Зачем в Москве одновременно открыли МЦД-4 и пять станций метро. Видео
В новом выпуске программы «Город» на телеканале РБК рассказываем о градостроительном эффекте от открытия МЦД-4 и пяти новых станций метро. Речь идет о продолжении развития транспортного каркаса столицы.
Текстовая версия
В сентябре этого года в Москве завершилась крупная транспортная стройка. Одномоментно транспортный каркас столицы пополнился новой линией городской электрички МЦД-4 и пятью новыми станциями метро. Давайте поговорим о том, в чем заключается градостроительный эффект от появления такой инфраструктуры и что это значит для транспортной системы города и москвичей.
Начнем с МЦД-4. Над этим проектом город работал с 2017 года, когда президент России поручил правительству Москвы совместно с РЖД реализовать систему из нескольких линий городской электрички, которая работала бы в режиме метро. Диаметры МЦД-1 и МЦД-2 были реализованы в 2019 году, а МЦД-3 запущена в августе 2023-го. Теперь настала очередь МЦД-4.
Надо сказать, что создать такой проект — не просто купить подвижной состав и нарисовать новые таблички для станций. Необходимо построить внутри города новые железнодорожные линии, новые платформы, интегрировав все это в плотную ткань мегаполиса. Например, работая над МЦД-4, Стройкомплекс Москвы совместно с РЖД возвел девять новых остановочных пунктов и реконструировал 15 старых, проложил 100 км новых путей. Потребовалось строительство восьми железнодорожных мостов, пяти эстакад и 42 путепроводов. Напомним, МЦД-4 связывает две локации за МКАД — Балашиху на востоке и Апрелевку на юго-западе, линия проходит практически через центр столицы. Интервал движения поездов составляет пять-шесть минут.
А что это дало городу?
Во-первых, очевидно, что появление МЦД-4 обеспечило прилегающие районы транспортной инфраструктурой в шаговой доступности. Это однозначно стимулирует дальнейшее развитие территорий, районы стали более престижными. Во-вторых, люди стали больше ездить по железной дороге, что сразу же разгрузило прилегающую улично-дорожную сеть от транзитных пассажиропотоков.
Кстати, с вводом в сентябре 2023 года МЦД-4 работы здесь не закончены. Второй этап — до 2026 года — предполагает реконструкцию на линии еще пяти остановочных пунктов (платформы Беговая, Рижская, Серп и Молот, Савеловская, и Чухлинка). Эти платформы интегрированы со станциями метрополитена и другими остановочными пунктами МЦД.
Также в сентябре 2023 года в Москве ввели в эксплуатацию новый участок Солнцевской линии метрополитена. Это две станции метро — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Длина участка всего 4,9 км, но объект относительно сложный для метростроевцев. Дело в том, что здесь возникла необходимость строительства метромоста длиной 460 м. Он представляет собой П-образную крытую галерею, расположенную на 22 пролетных строениях и 23 опорах.
Юрий Кравцов, гендиректор АО «Мосинжпроект»:
— Это второй по длине метромост в Москве после Лужнецкого, в дальнейшем линия уходит под землю. Особенность локализации станции «Пыхтино» в том, что она является полузаглубленной. С одного края станция примыкает практически к откосу, где поезда идут под землей, а затем выходит на поверхность. Нашим проектировщикам это решение позволило создать некоторую панорамную зону, которую вы видите, с видом на реку Ликову.
Солнцевская линия проходит по территории Центрального, Западного и Новомосковского округов столицы — от ММДЦ «Москва-Сити» до аэропорта Внуково. Как оценить приход метро в аэропорт? Все просто: дорога стала короче и быстрее. Не стоит удивляться, если в ближайшие годы Внуково нарастит свой пассажиропоток — все-таки это первый аэропорт в России с собственной станцией метро. К слову, сама станция «Аэропорт Внуково» получилось очень красивой. Ее дизайн посвящен гражданским самолетам конструкторского бюро Туполева, имя которого носит аэропорт Внуково и самолеты которого в советское время составляли основной парк Внуковского авиаотряда.
Также в сентябре этого года Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена была продлена от станции «Селигерская» до станции «Физтех». Здесь открылись новые станции «Яхромская», «Лианозово» и, собственно, «Физтех» — последняя располагается за МКАД и стала самой северной в столичном метрополитене. Градостроительный эффект заключается в обеспечении новым видом транспорта жителей района Северный и города Долгопрудный, улучшении транспортной ситуации в московских районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский и Лианозово. Для москвичей и жителей Подмосковья, которые живут рядом с этими станциями метро, затраты времени на поездку по городу с использованием метрополитена сократились на 15–20 минут.
Участок от «Селигерской» до «Физтеха» завершает развитие Люблинско-Дмитровской линии. До 2011 года в составе линии было 14 станций, ее протяженность от станции «Марьино» до «Марьина Роща» составляла 23,6 км. После ввода в 2023 году участка «Селигерская» — «Физтех» в составе линии уже 26 станций, а ее строительная длина составила 45,4 км. Таким образом, за 12 лет протяженность линии выросла почти вдвое.
Ну а что дальше? Однозначно строительство МЦД и новых станций и даже линий метро продолжится.
Андрей Бочкарев, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Мы продолжаем развитие Московского метрополитена. Сейчас в разной стадии готовности находятся более 40 новых станций метро. Часть из них — уже на финальных стадиях, часть — в готовности на 30–50%. Ряд площадок мы готовим, чтобы начать строительно-монтажные работы в следующие годы. То есть на горизонте примерно десяти следующих лет мы будем готовы ввести в эксплуатацию еще порядка 40 станций метрополитена.