Фитнес вместо кинотеатров: как меняются российские торговые центры
Столкнувшись в 2022 году с оттоком западных брендов и покупателей, российский торговые центры нашли в 2023-м способы для замещения торговых линеек и восстановления спроса. Меняются и сами торговые центры — как существующие, так и готовящиеся к открытию. Об этом говорится в аналитических отчетах консалтинговых компаний IBC Real Estate, Nikoliers и MLSD, эксперты которых среди прочих выступили с докладами на форуме-выставке инвестиций в коммерческую недвижимость MALLPIC Sochi 2023. Рассказываем о главных тенденциях, которые меняют российские торговые моллы.
Торговые центры обновляют бренды
Одна из ключевых тенденций — замещение западных брендов, многие из которых ушли с российского рынка. Эти торговые площади в 2023 году начали занимать бренды как российские, так и из нейтральных стран, говорится в отчете IBC Real Estate. Открытия новых магазинов массово стартовали во втором квартале 2023 года. Примечательно, что в основном это магазины площадью более 1 тыс. кв. м.
Например, в торговых центрах Москвы вместо H&M открылось несколько Gloria Jeans. Всего планируется к открытию 130 магазинов, в том числе на местах Decathlon, H&M, Uniqlo, M&S, говорится в отчете IBC Real Estate. Универмаги Slava Concept открываются вместо магазинов аdidas в торговых центрах Воронежа, в Перми — на месте Zara, в Туле — на месте Bershka.
На месте одной из дизайн-студий Ikea в Москве теперь работает магазин Kari. Кстати, нишу Ikea может занять арабская сеть Home Box (продает аналог шведской мебели), которая планирует открыть свой первый магазин в России, рассказали представители компании в рамках MALLPIC Sochi 2023. Также на форуме стало известно, что турецкая компания Koton намерена утроить количество своих магазинов в России до конца 2027 года: сейчас сеть в России насчитывает 49 магазинов, будет 150.
Районные торговые центры вместо межрегиональных
Торговые центры становятся меньше. Это мировая тенденция, которой уже около десяти лет. Так происходит из-за перетока потребительского спроса в e-commerce. В Москве этому свидетельствуют объемы заявленных к строительству торговых центров. Если в 2000–2010-х в Москве строили ТЦ площадью более 200 тыс. кв. м, то в текущих планах девелоперов — торговые центры не более 100 тыс. кв. м.
«В 2020-х годах с учетом изменившихся запросов со стороны потребителей и неопределенности со стороны ретейлеров девелоперы продолжат развивать в первую очередь формат районных ТЦ и торговой составляющей в проектах многофункциональных комплексов и транспортно-пересадочных узлов», — говорится в аналитических материалах консалтинговой компании MLSD. «За последние три года более 60% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время тренд сохранится, торговые объекты становятся меньше и находятся не в центре города, а на ТПУ и в жилых районах», — подтвердили в компании IBC Real Estate.
Например, девелопер Pioneer ведет в Москве строительство многофункционального комплекса Botanica. Общая площадь МФК с торговой галереей, которую можно отнести к формату районных ТЦ, составит 90 тыс. кв. м: четырехэтажный торговый центр с подземным паркингом дополняется 19-этажной офисной башней. Сегодня в объекте уже завершены монолитные работы и ведется устройство фасадов, ввод МФК Botanica в эксплуатацию запланирован на первую половину 2024 года.
Как отметила на выставке MALLPIC Sochi 2023 директор по аренде и развитию коммерческой недвижимости Pioneer Александра Чиркаева, на сегодняшний день в торговом комплексе зафиксировано уже 60% площадей, а арендаторами проекта стали «Перекресток», универмаг «Телеграф», семейный развлекательный парк и ресторан Teika Boom, флагман сети Gate X Fitness, гастропространство Kitchen Garden и многие другие.
Новые функции торговых центров
Меняются не только размеры, но и функциональное наполнение торговых центров. «В составе ТЦ появляются такие неторговые арендаторы, как МФЦ, фитнес-клубы, коворкинги, наблюдается бурный рост сегмента Food & Beverage. В 2022 году уже закрылись 6% кинотеатров в России, наиболее вероятным сценарием заполнения являются фитнес-клубы, фуд-холлы, детские центры», — рассказал руководитель консалтинговой компании MLSD Андрей Колчанов.
Впрочем, полностью отказываться от кинотеатров торговые центры не намерены. «Текущий год начался с выхода в прокат отечественного фильма «Чебурашка», который, по разным оценкам, позволил повысить показатели РТО у некоторых кинотеатров от 12% до 32%. Мы ожидаем, что на протяжении 2023 года доля кино, выпущенного российскими киностудиями, в общих сборах кинопроката будет расти. Сегмент кинотеатрального бизнеса постепенно адаптируется к текущим реалиям и может продемонстрировать положительную динамику в 2023 году», — рассказали в консалтинговой компании Nikoliers.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»