Платный въезд в Москву ударит по рынкам недвижимости столицы и Подмосковья
Казалось бы, при чем тут девелоперы? Где платный въезд в столицу - а где недвижимость? Но новая неожиданная инициатива, озвученная в четверг и как-то очень слабо всколыхнувшая общественность, если она будет реализована (а скорее всего, этого не миновать), ударит в первую очередь не по столичным жителям. Они как раз выезжают за МКАД по выходным, чтобы купить продукты в гипермаркетах или подышать свежим воздухом в гостях за городом. И не по тем транзитным гостям столицы, которые приезжают раз в год под Новый год за подарками или в гости.
А по жителям ближнего пояса Подмосковья - по тем, кто поверил в "жизнь за МКАД". И мы, подмосковные девелоперы, этому способствовали, создавая действительно качественные проекты с масштабной инфраструктурой, достойной архитектурой и - что уж скромничать - с хорошей рекламой, чем и привлекали притязательных вчерашних москвичей в Подмосковье. Подмосковье кардинально изменилось, и его уже нельзя пытаться просто отрезать от Москвы по условной границе под названием МКАД.
Большую поддержку развитию региона и привлечению сюда экономически активного населения оказали и власти как Московской области, так и Москвы. Фактически, трех лет не прошло, как властям совместными усилиями удалось снять психологический барьер "замкадья", ведь там семимильными шагами развивалась инфраструктура, ремонтировались дороги, а Москва тем временем строила и строит поражающие воображение развязки - не только для себя, но и для жителей области. По большому счету, Подмосковье стало такой же Москвой, только чуть дальше от Кремля, а МКАД - это лишь условная граница. В реальности это внутригородская дорога, по которой миллионы людей не объезжают столицу транзитом, а просто ездят на работу. 90% жителей ближайшего Подмосковья работает в Москве, а это многомилионная ежедневная маятниковая миграция населения, причем ездят в столицу не только взрослые, но и дети - в школы, детские сады, кружки и секции. Жилых комплексов, где бы это все было под одной крышей, в Подмосковье не так много, да и большинство из них пока строится…
Очевидно, что платный въезд в Москву - это часть большого замысла по разгрузке транспортной сети. Но есть риски, что такими темпами Москва опустеет, и без того уже на рынке коммерческой и офисной недвижимости рапортуют о резком снижении спроса на офисы в центре столицы. А это ведь снижение налоговых поступлений.
Пока есть ощущение, что это несоциальное решение, которое должно быть продумано с точки зрения географии и тарифов, а также предоставления льгот. Нужно понимать, что если резко вырастет спрос на общественный транспорт, то и тарифы на него будут подниматься. Возможно, такая инициатива, как платный въезд в Москву, станет своевременной тогда, когда во всех районах ближайшего Подмосковья появится альтернативный комфортный скоростной общественный транспорт, поскольку, лишая людей чего-то привычного, нужно предлагать выбор. Но даже в этом случае есть определенные категории населения - например, мамы с детьми, которых возить в общественном транспорте просто нельзя без специального кресла, инвалиды и пр. Обязательно нужно подумать о льготных категориях граждан, о предоставлении каких-то абонементов или специальных тарифов для тех, кто учится и работает в Москве, а живет в Подмосковье. Возможно, стоит подумать о том, что, поскольку Москва и ближайший пояс Подмосковья в 10-15 км это уже единая "экосистема", отсекающей зону платного въезда линией должна стать не МКАД, а ЦКАД?
Дмитрий Котровский специально для "РБК-Недвижимости"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе "Эксперты/Мнения", может не совпадать с мнением редакции