Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Как выглядит Центральный Детский магазин после реконструкции
Коммерческая недвижимость ,  
0 

Как выглядит Центральный Детский магазин после реконструкции

Архитекторам удалось восстановить исторический облик и дух здания и при этом увеличить его площадь на 15 тыс. кв. м
Как выглядит Центральный Детский магазин после реконструкции

Компания "Галс-Девелопмент" завершила реконструкцию здания бывшего "Детского мира" в центре Москвы на Лубянке, получившего новое название - Центральный Детский магазин. Здание, построенное архитектором Алексеем Душкиным в 1957г., было недоступно более шести лет. Его открытие после реставрации состоится не позднее 1 апреля 2015г., рассказал журналистам президент компании-застройщика Сергей Калинин.

"Я уверен, что через несколько лет это здание станет такой же достопримечательностью столицы и таким же посещаемым, как Красная площадь и ГУМ", - сказал он и добавил, что когда здание войдет в привычный рабочий ритм, его будут посещать порядка 50 тыс. человек в день.

Фасад магазина со стороны Лубянского проезда

Сергей Калинин напомнил, что здание было закрыто в 2008г., около четырех лет ушло на выбор и согласование проектного решения. Новая команда застройщика приступила к реконструкции и приспособлению здания к современному использованию в 2011г. В ходе проведения работ были сохранены градостроительные характеристики здания, высотные отметки, силуэт, объемно-пространственная структура, композиция, архитектурное оформление фасадов и историческая функция здания.

Стоимость строительно-монтажных работ по проекту составила около 8 млрд руб. Генеральным проектировщиком выступила мастерская № 14 "Моспроекта-2" им. М. В. Посохина, генеральным подрядчиком проекта - АО "Объединение "Ингеоком".

"Сохранились фасады и исторический облик здания. Ему вернули первоначальные черты, которые были изменены в последние годы советской власти, когда заложили лоджию. Сейчас она раскрыта. Что касается интерьера, эта команда "Галс-Девелопмента" пришла тогда, когда все решения уже были приняты и интерьер стали разрушать. Оставить его в старом виде было невозможно. Они выполнили максимум того, что могли сделать в такой ситуации: привели в прежнее состояние исторический атриум, сохранили его отделку, вернули назад колонны, восстановили галерею, сохранили капители", - делится своими наблюдениями аккредитованный эксперт в области архитектуры, заместитель директора Московского Кремля Андрей Баталов.

Вид на здание Центрального Детского магазина с Лубянской площади

Что разместится в Центральном Детском магазине

Попасть в здание можно будет с улицы - для этого открыли три входа - либо поднявшись с подземной парковки, рассчитанной на 182 машино-места. В ближайшее время может открыться еще один выход со станции метро "Лубянка", который позволит оказаться сразу в цокольном этаже здания, как это было в советское время, рассказал заместитель руководителя проекта реконструкции и приспособления Иван Виноградов. Он обратил внимание, что входные двери в здание воссозданы наподобие тех, что были в метро в 1950-х гг.

 Пока в Центральный Детский магазин от станции метро «Лубянка» можно попасть через подземный переход. После того как откроют дополнительный выход из метро, родители и их дети смогут оказаться сразу в цокольном этаже магазина

По его словам, общая площадь здания в ходе реконструкции увеличена с 58 тыс. кв. м до 73 тыс. кв. м. Торговые площади после официального открытия займут порядка 34,4 тыс. кв. м, но при проведении различных мероприятий, если будет заполняться атриум, они могут возрасти до 40 тыс. кв. м.

Центральный атриум магазина. По периметру на этажах расположатся магазины детских и юношеских товаров

 

Помимо торговли, около 20% площади здания выделено под образовательно-развлекательные функции. Например, планируется открытие детского города профессий, площадок для проведения выставок, детских концертов, театрализованных представлений. Откроется Музей детства. На шестом и седьмом этажах расположатся рестораны, кафе и кинотеатр, пояснил Иван Виноградов.

Атриум

Освещение. Самой большой ценностью всегда признавался центральный атриум магазина. По словам замруководителя проекта реконструкции и приспособления, приняли решение поднять крышу атриума до высоты периметра здания, как это было в одном из первых проектов архитектора Алексея Душкина. Современные технологии позволили реализовать идею прозрачной крыши. "К сожалению, стекло, которое использовалось в то время, сильно нагревалось от ламп и трескалось. В результате его пришлось заменить непрозрачными перекрытиями. Плюс возникали проблемы с уборкой снега и водостоком из-за того, что крыша атриума была намного ниже этажей по периметру здания. Там накапливались метровые слои снега", - прокомментировал Иван Виноградов. Он добавил, что в настоящее время с внешней стороны купола установлены лампы, которые дают дополнительное освещение в пасмурные дни или вечером. Кроме того, освещение и чувство праздника придают восстановленные исторические светильники.

Витражи. Главный атриум украшен картинами иллюстратора сказок Ивана Билибина. Малый атриум - картинами с московскими мотивами художника Аристарха Лентулова. Общая площадь витражных полотен составит более 1,5 тыс. кв. м, рассказал Павел Андреев.

В билибинскую композицию вошли иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста - Ясна сокола", "Василиса Прекрасная", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Сказка о царе Салтане" и др. Площадь уникальной витражной композиции над центральным атриумом составит более 1 тыс. кв. м.

Второй витражный купол - культурно-исторический. На нем оживают известные во всем мире московские сюжеты Аристарха Лентулова - "Тверской бульвар", "Василий Блаженный в Москве", "Звон". Восемь изображений украшают 500 кв. м стеклянного купола над атриумом ресторанного дворика.

Самые большие часы в мире. В центральном атриуме установлен самый большой в мире часовой механизм. Проект механизма разработан на старейшем русском часовом заводе "Ракета" по заказу компании "Галс-Девелопмент".

Как рассказал руководитель завода "Ракета" Жак фон Полье, было предложено более ста вариантов дизайна часов. За шесть месяцев провели весь инжиниринг, произвели детали и монтаж. "Мы выбрали в качестве модели сам часовой механизм, потому что детям нравится все разбирать и наблюдать за процессом. Я считаю, что дети не глупые, у них есть вкус. Они, как и взрослые, любят гулять по Красной площади. Не обязательно везде расставлять Микки-Маусов, чтобы это нравилось малышам. Часы должны нравиться и детям, и взрослым. То же самое с хай-теком, который уже через некоторое время надоест", - поделился с журналистами руководитель завода.

Рекорды часового механизма: его вес составляет 4,5 тонны, он состоит из 5 тыс. деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана и покрытых золотом. Действующий механизм часов достигает размеров 6 х 7 м и состоит из 21 шестеренки, 4-метрового балансового анкерного колеса и 13-метрового маятника диаметром 3 м. Зеркальная поверхность маятника действует как асферическое зеркало, создавая оптический эффект. Основной механизм часов расположен на уровне пятого этажа.

История Центрального Детского магазина на Лубянке в Москве

Исторический квартал. До начала 1950-х гг. на месте Центрального Детского магазина на Лубянке существовал целый торговый квартал. Это были здания разной этажности XVIII-XIX вв., в числе которых доходный дом с магазином купца Привалова в стиле модерн и пассаж, проходивший сквозь квартал. Вся эта сеть торговых лавок, модных ателье и жилых застроек выходила на Пушечную улицу (в то время - Софийскую), Рождественку и Лубянскую площадь, рассказывает "РБК-Недвижимости" генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия Николай Васильев.

Исторический вид на Лубянский пассаж 

"Чтобы представить, на что это было похоже, нужно вспомнить современный участок между улицами Неглинная, Петровка и Кузнецким мостом - от Петровского пассажа до площади ЦУМа", - добавляет он.

По оценке кандидата исторических наук, экскурсовода Николая Малинина, разрушение дореволюционной застройки с общеисторической точки зрения - это минус. Но к концу сталинского периода сформировалась огромная площадь, центром которой стал памятник Феликсу Дзержинскому. Площадь окружали массивные постройки. Например, было перестроено и увеличено в размерах бывшее здание страхового общества "Россия", в котором расположились органы госбезопасности (сейчас входит в комплекс зданий ФСБ). "Так что с эстетической точки зрения, характерной для того советского периода, площадь требовала масштабного здания и на месте торгового квартала", - говорит москвовед.

Борьба вокруг госзаказа. Весной 1953г. нарком пищевой промышленности Анастас Микоян поручил архитектору Алексею Душкину, на тот момент главному архитектору Метрогипротранса, разработать проект по реконструкции комплекса Лубянского пассажа. Оказалось, что ввиду сложности рельефа квартала и гидрогеологии реконструкция невозможна, поэтому в новую стройку пришлось включить весь квартал, продолжает Николай Васильев.

"Есть свидетельство его жены, в котором указывается, что проектом строительства магазина детских товаров Душкин перешел дорогу крупным московским архитекторам. Они стали писать кляузы, в том числе именитый Иван Жолтовский и главный архитектор столицы Александр Власов. Проект долго не могли согласовать. Но так как это был государственный заказ, от которого нельзя отказаться, строительство утвердили", - поясняет собеседник "РБК-Недвижимости".

 

Здание было спроектировано и построено за два года, потом еще два года шла отделка и установка оборудования. Центральный Детский мир стал самым крупным универмагом Европы. На открытии министры и Никита Хрущев хвалили архитектора и его постройку, однако спустя несколько месяцев здание начали критиковать, напоминает о событиях прошлых лет эксперт.

Как формировался архитектурный стиль здания. "Строительство магазина началось в позднее сталинское время и было закончено в хрущевский период. Здание сочетает сталинский гигантизм и увлечение классикой - присутствует ордерная форма, арки, внутри здания также реализована классическая ордерная система. С другой стороны, появилась упрощенность, характерная для архитектуры времен Хрущева. Легкость создается за счет больших застекленных арочных пролетов", - рассказывает Николай Малинин.

С ним согласен Николай Васильев. "Несмотря на то что концепция проекта была придумана еще в поздний сталинский период, по своему духу это здание хрущевской "оттепели", в котором не было спецотделов, как в ГУМе на Красной площади Москвы, что само по себе очень важно. Это одно из самых скромных советских зданий в контексте застройки парадного проезда от Кремля мимо Лубянки и дальше. Более того, архитектор выбрал строгий вариант из числа эскизов. Например, в первых были маленькие обелиски, рельефные фасады, галереи, статуи", - говорит он.

Архитектурные особенности. Кстати, Алексей Душкин использовал свой опыт строительства станций метро и вокзалов, отмечает генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия, что проявилось в прокладке подземного перехода между станцией метро "Лубянка" (ранее "Дзержинская") и цокольным этажом магазина. Также это заметно в конструкции и декоре главного торгового зала (так тогда назывался атриум магазина). Например, там две обходные галереи и крупные люстры. "В одном из своих последних интервью архитектор говорит о важности искусственного освещения через потолок, освещенность колонн, люстр и т. д. Это действительно похоже на метро, в котором нет окон", - сравнивает Николай Васильев.

Мир детства. В галереях располагались небольшие отделы разных товаров с достаточно узкими проходами, а центральная часть стала кульминацией. Там была прекрасная карусель, интересное оформление. Из всех интерьеров магазина атриум отличался богатой отделкой. Для его творческого кредо было очень важно сделать праздничную атмосферу, дать ощущение пространства, что являлось главным для "Детского мира", говорит Николай Васильев.

"Что выделяло этот универмаг среди других крупных магазинов - это обращение к теме детства во внутреннем декоре. В атриуме шел фриз (декоративная горизонтальная композиция. - Прим. ред.) с изображениями белочек, зайчиков, уточек - это уникальное решение для советской архитектуры", - обращает внимание Николай Малинин.

За что критиковали здание современники Душкина. Тем не менее архитекторы того времени критиковали Алексея Душкина за атриум, так как он находился на два этажа ниже высоты здания по периметру. Всего в здании было семь этажей, включая цокольный и технический. Из-за этого получался дворовый фасад, никак не используемый. Кроме того, в проекте у атриума стеклянный потолок, который трудно было очищать от снега. "Я не видел детальных чертежей с водостоками, но это действительно могло стать инженерной проблемой. Но ради справедливости, во-первых, надо учесть срок проектирования и строительства - два года, а во-вторых, делать хорошие водостоки и плоские кровли мы научились только к 1960-м гг. Например, все конструктивистские здания текли, у них переделывали крыши. Это не конкретная душкинская проблема - это стечение обстоятельств", - защищает архитектора Николай Васильев.

Критике подвергся не только атриум, но и соотношение торговых площадей к основному пространству. Возможно, здесь получился определенный дисбаланс, так как Душкин не был крупным специалистом в плане общественной торговли, это не его профиль как архитектора. "Но в крупном магазине не могут быть только торговые площади: не станет же машина разгружать товар непосредственно в зале! Да, здание не на сто процентов рационально, но здесь вопрос - какие критерии нам важны? Например, сейчас все чаще в торговые центры люди ходят "тусоваться", а не за покупками", - продолжает эксперт.

Очереди за детскими товарами в советское время  Так выглядел «Детский мир» до закрытия на реконструкцию

Была критика конструктивной стороны проекта и использования материалов - плохих для внутренних стен и дорогих для отделки. Раньше из окна последнего этажа можно было увидеть внутренний двор со стеклянной крышей атриума и удостовериться, что использовался силикатный кирпич плохого качества, его кладка также оставляла желать лучшего. Но это вопрос не к архитектору, а к строителям, замечает собеседник портала.

Что касается дорогих материалов, то сам Алексей Душкин в одном из последних интервью говорил: "При существующей тенденции упрощения конструкций особое значение приобретает выбор материала. Следует применять качественные, прочные, долговечные мрамор и гранит, базальт. А недорогой металл надоедает, его следует использовать как дополнение к основным приемам облицовки". Хотя данное высказывание относится к метро, но в выборе материалов это была его принципиальная позиция, заключает после цитирования Николай Васильев.

Что касается конструктива, то его можно назвать уникальным, так как автор решал сложную техническую задачу при строительстве здания четырехугольной неправильной формы, заключает Николай Малинин.

Елена Лыкова
Исторические фото  и видео из архива компании "Галс-Девелопмент"

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Домклик» оценил изменение спроса на жилье в России в октябреЖилье, 19:18
Володин раскритиковал Минстрой за повышение средних цен на жильеЖилье, 17:49
Госдума одобрила поправку о минимальном сроке владения земельным участкомЗагород, 16:30
Дума во втором чтении ограничила выдачу ипотеки закредитованным россиянамДеньги, 14:52
Названы самые популярные у покупателей вторичного жилья районы МосквыЖилье, 13:44
Названы самые популярные направления для отдыха в России осеньюЖилье, 11:37
Что ждет рынок офисов, жилья и торговой недвижимости Москвы в 2025 годуДеньги, 10:37
Отель от модного дома: как fashion-марки брендируют отели и курортыДизайн, 10:30
Половина покупателей не смогли найти жилье, соответствующее их желаниямЖилье, 09:26
В октябре в Москве отмечен максимум сделок с квартирами с начала годаЖилье, 09:21
Опрос выявил профессии покупателей, которые чаще приобретают жильеЖилье, 06:00
Хуснуллин назвал регионы — лидеры по участию в гаражной амнистииГород, 11 ноя, 17:57
MR Group приступила к развитию Можайского районаГород, 11 ноя, 17:17
Аналитики выяснили готовность россиян общаться с соседями по домуЖилье, 11 ноя, 16:45
Главное Лента