Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Рынок недвижимости без Интернета: обратно в 90-е
Мнения ,  
0 
Дмитрий Котровский

Рынок недвижимости без Интернета: обратно в 90-е

Партнер девелоперской компании "Химки Групп" Дмитрий Котровский откликнулся на новости о возможном отключении России от Интернета авторской колонкой. Эксперт рассуждает о последствиях такого шага с точки зрения строителя и продаж недвижимости.

Партнер девелоперской компании Химки Групп Дмитрий Котровский

Сразу несколько СМИ сегодня сообщили, что Россию могут отключить от глобальной сети. Вчитываемся в довольно сбивчивые комментарии экспертов и нераскрытых источников в этих статьях: власти планируют принять несколько решений, укрепляющих суверенитет российского сегмента Сети. Среди этих мер - возможное введение особого порядка управления Интернетом, предусматривающего возможность его отключения в случае чрезвычайной ситуации (войны или внутренних беспорядков).

Отключить Интернет. Как будто у него есть кнопка power. Рунет - это всего лишь географическое название, региональная привязка, не более. Отдельно от глобального Интернета он не существует. Всемирную паутину потому так и именуют, что это единый, взаимоинтегрированный организм, у которого нет возможности блокирования тех или иных кровеносных сосудов. Наша проблема в том, что жизненно важные органы этого организма - дата-центры, хостинговая поддержка и т. п. -  находятся не в России. По разным оценкам, от 80 до 99% отечественных интернет-ресурсов работают на зарубежном хостинге. Так дешевле, так проще, так выше качество и так сложилось исторически - сегмент Рунета развивался столь стремительно, что создавать для него свою инфраструктуру  было некогда, да и, по большому счету, некому.

Теперь к нашему рынку недвижимости. Что с нами будет без качественного, полноценного глобального Интернета? Здесь подходит одно слово - коллапс. И даже если не брать во внимание операционную деятельность, облачные сервисы, CRM-системы, а говорить про самое главное - клиентов и продажи, то все равно всем будет больно. У девелоперов, у риэлторов есть сайты, многие из которых являются в большей мере витринами магазинов, где мы рассказываем о товаре и его уникальных преимуществах. Положим, сайты как-то постепенно перетащим на отечественный хостинг. А как быть с ЦА, как быть с трафиком, который давали синергетически десятки площадок - базы, информационные ресурсы, интернет-версии деловых печатных  СМИ.

Да, мы как-то жили в девяностые без Интернета. Но сейчас не проживем, очень уже изменился рынок, став более конкурентным. Очень уж изменилась целевая аудитория, покупатель привык к интерактивности, привык получать информацию с помощью одного клика, не вставая с дивана для поиска нужного ему среди сотен и тысяч альтернатив. Покупатель рос и развивался с Интернетом!

От 50 до 80% рекламных бюджетов профессиональных игроков рынка недвижимости тратятся в Интернете, этот канал имеет массу преимуществ: позволяет оперативно менять сообщения в зависимости от задач, выбирать и заменять площадки, в режиме реального времени оценивать качество аудитории и таргетировать ее, давать оценку конверсии и понимать стоимость контакта.

Минимум 50% всех обращений приносит Интернет, остальные 50% распределяются в разных долях между другими носителями. Конверсия в сделки от обращений по рекламе в Интернете из-за более высокого качества ЦА зачастую выше, чем по другим каналам коммуникаций. Поэтому в последние три-четыре года игроки первичного рынка бьются за клиентов именно в Интернете.

Да, у нас останутся классические носители - пресса (медийка), наружная реклама, радио, телевидение. Это более дорогие и менее мобильные рекламные носители с более широким охватом, который не всегда целесообразен, если девелопер не обладает большим портфелем. Эти носители в последние два года значительно уступили позиции интернет-рекламе, и поэтому их операторы боролись за каждого клиента. Но когда рекламодатели направят вчерашние интернет-бюджеты в "наружку", на радио, в печатные СМИ - скорее всего, цены на эти носители начнут расти. Реклама станет более дорогой и, вполне вероятно, менее действенной из-за смены ЦА. Девелоперам придется с удвоенной силой бороться за покупателя, возможно - увеличивать бюджеты. И все это на фоне падающего спроса, снижения объемов кредитования. Очень  хочется надеяться, что наша страна все же останется с полноценным глобальным Интернетом, а не с "Чебурашкой"…

Дмитрий Котровский, специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторе
Дмитрий Котровский Дмитрий Котровский "Химки Групп"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Названы города, где для ипотеки нужно получать две-три средних зарплаты Деньги, 23 апр, 17:46
В Минстрое оценили ввод жилья в России в марте Жилье, 23 апр, 17:27
Эксперты выяснили, чем отличаются желаемые квартиры от приобретаемых Жилье, 23 апр, 17:03
Мишустин заявил о продлении выплат многодетным на погашение ипотеки Деньги, 23 апр, 16:22
Как недорого обновить дачу и сделать ее стильной Загород, 23 апр, 15:36
«Домклик» составил портрет типичного заемщика на вторичном рынке жилья Деньги, 23 апр, 15:36
Москва анонсировала планы по ремонту крыш жилых домов в 2024 году Город, 23 апр, 15:09
Верховный суд разъяснил правила использования участка соседей для проезда Загород, 23 апр, 13:37
GloraX усиливает команду и расширяет географию проектов Город, 23 апр, 12:50
«Мосгаз» предупредил о росте штрафов за нарушения с газовым оборудованием Город, 23 апр, 12:46
Названы города Подмосковья с максимальным ростом цен на новостройки Жилье, 23 апр, 11:03
В Москве резко вырос спрос на квартиры в новостройках бизнес-класса Жилье, 23 апр, 10:18
Росреестр назвал лидера среди округов Москвы по сделкам с жильем Жилье, 23 апр, 09:15
Путин подписал закон о запрете коллекторам взыскивать долг по ЖКХ Жилье, 22 апр, 19:35
Главное Лента