, кондиционирования и отопления, освещение, мультимедийная начинка и пр. Отдельных навыков требует реализация проектов в действующих зданиях. К примеру, регламент выполнения работ в действующем высотном многофункциональном центре с заселенными апартаментами учитывает как время функционирования бизнес-центра, так и жилую специфику здания, ограничивая время шумных работ двумя-тремя часами в сутки. Учитывать подобные факторы следует при выборе помещения под офис или на стадии заключения договора аренды использовать как аргумент для увеличения сроков арендных каникул.
Дизайнеры также советуют
Главный архитектор и соучредитель бюро UNK project Николай Миловидов:
- Говоря об ошибках в проектировании офисных интерьеров, надо в первую очередь исключить моменты, связанные с понятием "нравится - не нравится". О вкусах не спорят. Конечно некрасивый офис - это плохо, но это не фактическая ошибка.
Непосредственно ошибки архитектора я бы выделил в две главные группы. Первая - это самые главные из всех возможных ошибок, касающиеся функциональных требований к офису.
Офис должен быть не только красивым и комфортным - он должен быть точно "заточен" под тот бизнес, который в нем размещается, и в нем должно быть удобно в первую очередь работать.
Юристы не смогут сидеть в офисе, предназначенном для "айтишников". Поэтому соблюдение всех требований заказчика, а в большинстве случаев их предугадывание, является основой для проектирования, и ошибки в размещении рабочих мест (кабинеты вместо open space и наоборот), сложности в коммуникации сотрудников (недостаточно переговорных, отсутствуют места для неформального общения), организации внешнего общения, отсутствие зоны для хранения, неудачное расположение print-poins и т. д. - все они выявляются сразу и бывают самыми болезненными и практически неисправимыми без серьезных переделок.
Вторая группа и, кстати, чаще встречающаяся - это ошибки в организации освещения в офисе. Может быть мало света (не сделан светорасчет на стадии проекта), использованы неправильные типы светильников (например, точечными светильниками нельзя освещать рабочие места), неудачно распределены световые сцены (света по расчету достаточно, но стены остались неподсвеченными и глаз воспринимает помещение темнее). C такими ошибками потом можно бороться, но они потребуют дополнительных финансовых вложений.
Арт-директор архитектурного бюро "Победа дизайна" Степан Бугаев:
- Несоблюдение требований к освещению рабочих мест чревато понижением общей работоспособности. Свет должен быть смешанным: в рабочей зоне - холодным, в зоне отдыха - теплым, многоуровневым. Важно также учитывать в процессе организации освещения наличие дневного света. Часто дизайнеры после реализованных проектов переносят варианты домашних световых решений и в офис. Это неправильно - существует специальный офисный свет.
В офисе делают полноценные мягкие зоны для отдыха сотрудников. Офисные диваны не должны быть настолько мягкими, как диваны для дома, но все же обязаны обеспечить максимальный комфорт для сидения. При выборе таких диванов стоит на них прилечь - если неудобно, то покупайте!
В офисах необходимо продумывать помещения для хранения вещей и гардеробных. При их отсутствии в кабинетах появляются вещи, которые создают ощущения бардака.
Также необходимы переговорные комнаты, иначе переговоры с партнерами будут проходить прямо на рабочих местах. В офисе не станут лишними зоны общего доступа и кухни. Чтобы избежать распространения запахов еды по всему офису, нужно выделить помещение для принятия пищи.
В офисе следует избегать смешения вещей для дома с вещами для офиса. Например, ковролин, который подходит для жилого помещения, будет неуместно смотреться в офисе.
Подготовил Сергей Велесевич