Брутализм или модерн: разбираетесь ли вы в архитектурных стилях Москвы?
В Москве безликие хрущевки соседствуют с каноническими храмами, конструктивистскими постройками и небоскребами в стиле хай-тек. Сможете ли вы опознать основные архитектурные стили российской столицы?
Начать тест
1/13
Это — здание Центрального универсального магазина (ЦУМ), перестроенное в 1908 году по проекту Романа Клейна. К какому стилю оно относится?
Ампир
Неверно. Архитектура ЦУМа напоминает средневековые замки и соборы благодаря узким стрельчатым окнам, мрачным серым фасадам и каркасным сводам. Стиль, сочетающий эти элементы, называется неоготикой
Эклектика
Ошибка! Архитектура ЦУМа напоминает средневековые замки и соборы благодаря узким стрельчатым окнам, мрачным серым фасадам и каркасным сводам. Стиль, сочетающий эти элементы, называется неоготикой
Неоготика
Вы правы, архитектура ЦУМа напоминает средневековые замки и соборы благодаря узким стрельчатым окнам, мрачным серым фасадам и каркасным сводам. Стиль, сочетающий эти элементы, называется неоготикой
2/13
На фотографии изображена гостиница «Метрополь». Что это за архитектурный стиль?
Модерн
Верно! «Метрополь» — один из наиболее важных архитектурных памятников эпохи модерна. Фасады здания, над которыми в 1899–1905 годах работали архитекторы Уильям Уолкот, Лев Кекушев и Николай Шевяков, украшены майоликовыми панно, скульптурным фризом и башенками. Как и другие постройки в стиле модерн, здание отличают изогнутые природные линии и обилие растительных мотивов в декоре фасадов
Барокко
Гостиница «Метрополь» — один из наиболее важных архитектурных памятников эпохи модерна. Фасады здания, над которыми в 1899–1905 годах работали архитекторы Уильям Уолкот, Лев Кекушев и Николай Шевяков, украшены майоликовыми панно, скульптурным фризом и башенками. Как и другие постройки в стиле модерн, здание отличают изогнутые природные линии и обилие растительных мотивов в декоре фасадов
Модернизм
Гостиница «Метрополь» — один из наиболее важных архитектурных памятников эпохи модерна. Фасады здания, над которыми в 1899–1905 годах работали архитекторы Уильям Уолкот, Лев Кекушев и Николай Шевяков, украшены майоликовыми панно, скульптурным фризом и башенками. Как и другие постройки в стиле модерн, здание отличают изогнутые природные линии и обилие растительных мотивов в декоре фасадов
3/13
На фотографии — павильон «Цветоводство и озеленение» на ВДНХ, построенный в 1971 году. Какой это стиль?
Конструктивизм
Нет, павильон «Цветоводство и озеленение» относится к так называемому советскому брутализму — одному из ответвлений модернистской архитектуры середины прошлого века. Для этого стиля характерны массивные железобетонные конструкции, подчеркнутая функциональность архитектурных деталей и необычные сложные формы
Рационализм
Павильон «Цветоводство и озеленение» относится к так называемому советскому брутализму — одному из ответвлений модернистской архитектуры середины прошлого века. Для этого стиля характерны массивные железобетонные конструкции, подчеркнутая функциональность архитектурных деталей и необычные сложные формы
Брутализм
Правильно! Павильон «Цветоводство и озеленение» относится к так называемому советскому брутализму — одному из ответвлений модернистской архитектуры середины прошлого века. Для этого стиля характерны массивные железобетонные конструкции, подчеркнутая функциональность архитектурных деталей и необычные сложные формы
4/13
На фотографии — Дом Моссельпрома на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. К какому стилю относится это здание?
Функционализм
Нет, одиннадцатиэтажная башня, украшенная рекламными слоганами Владимира Маяковского, в начале 1920-х годов была самым высоким зданием в Москве. Сегодня это один из самых узнаваемых памятников конструктивизма — авангардной советской архитектуры 1920–1930-х годов, для которой характерны подчеркнутая функциональность, четкость линий, использование элементов промышленной архитектуры и отсутствие декора
Конструктивизм
Правильно! Одиннадцатиэтажная башня, украшенная рекламными слоганами Владимира Маяковского, в начале 1920-х годов была самым высоким зданием в Москве. Сегодня это один из самых узнаваемых памятников конструктивизма — авангардной советской архитектуры 1920–1930-х годов, для которой характерны подчеркнутая функциональность, четкость линий, использование элементов промышленной архитектуры и отсутствие декора
Брутализм
Вы ошиблись. Одиннадцатиэтажная башня, украшенная рекламными слоганами Владимира Маяковского, в начале 1920-х годов была самым высоким зданием в Москве. Сегодня это один из самых узнаваемых памятников конструктивизма — авангардной советской архитектуры 1920–1930-х годов, для которой характерны подчеркнутая функциональность, четкость линий, использование элементов промышленной архитектуры и отсутствие декора
5/13
ЖК «Итальянский квартал» 2013 года постройки архитектора Михаила Филиппова. Определите этот стиль
Неоклассика
Верно! ЖК «Итальянский квартал» — одна из самых известных построек в неоклассическом стиле эпохи бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Классический ордер, колонны, пилястры, сводчатые окна и богатый декор напоминают роскошные особняки XIX века
Эклектика
Увы, но нет. ЖК «Итальянский квартал» — одна из самых известных построек в неоклассическом стиле эпохи бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Классический ордер, колонны, пилястры, сводчатые окна и богатый декор напоминают роскошные особняки XIX века
Московское барокко
Нет! ЖК «Итальянский квартал» — одна из самых известных построек в неоклассическом стиле эпохи бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Классический ордер, колонны, пилястры, сводчатые окна и богатый декор напоминают роскошные особняки XIX века
6/13
Офисный центр «Мерседес-Бенц Плаза» архитектора Бориса Левянта был построен в 2003–2004 годах. Как называется этот стиль?
Деконструктивизм
Не так! Стеклянная глыба «Мерседес-Бенц Плаза» — один из немногих московских примеров строгого хай-тека. Прямые линии, обилие металлических конструкций, функциональных элементов и панорамное остекление выглядят как смесь архитектуры и высоких технологий
Хай-тек
Да! Стеклянная глыба «Мерседес-Бенц Плаза» — один из немногих московских примеров строгого хай-тека. Прямые линии, обилие металлических конструкций, функциональных элементов и панорамное остекление выглядят как смесь архитектуры и высоких технологий
Футуризм
Ошиблись! Стеклянная глыба «Мерседес-Бенц Плаза» — один из немногих московских примеров строгого хай-тека. Прямые линии, обилие металлических конструкций, функциональных элементов и панорамное остекление выглядят как смесь архитектуры и высоких технологий
7/13
На фото изображено здание резиденции французских послов на Якиманке, более известное как Дом Игумнова (1888–1895 годы). К какому стилю оно относится?
Нарышкинский стиль
Нет, это пример псевдорусской архитектуры, заимствовавшей основные черты русского деревянного зодчества
Бозар
Нет, это пример псевдорусской архитектуры, заимствовавшей основные черты русского деревянного зодчества
Псевдорусский стиль
Да, это пример псевдорусской архитектуры, заимствовавшей основные черты русского деревянного зодчества
8/13
На фото — здание Центрального театра Красной Армии, построенное в 1934–1940 годах. К какому стилю оно относится?
Классицизм
Ошиблись! Здание Центрального театра Красной Армии было построено во время формирования главного архитектурного направления эпохи — сталинского ампира. Постройки в этом стиле отличают монументальность, свойственная позднему классицизму и барокко, ордерность, а также подчеркнутая декоративность с элементами скульптуры и живописи
Эклектика
Неверно! Здание Центрального театра Красной Армии было построено во время формирования главного архитектурного направления эпохи — сталинского ампира. Постройки в этом стиле отличают монументальность, свойственная позднему классицизму и барокко, ордерность, а также подчеркнутая декоративность с элементами скульптуры и живописи
Сталинский ампир
Вы абсолютно правы! Здание Центрального театра Красной Армии было построено во время формирования главного архитектурного направления эпохи — сталинского ампира. Постройки в этом стиле отличают монументальность, свойственная позднему классицизму и барокко, ордерность, а также подчеркнутая декоративность с элементами скульптуры и живописи
9/13
На фото изображено здание Дворца пионеров на Воробьевых горах, построенное в разгар хрущевской «оттепели» (1959–1962 годы). Назовите этот архитектурный стиль
Брутализм
Нет, не брутализм! Это время совпало с расцветом нового направления в советской архитектуре — модернизма. Для модернистских построек характерны простые геометричные линии, функциональность, активное использование стекла и бетона, а также ряда декоративных элементов — панно, росписей, мозаик, рельефов на фасадах
Модернизм
Вы правы! Это время совпало с расцветом нового направления в советской архитектуре — модернизма. Для модернистских построек характерны простые геометричные линии, функциональность, активное использование стекла и бетона, а также ряда декоративных элементов — панно, росписей, мозаик, рельефов на фасадах
Хай-тек
Нет, это время совпало с расцветом нового направления в советской архитектуре — модернизма. Для модернистских построек характерны простые геометричные линии, функциональность, активное использование стекла и бетона, а также ряда декоративных элементов — панно, росписей, мозаик, рельефов на фасадах
10/13
На фото — Государственный исторический музей, построенный в 1875–1881 годах по проекту Владимира Шервуда и Александра Попова. Какой стиль?
Барокко
Нет, здание музея построено в так называемом псевдорусском стиле — под стать архитектурному ансамблю Красной площади. Архитектура здания отсылает к традициям русского деревянного зодчества с шатровыми крышами, башенками, сводчатыми окнами и обилием декора на фасадах
Эклектика
Нет, здание музея построено в так называемом псевдорусском стиле — под стать архитектурному ансамблю Красной площади. Архитектура здания отсылает к традициям русского деревянного зодчества с шатровыми крышами, башенками, сводчатыми окнами и обилием декора на фасадах
Псевдорусский стиль
Да, здание музея построено в так называемом псевдорусском стиле — под стать архитектурному ансамблю Красной площади. Архитектура здания отсылает к традициям русского деревянного зодчества с шатровыми крышами, башенками, сводчатыми окнами и обилием декора на фасадах
11/13
Перед вами — дом архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927–1929 годах. В каком архитектурном стиле выполнено это здание?
Брутализм
Нет, вопрос с подвохом. Дом Мельникова часто относят к конструктивистским постройкам, однако сам архитектор отрицал его принадлежность к этому стилю (равно как и ко всем остальным). Наиболее распространенное определение применительно к дому Мельникова — советский авангард
Конструктивизм
Нет, вопрос с подвохом. Дом Мельникова часто относят к конструктивистским постройкам, однако сам архитектор отрицал его принадлежность к этому стилю (равно как и ко всем остальным). Наиболее распространенное определение применительно к дому Мельникова — советский авангард
Авангард
Правильно! Дом Мельникова часто относят к конструктивистским постройкам, однако сам архитектор отрицал его принадлежность к этому стилю (равно как и ко всем остальным). Наиболее распространенное определение применительно к дому Мельникова — советский авангард
12/13
Здесь изображен чайный магазин Перлова на Мясницкой улице, построенный в 1890–1893 годах. К какому стилю относится эта постройка?
Эклектика
Не правильно! Это здание выполнено в псевдокитайском стиле, или шинуазри. Так называют направление в архитектуре, живописи, дизайне, воспроизводящее основные мотивы средневекового китайского искусства. Постройки в этом стиле повторяют традиционную архитектуру пагод, используют яркие цвета и декоративные элементы на фасадах в виде драконов, змей, китайских фонариков, иероглифов
Шинуазри
Отлично! Это здание выполнено в псевдокитайском стиле, или шинуазри. Так называют направление в архитектуре, живописи, дизайне, воспроизводящее основные мотивы средневекового китайского искусства. Постройки в этом стиле повторяют традиционную архитектуру пагод, используют яркие цвета и декоративные элементы на фасадах в виде драконов, змей, китайских фонариков, иероглифов
Модерн
Нет! Это здание выполнено в псевдокитайском стиле, или шинуазри. Так называют направление в архитектуре, живописи, дизайне, воспроизводящее основные мотивы средневекового китайского искусства. Постройки в этом стиле повторяют традиционную архитектуру пагод, используют яркие цвета и декоративные элементы на фасадах в виде драконов, змей, китайских фонариков, иероглифов
13/13
Перед вами — один из двух круглых многоквартирных домов, построенных в Москве накануне Олимпиады-80. К какому стилю он относится?
Модернизм
Правильный ответ. По сути, это типичный панельный дом, какими в 1960–1970-е застраивались спальные районы Москвы, но необычной формы. Многоэтажные «панельки» — самые распространенные примеры советской модернистской архитектуры
Конструктивизм
Неправильно! По сути, это типичный панельный дом, какими в 1960–1970-е застраивались спальные районы Москвы, но необычной формы. Многоэтажные «панельки» — самые распространенные примеры советской модернистской архитектуры
Формализм
Неправильно! По сути, это типичный панельный дом, какими в 1960–1970-е застраивались спальные районы Москвы, но необычной формы. Многоэтажные «панельки» — самые распространенные примеры советской модернистской архитектуры
из 13
Архитектурный нигилист
Кому нужны эти стили? Это все украшательство!
из 13
Начинающий архитектор
Хороший результат! Вы случайно не из архитектурного института?
из 13
Знаток архитектуры
Вы случайно не главный архитектор?