Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Не под напряжением: в Москве не хватает ЖК с зарядками для электрокаров
Город ,  
0 

Не под напряжением: в Москве не хватает ЖК с зарядками для электрокаров

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10 лет спрос на жилые комплексы с необходимой инфраструктурой для зарядки электромобилей будет увеличиваться
Со временем электрозарядная инфраструктура станет логичным продолжением современного жилого комплекса
Со временем электрозарядная инфраструктура станет логичным продолжением современного жилого комплекса (Фото: Shutterstock)

Популярность электромобилей растет, особенно это заметно в Москве. Если в начале 2023 года в столице было зарегистрировано 3 тыс. электрокаров, то на начало 2024 года их количество увеличилось втрое — до 9,38 тыс. Однако развитие инфраструктуры для электрокаров даже в столице не успевает за спросом на такие машины.

Эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимости», отмечают недостаточное обеспечение современных жилых комплексов зарядками для электрокаров. При этом риелторы и девелоперы видят растущий спрос на такую инфраструктуру, особенно в дорогом сегменте столичных новостроек.

Но в ближайшие годы ситуация может измениться. Так, в 2022 году Минстрой внес изменения в Свод правил градостроительства (СП 42.13330.2016), согласно которым на автомобильных стоянках необходимо проектировать не менее 5% машино-мест с зарядными устройствами. Правда, эти правила носят рекомендательный характер.

В конце 2023 года московские власти обсуждали возможность обязать застройщиков закладывать при строительстве и реконструкции зданий кабельные каналы, чтобы сделать возможной быструю установку зарядных станций, если от жильцов поступит соответствующий запрос.

Новостроек с зарядками недостаточно

Зарядки для электромобилей пока остаются довольно редкой опцией в инфраструктуре жилых комплексов Москвы. С каждым годом количество купленных в России электромобилей увеличивается, но даже в Москве жилых комплексов с подобной инфраструктурой не хватает, говорит директор по маркетингу компании Sense Диана Гайнуллина.

Такая инфраструктура необходима в первую очередь в непосредственной близости от квартиры, и желательно в собственном ЖК, так как время обычной зарядки для электромобиля составляет от шести до восьми часов (даже быстрая зарядка, например, на улице в Москве займет не менее полутора часов).

В большинстве случаев застройщик не устанавливает сам зарядное устройство для электрокара, а лишь обеспечивает подводку мощностей
В большинстве случаев застройщик не устанавливает сам зарядное устройство для электрокара, а лишь обеспечивает подводку мощностей (Фото: Shutterstock)

В Москве на рынке новостроек на начало марта 2024 года, по данным аналитической платформы bnMAP.pro, в продаже представлено 1,08 тыс. корпусов новостроек всех классов с квартирами и апартаментами. Но среди них недостаточно ЖК, которые включают в себя готовую инфраструктуру для зарядки электромобилей. По оценке «Метриума», зарядки для электрокаров сейчас предусмотрены всего в 15–20% жилых комплексов Москвы, преимущественно в классах бизнес, премиум и элит.

«Потребность в зарядных станциях, безусловно, будет расти. Но пока они предусматриваются в некоторых проектах бизнес-класса и выше», — говорит директор по продукту компании MR Group Жанна Махова.

По оценке девелоперской компании Sminex, зарядки для электромобилей можно встретить в половине премиальных и элитных домов на рынке новостроек Москвы. В 13% элитных домов девелопер изначально устанавливает зарядки на паркингах, а в 43% предусмотрена возможность их установки по желанию клиента, отмечает вице-президент по продукту компании Sminex Александр Лагутов.

По мнению эксперта, важно продолжать стимулирующие меры — не только развития бесшовной сети общественных зарядных станций и возможности бесплатной городской парковки, но и доступной зарядной инфраструктуры в рамках новых жилых комплексов.

Сколько электромобилей в России

По данным агентства «Автостат», на 1 января 2024 года в России зарегистрировано более 39 тыс. электромобилей. Это составляет 0,1% от всего парка легковых автомобилей, численность которого на начало этого года зафиксирована на отметке 44,09 млн. Вместе с тем российский «электропарк» активно растет, за последние полгода он увеличился в 1,5 раза.

Больше всего электромобилей в Москве

Первое место по парку электромобилей занимает Москва. В столице насчитывается 9,38 тыс. таких транспортных средств. На втором месте рейтинга оказалась Московская область с показателем 2,93 тыс. электрокаров, третье место — за Краснодарским краем (2,52 тыс.). Также в первую пятерку вошли Санкт-Петербург (2,091 тыс.) и Иркутская область (2,08 тыс.).

Какие бренды популярны

Возглавляющему рейтинг японскому бренду Nissan принадлежит 40% зарегистрированных в России электрокаров (15 тыс. единиц). На втором месте оказалась американская Tesla (5,5 тыс.), доля которой в парке электрокаров составляет 14%. Третью строчку занимает китайский Zeekr (3,7 тыс. шт.), четвертую — немецкий Volkswagen (2,5 тыс. шт.), замыкает топ-5 брендов-лидеров отечественный Evolute с 2,2 тыс. экземпляров.

Инфраструктура для электрокаров в ЖК

Кроме зарядок общего пользования, на территории ЖК также могут быть предоставлены другие инфраструктурные возможности: индивидуальные машино-места с зарядными станциями в подземном паркинге, возможность аренды электромобилей для жителей, объясняет коммерческий директор компании ASTERUS Вера Стефан.

В большинстве ЖК, которые декларируют наличие инфраструктуры для электромобилей, есть только несколько общих зарядных станций на весь комплекс, объясняет управляющий партнер девелоперской компании Stenoy Илья Фролов.

По словам управляющего партнера bnMAP.pro Ирины Доброхотовой, важно понимать, что в большинстве случаев застройщик не устанавливает само зарядное устройство для электрокара, а лишь обеспечивает подводку мощностей. Приобретением зарядного устройства и установкой собственник занимается самостоятельно, поясняет эксперт.

В современных ЖК встречаются как медленные, так и быстрые полноценные зарядные станции, добавляет управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. По его словам, обычно электроэнергию для зарядки оплачивает сам автомобилист.

С каждым годом количество купленных в России электромобилей увеличивается
С каждым годом количество купленных в России электромобилей увеличивается (Фото: Shutterstock)

Типы зарядных станций

  • Стандартная зарядная станция на переменном токе. Длительность зарядки электромобиля составляет примерно 6–7 часов.
  • Зарядная станция на постоянном токе. Длительность зарядки составляет примерно 1,5 часа.

Как работает зарядная станция для электромобилей

Зарядная станция для электрокаров работает подобно зарядному устройству для мобильных телефонов. Кабель зарядного устройства подключается к порту электромобиля, после чего питание начинает поступать в аккумулятор.

Из чего состоит зарядная станция

Современная станция для электромобиля состоит из:

  • корпуса;
  • разъемов (Chade MO, Type 2, CCS Combo);
  • контроллера;
  • системы управления.

Мощность медленных, быстрых и ультрабыстрых зарядных станций для электромобилей градируется в диапазоне 7–44 кВт, 50–240 кВт, 240 кВт и более. Так, если емкость батареи электромобиля составляет 90 кВт/ч, а заряжается она от станции мощностью 22 кВт, то с 0% до 100% автомобиль зарядится за 5,3 часа: (90/22) × 1,3 = 5,3.

Во сколько обходится обустройство зарядок в жилых комплексах

Как правило, зарядки являются частью парковочного места. Их стоимость включается в стоимость машино-места и примерно на 20% выше, чем стоимость обычного машино-места, объясняет Вера Стефан. Покупая машино-место для электромобиля, житель оставляет заявку на установку зарядного оборудования в удобном для него месте и получает инструкцию по его эксплуатации. Заряжать машину он может в любое время суток и платит за электричество, говорит Александр Лагутов.

Обустройство одной зарядной станции для электромобиля обходится в среднем в 250–300 тыс. руб. В эту сумму входят как сама станция, так и расходы на ее установку, а также согласование всех разрешений. Но для девелоперов это пока всего лишь фишка проекта, возможность выделиться среди конкурентов, добавляет директор по продажам агентства премиальной недвижимости Point Estate Роман Амелин.

Если планировать инфраструктуру заранее и подвести розетку к каждому машино-месту, то стоимость медленной зарядки для девелопера будет невысокой по сравнению со строительством жилого комплекса. Это вполне приемлемо и целесообразно, считает Илья Фролов.

Девелоперы не всегда охотно идут на дополнительные расходы, однако, чувствуя рост спроса на такую инфраструктуру, они все чаще внедряют ее в свои проекты. Если в ЖК нет зарядок, то жильцы могут обратиться в управляющую компанию с просьбой их установить, добавляет Вера Стефан.

Спрос на ЖК с зарядками будет расти

Электромобили прочно вошли в нашу жизнь, и число объектов инфраструктуры для их обслуживания будет расти, как и запрос потребителей на такие объекты. Эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимости», ожидают повышения спроса на жилые комплексы с зарядками в ближайшие пять — десять лет, поскольку электромобили становятся все более популярными.

Соответственно, и жилых комплексов с такими станциями даже в регионах будет значительно больше, считает Роман Амелин. Илья Фролов согласен, что в течение примерно десяти ближайших лет зарядные станции в жилых комплексах станут крайне востребованными, а жилье без них морально устареет.

Роман Амелин не исключает, что в России, как и, например, в Великобритании, требование оборудовать новые дома инфраструктурой для электрокаров в ближайшие годы может стать обязательным.

«Рост количества электрокаров доказывает популярность такого формата, и со стороны девелоперов очень важно создавать качественный сервис, откликаясь на актуальные потребности жителей. Электрозарядная инфраструктура действительно становится логичным продолжением современного жилого комплекса», — добавляет Диана Гайнуллина.

«Технологии подзарядки также будут развиваться, скорость зарядки станет меньше, чем сейчас. Это значит, что нужно развивать и городскую электрозарядную инфраструктуру в жилых комплексах», — говорит Жанна Махова.

Читайте также: «Домклик» оценил отношение россиян к зарядным станциям во дворах

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
До ₽10 млрд: как выглядят самые дорогие продающиеся в Москве особняки Деньги, 18 апр, 17:40
В ипотеку включат мебель. Это снизит затраты на обустройство жилья Деньги, 18 апр, 15:50
Бесплатный газ на участок: как подвести по новым правилам Загород, 18 апр, 15:11
Спрос россиян на жилье в ОАЭ и Турции резко упал Деньги, 18 апр, 15:02
Как 25-летние покупатели выбирают для себя жилье в Москве Жилье, 18 апр, 13:59
Названы города России с самой дорогой и дешевой коммуналкой в 2024 году Деньги, 18 апр, 13:44
Названы районы Москвы, где больше всего квартир с пятью и более комнатами Жилье, 18 апр, 13:04
Дома со смыслом: как выглядят новые жилые кварталы в мегаполисах мира Город, 18 апр, 12:31
Какой должна быть высота письменного стола для школьника и взрослого Дом, 18 апр, 11:00
Число сделок с элитным жильем в Москве выросло на 20% в начале 2024 года Жилье, 18 апр, 10:04
В Москве отмечен резкий рост числа сделок с нежилыми помещениями Жилье, 18 апр, 09:39
Губернатор попросил Путина ограничить дачную амнистию в зонах подтопления Жилье, 17 апр, 19:07
Собянин назначил нового главу Стройкомплекса Москвы Город, 17 апр, 18:15
«Домклик» выяснил, где под Москвой продаются самые дешевые дома с банями Загород, 17 апр, 16:52
Главное Лента