Сколько жилья построят в Москве в 2024 году. Видео
Текстовая версия
В Москве прошла конференция «Ключевые векторы развития строительной отрасли в 2024 году». Говорили о повестке дня федерального и московского Стройкомплекса. Один из ключевых показателей эффективности — объемы строительства. Напомним, ввод жилья в России за 2023 год составил более 110 млн кв. м, что является абсолютным рекордом, но не пределом. На начало марта этого года по всей России действовало почти 15 тыс. разрешений на строительство, по которым планируется построить 155 млн кв. м жилья. А градостроительный потенциал с учетом всех действующих разрешений на строительство на 1 марта 2024 года составляет и вовсе 442 млн кв. м, что, кстати, на 18% больше аналогичного периода прошлого года.
А что Москва? В столице в прошлом году более чем на 40% перевыполнили годовой план ввода недвижимости, построили около 6 млн кв. м жилья. В этом году также можно рассчитывать на хорошие результаты.
Андрей Бочкарев, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— В Москве в производстве находится огромное количество объектов, несколько тысяч, они в разных стадиях готовности. Годовой план у нас порядка 4,7 млн кв. м жилья и примерно 8 млн кв. м суммарного ввода недвижимости. Но, скорее всего, какие-то объекты будут вводиться быстрее, особенно объекты мест приложения труда. Поэтому я уверен, что мы эту цифру превысим.
Один из крупнейших по вводу жилья в столице округов — это ТиНАО, то есть Новая Москва. Здесь с 2012 года построено порядка 25 млн кв. м жилья. По утвержденной градостроительной документации в новых округах Москвы можно построить еще свыше 40 млн кв. м.
Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий:
— В ТиНАО есть все виды жилья: многоэтажное, среднеэтажное и малоэтажное. И количество предложений и спроса на жилье не уменьшается. Все девелоперы понятные, все они известные. У нас проектов, где были бы обманутые дольщики, в последние годы нет.
Что важно: жилье в ТиНАО возводится вместе с социальной инфраструктурой, а также обеспечено местами приложения труда поблизости.
Владимир Жидкин:
— Весь спектр социальных объектов, которые только есть, полностью охвачен. Мы их строим и там, где появляются новые жилые комплексы, и там, где уже есть исторические населенные пункты, где есть дефицит. Например, в этом году появится 30 объектов образования. Если в 2012–2014 годах мы строили по десять объектов максимум, то сейчас уже четвертый год подряд — по 25–30 объектов. Учитывая, что спрос на них возрастает, население увеличивается, население прибывает в Новой Москве: было 230 тыс., сейчас 750 тыс. Представляете, за десять лет город-полумиллионник появился в Новой Москве.
Впрочем, новые кварталы возводятся сбалансированно по всему городу. В этом большая заслуга архитекторов-градостроителей — специалистов главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры.
Артем Дедков, первый заместитель директора — главный архитектор ГБУ «ГлавАПУ»:
— В рейтинге городов мира по качеству среды Москва занимает третье место, достаточно близко конкурируя с Торонто. Первое место в мире сейчас занимает Сингапур. Что было сделано для того, чтобы Москва вышла на лидирующие позиции? Во-первых, за последние десять лет вы видите, как в Москве улучшилась транспортная доступность, открыто 114 станций метро, 136 станций МЦД, построены рокады, хорды, усовершенствован речной транспорт, благоустроено 825 улиц. Во-вторых, в том числе и при участии «ГлавАПУ» сделана абсолютно новая комфортная городская среда. Плюс создан дизайн-код, разработаны правила размещения вывесок. Плюс большое внимание уделяется самому качеству и колористике фасадов, что делает город эстетически комфортным к восприятию. Плюс разрабатываются новые стандарты, например — поликлиник: более 340 поликлиник запланировано к реконструкции и модернизации, из них уже 200 реализовано. Такой же модернизации подвержены и школы, мы занимаемся этой работой — делаем фасады, благоустраиваем школьные территории.
Помимо строительства метро, в российской столице активно развивается сеть московских городских вокзалов. Надо ли говорить, что и они выступают точками роста для жилищного строительства. Один из основных операторов строительства таких городских вокзалов — холдинг «Мосинжпроект».
Григорий Феофанов, заместитель исполнительного директора по девелопменту по инвестиционным проектам, АО «Мосинжпроект»:
— На сегодня в Москве проделан большой объем работы по строительству метро. Следующий этап — создание транспортных центров, где есть не только транспортная инфраструктура, но и коммерческие объекты. За прошедшие десять лет «Мосинжпроектом» реализовано порядка 2 млн кв. м таких проектов. Есть знаковые объекты, как, например, Рязанский ТПУ с двумя станциями метро, платформой МЖД. Это огромный пересадочный комплекс на 20 тыс. кв. м, один из крупнейших в Европе.
В конце отметим, что конференция «Ключевые векторы развития строительной отрасли в 2024 году» собрала более 100 профессионалов рынка недвижимости — представителей Минстроя РФ, Стройкомплекса Москвы, ключевых отраслевых экспертов и девелоперов.