ГД в первом чтении приняла поправки, предупреждающие о рисках в ипотеке
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О рекламе», которые обяжут предупреждать заемщиков о рисках кредитов, в том числе ипотечных. Законопроект внесен на рассмотрение Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Согласно законопроекту, реклама кредитов должна содержать предупреждение «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием источника, где именно такую информация можно получить. В радиорекламе такие предупреждения должны занимать не менее трех секунд. В телерекламе — не менее тех же трех секунд плюс не менее 5% площади кадра. В других видах рекламы — не менее 5% рекламного пространства.
Одновременно реклама должна содержать исчерпывающую информацию о полной стоимости кредита. Если рекламируется процентная ставка по кредиту, не меньшим шрифтом должен быть указан и полный ее диапазон.
Еще одно обязательное условие — реклама должна содержать фразу «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». В аудиорекламе она должна длиться не менее пяти секунд, в видеоформатах рекламы — пять секунд плюс не менее 7% кадра, в прочей рекламе — от 7% рекламной поверхности.
Как говорится в законопроекте, все эти требования распространятся также на рекламу тех кредитов и займов физическим лицам, обязательства по которым обеспечены ипотекой, а также вообще любых кредитов, которые берутся не для предпринимательской деятельности.
Необходимость в поправках к закону «О рекламе» авторы законопроекта объясняют большим числом нарушений в этой сфере. По итогам 2023 года 16,6% всех выявленных нарушений закона составили нарушения в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Кредитные организации зачастую важную информацию размещают нечитаемым шрифтом или делают ее иным образом незаметной, чем вводят заемщиков в заблуждение, говорится в пояснительной записке. Число потенциально обманутых большое, потому что число заемщиков растет. По данным Центробанка, их количество превышает 47 млн человек.
«Принятие законопроекта направлено на сокращение импульсивно взятых кредитов без надлежащего обдумывания последствий заключения договора кредитования и доступности финансовой нагрузки для заемщика и его семьи», — отмечается в пояснительной записке.
На рынке недвижимости признали недостатки не только в рекламе ипотечных кредитов. Осенью 2023 года Федеральная антимонопольная служба разработала меры против рекламы квартир со скидкой больше 20%. До этого аналогичные меры применялись к рекламе, подчеркивающей исключительные преимущества продукта с использованием терминов превосходной степени («первый», «лучший», «номер один» и т. п.), а также рекламе кредитов по ставке ниже ключевой.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»