Новостройки Подмосковья: новые тренды и обострение борьбы за покупателя
В Подмосковье оформилась новая конфигурация рынка жилищного строительства и усиливается конкуренция между основными игроками.
Вопреки слухам о грядущем затоваривании рынка жилья, подмосковные строители продолжают набирать обороты. Пока их усердие вознаграждается с лихвой - спрос на квартиры растет. В 2012 году количество зарегистрированных договоров долевого участия в столичном регионе возросло на 38% - было заключено более 68,5 тыс. контрактов. На 36% выросли объемы ипотечного кредитования.
На фоне покупательского бума остаются незамеченными важные структурные изменения, которые в последние 2-3 года произошли в девелопменте: структура и конфигурация подмосковного строительного рынка изменилась кардинально.
Еще недавно основными игроками рынка жилья столичного региона считались две группы компаний. Первую, самую многочисленную, составляли локальные строительные фирмы - как правило, относительно небольшие организации, прямо или косвенно аффилированные с местными чиновниками. Традиционным ремеслом таких застройщиков считалось осуществление точечных девелоперских проектов в центральных районах крупных подмосковных городов, а также выполнение местных бюджетных заказов в качестве генподрядчиков.
Вторая группа игроков была представлена крупными столичными домостроительными холдингами (ГК "ПИК", Главстрой, СУ-155), которые присутствовали на подмосковном рынке как самостоятельно, так и в альянсе с региональными инвесторами, имевшими доступ к административному ресурсу (а значит - к площадкам под застройку). Как правило, московские домостроители были задействованы в проектах массовой застройки типовым панельным жильем окраин городов ближнего Подмосковья.
После кризиса многие крупные домостроители оказались в сложном финансовом положении из-за накопленной избыточной долговой нагрузки. Образовавшиеся на рынке лакуны стали стремительно заполнять новые игроки - не обремененные кредитными обязательствами инвестиционно-строительные компании, располагающие свободными финансовыми ресурсами.
Стратегии развития новых игроков разделились. Так, в частности, возникли схемы кооперации инвесторов и землевладельцев с московскими ДСК, привлеченными в качестве подрядчиков либо инвестиционных партнеров. Такая стратегия позволила некоторым компаниям быстро расширять проектное поле (характерный пример - стремительный рост оборотов ГК "Мортон").
В противовес этой возникла стратегия формирования мощной собственной технологической и строительной базы. Основой технологического уклада компаний, которые сделали ставку на собственные строительные мощности, стало монолитно-кирпичное домостроение в рамках проектов комплексной масштабной застройки. Монолитные технологии стали инструментом наращивания объемов строительства, а также избавили девелоперов от зависимости от поставщиков типовых строительных решений. «Поднимет домостроительный комбинат цены на свои панели - и экономика заточенных под типовые решения проектов рухнет. Монолитные технологии домостроения позволяют свести к минимуму зависимость от внешних поставщиков», - замечает один из подмосковных девелоперов.
Плацдармом для развития "монолитчиков" стали территории к востоку, югу и юго-востоку от Москвы, а также присоединенная к Москве территория. Строительная активность сконцентрировалась в 30-километровой зоне от МКАД в окрестностях столичных городов-спутников: Балашихи, Реутова, Железнодорожного, Видного. В некоторых городах новым компаниям удалось занять существенную долю рынка. Например, в тройку крупнейших застройщиков Новой Москвы вошла ГК "МИЦ" с проектами жилых комплексов "Коммунарка", "Татьянин парк". В расположенном по соседству с Новой Москвой городе Видное эта же компания успешно конкурирует с крупнейшим подмосковным застройщиком - ГК "Мортон", являясь со своим флагманским проектом «Зеленые аллеи» вторым по величине застройщиком Ленинского района.
Обратной стороной инвестиционной активности становится стремительное обострение конкуренции на подмосковном рынке. Сегодня на разных стадиях строительства в Подмосковье находится более 15 млн кв. м жилья. В 2012 году в Московской области сдано в эксплуатацию около 6,9 млн кв. м жилья. По прогнозам экспертов, безудержное расширение строительства уже в этом году неизбежно сменится новым трендом, отражением которого станет продуктовое разнообразие - с точки зрения планировочных, архитектурных решений, инфраструктуры. Как показывают социологические опросы, покупателей жилья все чаще интересуют не только ценовые и технические параметры проектов, но и их инфраструктура. В числе наиболее востребованных опций - школы, детсады, физкультурно-оздоровительные комплексы.