Лев Мазараки: «Архитектурное наследие создается и сегодня»
Председатель совета директоров ГК «Стилобат» Лев Мазараки рассказал редакции «РБК-Недвижимости», почему состоятельные люди выбирают Москву, что формирует спрос ультрахайнетов, что такое коллекционная недвижимость и почему рынок де-люкс — это тихая гавань в любой кризис.
— Что сегодня представляет собой ГК «Стилобат»? Компании с какими компетенциями входят в холдинг?
— В группу входят несколько компаний, которые занимаются проектированием, строительством, дизайном и отделкой помещений, эксплуатацией недвижимости, ее оценкой, а также подготовкой разрешительной документации.
Команда холдинга объединяет российских и международных экспертов. Она способна реализовать девелоперские проекты полного цикла: от поиска земельного участка под застройку до сдачи объектов в эксплуатацию.
Наша главная компетенция — создание проектов и превращение их в инвестиционный продукт, который со временем не потеряет ценность.
— У компании вполне девелоперское название. Почему выбрали именно его?
— Стилобат — это опора, на которую с античных времен водружают стены, колонны, пилоны построек. Так что название несет в себе образ фундаментальности, надежности и вечных ценностей. Именно об этом наши проекты. Мы создаем современное архитектурное наследие — активы, которые морально не устареют и станут частью истории.
— Какие образцы архитектуры вас вдохновляют?
— Я не отдаю предпочтение какому-то определенному стилю: это может быть и классицизм, и ампир, и конструктивизм. Конечно, в первую очередь, вдохновляют московские доминанты. Сталинский ампир столичных высоток привлекает соединением элементов от барокко до ар-деко и даже неоготики. Прекрасный стиль: одновременно помпезный, роскошный и монументальный. Он выдержал проверку временем. Новая архитектура быстро становится старой. Мода быстротечна. Но есть вечные ценности — и в архитектуре тоже.
— А архитектура ваших проектов — какая она?
— Наши проекты отличает сочетание разных архитектурных стилей. Архитектурным прототипом нашего флагманского ансамбля Lion Gate послужили знаменитые дворцы в Версале и Париже. Этот жилой комплекс — пример плавного перехода от стиля рококо к более сдержанному неоклассицизму, это некая эклектика стилей. Здание очень элегантно. Его интерьеры украшает антиквариат, приобретенный на аукционах во Франции, в частности предметы, связанные с жизнью Эрнеста Хемингуэя.
А проект комплекса премиальных апартаментов RED7 на Садовом кольце с переменной высотностью и ломаными линиями фасада — это конструктивизм. Многие специалисты уже называют это здание архитектурным символом современной Москвы. Несмотря на свой необычный вид, оно весьма гармонично.
— Почему для работы вы выбрали сегмент элитной недвижимости?
— Элитное жилье — фактически единственная тихая гавань в девелопменте и, по сути, на современном рынке инвестиций. Здесь нет влияния социальной ипотеки и тех обязательств, которые несут застройщики социального жилья — необходимости льготного кредитования, зависимости от господдержки, больших объемов ввода. Кажется, что работать в такой ситуации свободы проще. Но создавать продукт высокого качества всегда нелегко.
Сам я перфекционист, люблю сложные задачи и привык каждую деталь доводить до совершенства. Данный сегмент и его целевая аудитория меня вдохновляют.
— А как бы вы охарактеризовали свою целевую аудиторию, помимо того, что это очень состоятельные клиенты?
— Действительно, наша аудитория — ультрахайнеты, люди с очень высоким уровнем дохода. Ведь резиденции в том же Lion Gate стоят дороже 1 млрд руб. По сути, это коллекционная недвижимость. Ее покупатели выбирают не по количеству квадратных метров или планировке, которые в проектах де-люкс по умолчанию на высоком уровне, они выбирают образ жизни. Это жилье является отражением и продолжением философии и потребностей своих владельцев — как костюм у известного кутюрье, который шьется на заказ. Конечно, в случае с недвижимостью все намного сложнее. Тем интереснее работать над подобными проектами. Каждый из них уникален. Такие квартиры практически никогда не покупают с инвестиционной целью — это вложение в себя и свою семью.
— Насколько вы лично вовлечены в создание проектов ГК «Стилобат»?
— На самом деле я вовлечен во все процессы — от архитектурного проектирования до мощения тротуаров во дворе. Характер такой — стремлюсь все контролировать и вникать в детали. Но мы работаем в профессиональной команде, на которую можно положиться. Коллеги понимают меня с полуслова. Так что все шедевры мы создаем вместе.
— Что для вас важнее — уникальность объекта или прибыль?
— Целью любого бизнеса является извлечение прибыли. Но финансовый вопрос — не единственный приоритет. Я всегда в работе исхожу из того, что нравится лично мне, что является продолжением моих ценностей. И я убежден, что только так и можно строить по-настоящему успешный бизнес, получая удовольствие от процесса.
Вдохновлять должны не только деньги, но и развитие, создание чего-то уникального. Лично мне неинтересно раз за разом повторять то, что уже сделали другие. Лучше делать что-то свое.
— В любом сегменте рынка есть конкуренция. Чем вы отличаетесь от тех, кто строит сегодня дома класса де-люкс в столице? В чем ваша уникальность?
— На московском рынке очень мало проектов, относящихся к коллекционной недвижимости. Они единичны. И у каждого из них своя интересная история, свои архитектурные решения, локация, видовые характеристики, планировки, отделка, техническая оснащенность.
Наши проекты отличает то, что они не просто гармонично вплетаются в городскую среду — они становятся центральным архитектурным элементом своей локации, новой доминантой, формирующей впечатление от целого района.
А еще мы очень внимательны к деталям. Ведь именно они формируют впечатление. Когда заходишь в дом, обращаешь внимание на нюансы, которые многое говорят о владельце, не только о его материальном достатке, но и о культуре, вкусе и характере.
Здесь не бывает мелочей. Важно все: качество дерева, мастерство обработки камня, выбор технических решений. Они говорят об уровне сложности дома и о профессионализме тех, кто его создавал.
— Почему, на ваш взгляд, богатым людям стоит покупать элитную недвижимость в Москве?
— Текущая геополитическая ситуация далека от стабильности и вносит определенные коррективы в планы и в бизнес людей. Но градус деловой активности в Москве остается высоким. Сюда стекаются все деньги России и инвестиции из дружественных стран — Китая, ОАЭ, Ирана, Турции.
Можно просто посмотреть на цифры: в 2022 году в экономику Москвы было вложено почти 6 трлн руб. Даже в кризисных условиях она продемонстрировала рост и устойчивость.
В прошлом году Москва вошла в топ-10 городов мира по числу проживающих здесь миллиардеров. Это говорит о том, что состоятельным людям здесь комфортно. А для них важна не только деловая среда, но и общий уровень культуры, общий контекст.
К слову, по качеству благоустройства и транспортного сообщения Москва сегодня превосходит многие мировые столицы. Усилия мэра, направленные на создание благоприятных условий для жизни и бизнеса, трудно переоценить. Они очень заметны.
Москва — это город для людей. И наши проекты создаются по такому же принципу — от человека и его потребностей к фасадам и планировкам. А не наоборот.
— Принято считать, что в России всего два города, где можно создавать и успешно продавать проекты класса де-люкс: Москва и Петербург. Правда, в последнее время к ним примкнул Сочи. А вам интересны курортные проекты?
— Я бы не стал делать упор только на Сочи, поскольку сегодня покупательский интерес к премиальной курортной недвижимости выходит далеко за его пределы. Клиенты рассматривают все Черноморское побережье, а также горные курорты: Алтай, Архыз, Ставрополье, Кабардино-Балкарию и т. д.
Спрос не только сформирован, но и растет. А предложений высокого качества недостаточно. Далеко не все девелоперы готовы идти в регионы. Инфраструктура там, как правило, развита недостаточно, что существенно увеличивает уровень затрат при выходе на рынок.
Но целевая аудитория элитных проектов в новых туристических локациях России может оказаться даже шире, чем в Москве. Формат в принципе очень перспективен. И есть исторические предпосылки для такого развития событий: и дворяне, и советская элита стремились иметь дачи и дворцы на побережье или в горах.
Что касается непосредственно наших планов, то мы рассматриваем курортное строительство класса де-люкс. Но официальных заявлений на этот счет я пока делать не готов.
— Многие застройщики в последнее время стремились на Ближний Восток. Это было модно. Сейчас многие возвращаются. Вы рассматривали для себя варианты выхода на рынки других стран?
— Нет, начинать девелоперские проекты в других странах мы в ближайшее время не планируем. В принципе, сам зарубежный рынок перспективен. За последний год спрос на жилье за границей вырос в три раза, а цены в некоторых странах взлетели на 70% и более. Самый высокий спрос — на Дубай. По темпам иммиграции этот город уже обогнал США, Швейцарию и Австралию — традиционных лидеров этого процесса. Но основной спрос там формируют граждане Китая и Индии. Это совершенно иной покупатель, в специфике которого нужно глубоко разбираться. Так что пока мы предпочитаем работать с целевой аудиторией в России — с привычными и хорошо изученными клиентами.
— А востребован ли де-люкс в сегменте отелей? Или это тема исключительно для рынка жилья?
— Де-люкс в отельном бизнесе считается самым стабильным. А пандемия и геополитическая ситуация увеличили спрос на него еще на 20–30%.
Но количество российских VIP-туристов за границей уменьшается. За 2022 год их стало в три раза меньше. Многие вынужденно переориентировались на внутренние путешествия.
На волне возникшего спроса в России стали появляться клубные загородные проекты высокого класса. Спрос здесь значительно превышает предложение.
— В последнее время девелоперы Москвы активно создают альянсы. Объединятся даже вчерашние конкуренты. В сегменте премиального жилья этот процесс также идет?
— Создание объектов недвижимости класса де-люкс — это плод сотрудничества лучших специалистов: подрядчиков, архитекторов, инженеров, дизайнеров.
Залог успеха здесь — командная работа инвестора и продуктолога. Они должны совпадать в ключевых моментах — в чувстве продукта и стиля, в понимании рыночного спроса и потребностей клиента. Все эти факторы помогают создать идеологию объекта, его уникальные черты.
Один из наших партнеров — проектная компания APD. С ней мы создали комплекс резиденций Lion Gate — наш флагман в центре Москвы.
Также в нашем портфеле есть два совместных проекта с ГК «Основа»: многофункциональный комплекс апартаментов бизнес-класса Emotion в «Большом Сити» и комплекс премиальных апартаментов RED7 на Садовом кольце.
Формат партнерства в девелопменте становится тенденцией. В результате объединения компетенций партнеров, а также их человеческих, финансовых и строительных ресурсов рождаются интересные и устойчивые проекты.
Партнерство — это благо и для застройщиков, и для покупателей, и для рынка в целом. В таких проектах выше рентабельность, а сроки строительства, как правило, короче, поскольку в них консолидируется и внедряется лучший экспертный опыт. В партнерстве рождаются шедевры.
— Вы планируете в ближайшее время выводить на рынок новые проекты? Не боитесь отсутствия спроса?
— Сейчас рынок недвижимости находится не в лучшем состоянии. Спрос снижается. Но мы относимся к этому спокойно. У наших объектов ограниченная целевая аудитория, и она знает наш продукт и наш уровень. В нашем сегменте клиенты покупают готовое жилье, чтобы переехать сразу. Когда мы достроим дома, они придут и купят.
Мы работаем над новыми проектами — они на стадии проектирования. И в следующем году планируем начать строительство двух жилых домов. Подробнее о них расскажем позже.
— ГК «Стилобат» и вы лично активно участвуете в продвижении кикбоксинга и пляжного футбола в России. Почему именно эти виды спорта?
— Да, наша компания занимается и социальной деятельностью. Мы — партнеры Федерации кикбоксинга России и пляжного футбольного клуба «Локомотив». Поддерживая их, помогаем популяризировать спорт. Я сам спортсмен, и эти виды спорта мне особенно близки. В кикбоксинге и пляжном футболе наша страна сильнейшая в мире. Но этот статус нужно подтверждать, за него нужно бороться. Если бизнес может поддержать спортсменов, это нужно делать. Иначе не вырастить новых звезд.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»