Что такое комплексное развитие территорий по-московски. Видео
Текстовая версия
Комплексное развитие территории (КРТ) сегодня один из ключевых градостроительных принципов в Москве. Но что это значит на практике?
Признаем, что большие неиспользуемые территории можно найти в каждом городе. И именно они могут стать самыми перспективными участками для комплексной застройки. Например, только в Москве около 17% городской площади занято промзонами, функции которых сложно назвать современными. Именно такие площадки в случае их комплексной застройки могут дать городу около 35–40 млн кв. м недвижимости, причем не только жилья. Обычно под комплексной застройкой понимаются детские сады, школы, коммунальная инфраструктура. Но помимо социальных объектов нужно создавать еще рабочие места, причем высококвалифицированные.
«Если рабочие места находятся в достаточной близости [от места жительства], может быть, даже в шаговой доступности, уменьшается маятниковая миграция, сокращаются транспортные потоки, становятся более комфортными районы», — так о теме комплексной застройки высказывался мэр Москвы Сергей Собянин в июне 2022 года.
В итоге принятая в Москве городская программа комплексного развития территорий предполагает создать вместо зон отчуждения (то есть несовременных промзон) новые точки притяжения. Всего в столице определено более 150 территорий комплексного развития общей площадью почти 2 тыс. га с градостроительным потенциалом 35 млн кв. м. Из этого объема 17 млн «квадратов» придется на здания общественного и социального назначения, 8 млн кв. м — на производственные постройки, оставшиеся 10 млн кв. м — на жилье.
Все это опирается на транспортный каркас города, что прописано и в Адресной инвестиционной программе (АИП) города Москвы на 2023–2025 годы.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Ключевыми направлениями АИП по-прежнему остаются большие инвестиции в транспортную инфраструктуру. Мы за этот период, то есть до конца 2025 года, должны будем начать строительство и ввести в эксплуатацию более 40 км линий метро (это порядка 18 станций), более 200 км автомобильных дорог, включая почти 60 новых искусственных сооружений (мостовые переходы, путепроводы, тоннели и так далее). А также многочисленные объекты социального назначения, такие как школы, детские сады, больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы.
Но в Москве развиваются территории не только в рамках промзон. Есть и отдельные крупные градостроительные проекты, например площадки Мневниковской поймы, высвобождаемой территории Центра имени Хруничева и административно-делового центра вблизи поселка Коммунарка. Общая площадь этих территорий составляет 971 га, суммарная площадь планируемых к строительству объектов превышает 12 млн кв. м. Оператором развития этих территорий является группа компаний «Мосинжпроект».
Максим Доронин, руководитель управления инвестиционного развития, земельно-имущественных отношений и информационного сопровождения АО «Мосинжпроект»:
— В первую очередь институт оператора [развития территорий] — это некое одно окно, связующий элемент между всеми участниками застройки, всеми участниками крупного градостроительного проекта. А именно между инвесторами, застройщиками, подрядчиками, госучреждениями, ресурсоснабжающими организациями и прочими участниками. Но в первую очередь институт оператора — это управляющий проектом, руководитель проекта. Некое сообщество людей, организация, на которую возложена задача достичь цели этого крупного градостроительного проекта.
Как именно проектируются новые территории застройки в Москве? За это в столице отвечает главное архитектурно-проектировочное управление Москомархитектуры.
Артем Дедков, заместитель директора — главный архитектор ГБУ «ГлавАПУ»:
— Росстат говорит о том, что 75% россиян живут в городах. И от того, насколько хорошо мы планируем города, насколько качественно подходим к их развитию, зависит будущее населения и России в целом. Поэтому мы [в своей работе] такое особое внимание уделяем городской среде, которая складывается из нескольких критериев. Это и экологичность, и безопасность, и благоустройство, и внешний облик, и возможность отдыхать, работать, иметь финансовую стабильность.
Говоря о планировании территорий, стоит сказать и о главном градостроительном документе. В Москве это генплан, но современная урбанистика предполагает и создание мастер-плана.
Денис Власов, заместитель директора Института Генплана Москвы:
— Мастер-план и генплан — очень похожие по названию документы, но все же в них есть определенные различия. Первое: в составе мастер-плана мы можем сформировать идеологию развития города, то есть создать идеологему, относительно которой город будет развиваться. Второе важное направление: мы можем заниматься развитием не всей территорией города, а выделить приоритетные территории, которые обеспечат максимальную эффективность городского развития.
Возвращаясь к разговору о комплексном развитии городских территорий, не стоит забывать и о текущем столичном мегапроекте — программе реновации.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Одной из самых главных программ гражданского строительства является программа реновации. Мы за этот период должны подготовить к пуску в эксплуатацию более 5 млн кв. м жилой площади. А также переселить более 150 тыс. горожан, которые участвуют в программе реновации.