Сколько построили в Москве в 2023 году: предварительные итоги. Видео
Текстовая версия
Время подводить итоги года — попробуем сделать это в масштабах города. Итак: сколько построили в этом году в Москве?
Начнем с транспортной инфраструктуры, конкретно — с метро. Самым масштабным событием в жизни столичного метрополитена в 2023 году стал полный запуск Большой кольцевой линии — самого протяженного метрокольца в мире: 70 км путей, 31 станция, 47 пересадок и три электродепо.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения. Это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему и позволяет присоединять новые ветки метро, создавая будущее транспортной системы.
В общей сложности в 2023 году в Москве построено 36 км линий метрополитена, запущено 14 станций. В планах на следующий год — строительство еще 29 км линий метрополитена, 12 станций и двух электродепо. Работы будут идти в том числе и на новых ветках: Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской.
Если далее говорить про инфраструктуру, то 2023 год в принципе стал рекордным по масштабу строительства транспортных сооружений. Например, уходящий год запомнился москвичам открытием еще двух маршрутов городской электрички — МЦД-3 и МЦД-4. Третий диаметр связал московский Зеленоград и подмосковный город Раменское. Четвертый объединил Калужское и Нижегородское направления железной дороги в единый маршрут, который пересекает столицу с запада на восток. Это самый протяженный московский диаметр, его длина 86 км. С открытием МЦД-3 и МЦД-4 у жителей города появились еще 74 станции, новые прямые маршруты с бесплатными пересадками на МЦК, метро и другие диаметры.
Этот год отметился и масштабным дорожным строительством. В эксплуатацию сдали Московский скоростной диаметр (МСД) — 68 км по три полосы движения. На севере города участок МСД, по сути, начинается от платной автодороги Москва — Санкт-Петербург, внутри города имеет съезды на Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе. На востоке столицы в районе Рязанского проспекта МСД разветвляется — один участок уходит в сторону трассы М-12 Москва — Казань, а второй поворачивает на юг и доходит до магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе (этот участок достроят в 2024 году). Также в этом году открыли проспект Багратиона и развязку МКАД с Липецкой улицей. Таким образом, в Москве фактически сформирован транспортный каркас.
Далее — строительство недвижимости. В этом году в Москве построено свыше 110 объектов социальной инфраструктуры, 66 образовательных учреждений, 19 спортобъектов, а также 23 объекта здравоохранения — девять поликлиник, восемь новых больничных корпусов и три флагманских центра на базе ведущих городских больниц (НИИ имени Н. В. Склифосовского, ГКБ № 15 имени О. М. Филатова и ГКБ имени С. П. Боткина).
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Строительство — это завершающая фаза создания объекта капитального назначения, будь то школа, больница, детский сад, метро или дорога. В Москве последние 13 лет мы применяем систему анализа до начала принятия решения о строительстве объектов, например, социального назначения. С коллегами из Комплекса соцразвития Москвы проводится большая работа по анализу загруженности объектов образования во взаимосвязи с демографической ситуацией, появлением детей разных возрастов, их перемещением из одних учреждений в другие. И только после полного понимания того, какая прогнозируется загруженность, какая будет потребность в новых объектах социального назначения, мы в правительстве Москвы принимаем решение о строительстве того или иного объекта.
Теперь о жилье. В Москве продолжается программа реновации: с начала ее реализации введено 290 новостроек, это 4,1 млн кв. м жилья. В процессе переезда в современные квартиры сейчас находятся 147 тыс. человек. Есть и рекорды: в 2023 году Москва более чем на 40% перевыполнила годовой план ввода недвижимости (показатель ввода близится к 13 млн кв. м, из которых почти 6 млн кв. м — это жилье).
Около 80% объема ввода недвижимости — инвесторские проекты, что свидетельствует о сохраняющейся привлекательности столичного рынка недвижимости. Также стоит отметить, что все новые кварталы в Москве создаются максимально комфортными. Вот что это значит.
Артем Дедков, первый заместитель директора — главный архитектор Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры:
— Какими принципами в 2023 году руководствуется Москва, проектируя городскую среду?
— Москва не изменяет своей идеологии, реализуя программу перехода от моноцентричного города к полицентричному. Это хорошо заметно по программе реновации, и мы в «ГлавАПУ» разрабатывали 47 проектов из 89. В столице сохраняются принципы квартальной застройки, где первые этажи нежилые, где разделены приватные и публичные территории, где продуманы пешеходные и транспортные связи.
Вот таким был год для столичного Стройкомплекса. А каким 2023 год был для девелоперского бизнеса в Москве?
Алексей Тулупов президент компании Sminex-Интеко:
— Как вы в целом оцениваете градостроительное развитие Москвы?
— Мы все прекрасно видим, как Москва хорошеет с точки зрения архитектуры, мэр лично уделяет этому очень много внимания. И мы на себе ощущаем требовательность к [девелоперским] проектам: все больше внимания уделяется благоустройству и созданию среды, архитектурному освещению.
— Москва немало инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры. Как это влияет на вас как на девелопера?
— Развитие транспортной инфраструктуры — драйвер для местной экономики. Для девелоперов это в первую очередь означает возможность возводить комфортное жилье там, где раньше построить было невозможно. Благодаря программе комплексного развития территорий (КРТ) и редевелопменту промзон, чем сейчас активно занимается столичная мэрия, развитие раннее неблагоприятных территорий стало возможным.
— Кроме транспорта, Москва много внимания уделяет созданию комфортной городской среды. Для вас это важно?
— Для нас это тоже важно. Например, новые парки: Москва стала городом с выдающимися парками, и наш дом «Достижение» стоит рядом с парком «Останкино» и парком Ботанического сада РАН. После благоустройства эти парки поднялись на новый уровень по качеству городской среды.
— Каким был 2023 год для Sminex-Интеко?
— Для нашей компании это был прекрасный год. Мы ввели 165 тыс. кв. м в проектах West Garden и «Врубеля 4». По социальным объектам — ввели школу на 400 мест в квартале «Вестердам», а ещё благоустроили там 4 га яблоневого сада, который стал общедоступным для всех горожан. Также в West Garden благоустроили большую набережную — этот проект в чем-то даже сливается воедино с городской программой благоустройства городских набережных. По сути, у нас получилась бесшовная городская среда, которая позволяет иметь десятки километров пешеходных благоустроенных маршрутов.
В 2023 году рядом с храмом Христа Спасителя мы начали строить новый проект «Обыденский № 1». Наш жилой дом органично вписан в окружающую застройку. Мы также начали строительство бизнес-центра Twist, который станет украшением города, — проект получил архитектурную премию мэра Москвы в номинации «Лучшее общественное здание».
Сейчас в стройке запроектировано 700 тыс. кв. м.
— Какие планы на 2024 год?
— Продолжим строить! Мы введем в эксплуатацию дом «Лаврушинский», должны ввести проект «Ильинка 3/8», планируем завершить проект реставрации и приспособления «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском». Это сложный, но интересный проект. Также в 2024 году должны стартовать два новых больших проекта — «Тишинский бульвар» и на Фрунзенской набережной.